Оказание помощи родителями при выполнении домашнего задания в начальной школе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 05.10.2018

Статья просмотрена: 671 раз

Библиографическое описание:

Пажитнева, Е. А. Оказание помощи родителями при выполнении домашнего задания в начальной школе / Е. А. Пажитнева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3603/ (дата обращения: 19.12.2024).



Иногда у младших школьников, даже у тех, кто хорошо учится, возникают трудности с домашним заданием. Это одна из самых актуальных проблем в начальной школе. В таком случае родителям нужно узнать, может ли ребенок сам справиться с данной проблемой. Если нет, то ему необходимо помочь. В первые месяцы обучения при выполнении домашнего задания желательно посидеть вместе с ребенком, но не для того, чтобы подсказывать, думать за него или упрекать за неудачи. Необходимо проконтролировать, вовремя ли ученик сел за уроки, правильно ли положил тетрадь, внимательно ли относится к делу. Целесообразно приучать сына или дочь начинать выполнение уроков в одно и то же время, научить правильно относиться к своему рабочему месту, где в соответствующем порядке хранится все необходимое для выполнения домашнего задания.

Начинать выполнение домашнего задания желательно с более сложного для ученика предмета. Нельзя при этом забывать и о чередовании устных и письменных заданий. Необходимо помнить, что перед выполнением письменных упражнений нужно обязательно повторить соответствующие правила.

Приучать ребенка работать с черновиками нужно только в том случае, если он не уверен в правильности своего решения, и для того, чтобы была возможность лучше осознать материал. Чтобы научить ребенка опираться на собственные знания и обходиться без подсказок, можно использовать завуалированную помощь. В этом случае родители могут сказать следующее: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с …» или «Более удобно сделать …» и т. п. Можно авансом похвалить малыша, это повысит веру ребенка в свои силы: «У тебя, такого старательного, обязательно все получится …». Все домашние задания ученик должен выполнять обязательно, даже если не был в школе, чтобы не появились недостатки в знаниях. В семье необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, тогда выполнение домашнего задания превратится в интересный процесс.

Важно помнить, что отставание на данном этапе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка и родители вовремя должны оказать ему эффективную помощь и поддержку.

Все мы понимаем, что основные знания закрепляются при выполнении домашнего задания, т. к. в классе идет знакомство и первичная проба. Актуальна проблема выполнения домашнего задания не только среди родителей и учащихся, но и учителей. В мире современных технологий и грамотных пользователей сети Интернет можно найти любое решённое домашнее задание, причем в разных источниках оно различно.

Как приучить детей и родителей пользоваться только учебниками и полученными знаниями на уроке? Каждый ищет тот вариант решения, который ему проще, например, кто-то через Интернет открыл первую попавшуюся ссылку и переписал, кто-то просит помощи у родителей, или же консультируются с учителем, что намного реже в наше время.

Я решила провести диагностику выполнения домашних заданий, используя подробные инструкции к ним, т. е. раздаточный «путевой» лист по его выполнению. Предмет, который был выбран для эксперимента — русский язык, который сложен по своей структуре и особым требованиям к выполнению работы.

Эксперимент длился ровно месяц. На каждый урок по русскому языку выдавались «путевые листы», на которых подробно описывались последовательность и действия выполнения домашнего задания.

Например, при подготовке проекта на тему: «Роль орфографии в жизни человека», на уроке была проведена работа по теме «Орфография», дети повторили виды известных орфограмм, способы их проверки, обсудили значение орфографии в жизни человека. Домашним заданием необходимо было подготовить проект, а как это сделать учащимся доносилось устно, а потом раздавались памятки. Вот содержание «путевого листа» по данной теме:

  1. Вспомни виды орфограмм и способы их проверки, о которых говорили в классе, или обратись к учебнику, посмотри пройденный материал. Запиши их на черновик.
  2. Подбери к каждому виду орфограмм по 3–5 примеров, с проверочными словами и выделением корня. Например: безударная гласная в корне слова — река — рЕки и т. д.
  3. Возьми 1 лист А4, оформи титульный лист (название работы, ФИ учащегося, класс, предмет и учитель).
  4. Возьми 2 лист А4 запиши цель своего проекта — её сформулировали в классе.
  5. Возьми 3 лист А4 — запиши в него орфограммы, которые ты перечислил с примерами.
  6. И последний лист А4 — сделай вывод по своей работе. Ответь на вопрос, который звучал в цели, добился ли ты её.
  7. Свой проект можно украсить иллюстрациями, аппликацией.

Это что касается проектной деятельности на уроках. Для выполнения обычных упражнений, для закрепления пройденного материала на уроке проводится такая же работа. Особенность наших учащихся в том, что каждый воспринимает информацию по — разному: кто-то лучше на слух, кому-то проще прочитать, кому-то необходимо ещё раз объяснить тему по классной работе и прочие варианты. Не все задания к упражнениям по русскому языку заключены в списывании текстов. Ведь может быть дан текст, но из него выборочно выписать предложения или слова по определённым критериям, цифры с разборами слов и предложений. Такие моменты дети и родители пропускают, поэтому, опять же, в «путеводных листах» подробно описывается, что делать.

Получились такие результаты:

В 3 классе 18 человек, из них отлично выполняли д/з 7 учащихся, хорошо — 6 и удовлетворительно — 5.

После работы с подробными инструкциями по выполнению домашнего задания: из 18 человек, на отлично стали выполнять 12 человек, хорошо — 4, и удовлетворительно — 2.

После такой тщательной работы необходимо сделать вывод, что важно не только устное объяснение для детей, но и ещё подсказка для родителей, ведь не все учащиеся воспринимают хорошо на слух. Мы учимся вместе с детьми всю жизнь, давайте помогать друг другу, используя любые способы и методы для улучшения качества выполнения домашних заданий детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): домашнее задание, выполнение, ребенок, родитель, русский язык, вид орфограмм, класс, лист, пройденный материал, работа.
Задать вопрос