Оказание помощи родителями при выполнении домашнего задания в начальной школе
Автор: Пажитнева Елена Алексеевна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 05.10.2018
Статья просмотрена: 671 раз
Библиографическое описание:
Пажитнева, Е. А. Оказание помощи родителями при выполнении домашнего задания в начальной школе / Е. А. Пажитнева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3603/ (дата обращения: 19.12.2024).
Иногда у младших школьников, даже у тех, кто хорошо учится, возникают трудности с домашним заданием. Это одна из самых актуальных проблем в начальной школе. В таком случае родителям нужно узнать, может ли ребенок сам справиться с данной проблемой. Если нет, то ему необходимо помочь. В первые месяцы обучения при выполнении домашнего задания желательно посидеть вместе с ребенком, но не для того, чтобы подсказывать, думать за него или упрекать за неудачи. Необходимо проконтролировать, вовремя ли ученик сел за уроки, правильно ли положил тетрадь, внимательно ли относится к делу. Целесообразно приучать сына или дочь начинать выполнение уроков в одно и то же время, научить правильно относиться к своему рабочему месту, где в соответствующем порядке хранится все необходимое для выполнения домашнего задания.
Начинать выполнение домашнего задания желательно с более сложного для ученика предмета. Нельзя при этом забывать и о чередовании устных и письменных заданий. Необходимо помнить, что перед выполнением письменных упражнений нужно обязательно повторить соответствующие правила.
Приучать ребенка работать с черновиками нужно только в том случае, если он не уверен в правильности своего решения, и для того, чтобы была возможность лучше осознать материал. Чтобы научить ребенка опираться на собственные знания и обходиться без подсказок, можно использовать завуалированную помощь. В этом случае родители могут сказать следующее: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с …» или «Более удобно сделать …» и т. п. Можно авансом похвалить малыша, это повысит веру ребенка в свои силы: «У тебя, такого старательного, обязательно все получится …». Все домашние задания ученик должен выполнять обязательно, даже если не был в школе, чтобы не появились недостатки в знаниях. В семье необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, тогда выполнение домашнего задания превратится в интересный процесс.
Важно помнить, что отставание на данном этапе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка и родители вовремя должны оказать ему эффективную помощь и поддержку.
Все мы понимаем, что основные знания закрепляются при выполнении домашнего задания, т. к. в классе идет знакомство и первичная проба. Актуальна проблема выполнения домашнего задания не только среди родителей и учащихся, но и учителей. В мире современных технологий и грамотных пользователей сети Интернет можно найти любое решённое домашнее задание, причем в разных источниках оно различно.
Как приучить детей и родителей пользоваться только учебниками и полученными знаниями на уроке? Каждый ищет тот вариант решения, который ему проще, например, кто-то через Интернет открыл первую попавшуюся ссылку и переписал, кто-то просит помощи у родителей, или же консультируются с учителем, что намного реже в наше время.
Я решила провести диагностику выполнения домашних заданий, используя подробные инструкции к ним, т. е. раздаточный «путевой» лист по его выполнению. Предмет, который был выбран для эксперимента — русский язык, который сложен по своей структуре и особым требованиям к выполнению работы.
Эксперимент длился ровно месяц. На каждый урок по русскому языку выдавались «путевые листы», на которых подробно описывались последовательность и действия выполнения домашнего задания.
Например, при подготовке проекта на тему: «Роль орфографии в жизни человека», на уроке была проведена работа по теме «Орфография», дети повторили виды известных орфограмм, способы их проверки, обсудили значение орфографии в жизни человека. Домашним заданием необходимо было подготовить проект, а как это сделать учащимся доносилось устно, а потом раздавались памятки. Вот содержание «путевого листа» по данной теме:
- Вспомни виды орфограмм и способы их проверки, о которых говорили в классе, или обратись к учебнику, посмотри пройденный материал. Запиши их на черновик.
- Подбери к каждому виду орфограмм по 3–5 примеров, с проверочными словами и выделением корня. Например: безударная гласная в корне слова — река — рЕки и т. д.
- Возьми 1 лист А4, оформи титульный лист (название работы, ФИ учащегося, класс, предмет и учитель).
- Возьми 2 лист А4 запиши цель своего проекта — её сформулировали в классе.
- Возьми 3 лист А4 — запиши в него орфограммы, которые ты перечислил с примерами.
- И последний лист А4 — сделай вывод по своей работе. Ответь на вопрос, который звучал в цели, добился ли ты её.
- Свой проект можно украсить иллюстрациями, аппликацией.
Это что касается проектной деятельности на уроках. Для выполнения обычных упражнений, для закрепления пройденного материала на уроке проводится такая же работа. Особенность наших учащихся в том, что каждый воспринимает информацию по — разному: кто-то лучше на слух, кому-то проще прочитать, кому-то необходимо ещё раз объяснить тему по классной работе и прочие варианты. Не все задания к упражнениям по русскому языку заключены в списывании текстов. Ведь может быть дан текст, но из него выборочно выписать предложения или слова по определённым критериям, цифры с разборами слов и предложений. Такие моменты дети и родители пропускают, поэтому, опять же, в «путеводных листах» подробно описывается, что делать.
Получились такие результаты:
В 3 классе 18 человек, из них отлично выполняли д/з 7 учащихся, хорошо — 6 и удовлетворительно — 5.
После работы с подробными инструкциями по выполнению домашнего задания: из 18 человек, на отлично стали выполнять 12 человек, хорошо — 4, и удовлетворительно — 2.
После такой тщательной работы необходимо сделать вывод, что важно не только устное объяснение для детей, но и ещё подсказка для родителей, ведь не все учащиеся воспринимают хорошо на слух. Мы учимся вместе с детьми всю жизнь, давайте помогать друг другу, используя любые способы и методы для улучшения качества выполнения домашних заданий детьми.