Конспект урока по теме «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского»
Автор: Орлова Марина Владимировна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 30.10.2018
Статья просмотрена: 15490 раз
Библиографическое описание:
Орлова, М. В. Конспект урока по теме «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского» / М. В. Орлова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3618/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: продолжить знакомство учащихся с жанром программной увертюры;
Задачи урока:
– умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития;
– выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры;
– использование Интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.
Тип урока: урок изучения нового;
Вид урока: урок-размышление.
Планируемые результаты изучения:
Знать строение сонатной формы. На примере увертюры-фантазии иметь представление о музыкальной драматургии. Иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
Необходимое оборудование иматериалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта, Дуэт Ромео и Джульетта Чайковского.
Художественный материал:
Портрет Ромео и Джульетты С. Бродского, документальные фотографии видов Вероны.
Ход урока
- Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
- Основная часть.
- Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока.
— Назовите композитора, о котором шла речь на прошлых уроках? (Л. Бетховен).
— Какое произведение мы слушали? (Увертюра «Эгмонт»).
—Что такое увертюра?
(Увертюра — музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю. Само слово переводится как «вступление»)
—Что такое программная увертюра?
(Программная увертюра — музыка вполне самостоятельная, в основе которой лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях.)
Слайд 1
— Итак, представьте себе, что вы уезжаете в далёкое путешествие. Путь предстоит долгий. Вы едете в двухместном купе поезда и с нетерпением ожидаете встречи со своим попутчиком. А вот и он!
- Начало вступления, первое проведение темы патера Лоренцо (слушание). 00.39
— Каково ваше первое впечатление о нём?
— Молчаливый, весь погружён в себя. Музыка негромкая, медленная, звучит в нижнем регистре. В плавной песенности темы слышится и маршевость, правда, поступь тяжёлая, как бы с остановкой на каждом шаге: либо он старый, либо в горе, а может быть, и то и другое.
— Эту тему композитор начинает деревянными духовыми инструментами (гобой, кларнеты), как бы имитируя звук органа. Зачем?
— Возможно, этот человек — духовное лицо, служитель церкви.
— Как много мы уже о нём знаем! Обычно люди в дальних поездках откровенны друг с другом. Почему?
— С одной стороны, хочется облегчить душу, а с другой стороны, сохранить тайну. Это возможно тогда, когда откровенничаешь с человеком, которого больше никогда в своей жизни не увидишь.
— Итак, будем и мы ждать рассказа.
Слайд 2
- Тема вступления— продолжение (слушание) 01.40
— При повторном проведении тема звучит у струнных в среднем регистре, а вокруг неё — фон: пиццикато у струнных, трепет. Человек заволновался. Началось движение музыки к кульминации, как бы подготовка к рассказу, но, дойдя до вершины тремя лёгкими волнами, она «уходит»: начать говорить трудно.
— Третий раз тема проходит на фоне звука литавр, и звучит она гулко, сильно, передавая мятущееся состояние попутчика — все чувства обострились. Да это ипонятно, ведь если он будет рассказывать, то придётся всё пережить вновь. Но в музыке — пауза.
— Возможно, он испугался своего решения начать этот рассказ. Но нет— нарастание звука итемпа говорит нам отом, что рассказ всё-таки будет.
— Однако, прежде чем мы услышим исповедь, дополним портрет этого человека.
Слайд 3 (Патер Лоренцо)
— Его зовут патер (т. е. отец) Лоренцо, он итальянец. Вместе с ним мы попали в средневековую Италию, в город Верону. Патер Лоренцо — человек, действительно погружённый в свои мысли, он философ.
— Патер Лоренцо — один из главных героев истории.
— А начинается эта история так:
Слайд 4. (Верона)
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междуусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их угробовых дверей
Кладёт конец их непримиримой розни.
Их жизнь, истрасть, исмерти торжество,
И поздний мир родни на их могиле
На два часа составит существо
Разыгрываемой перед вами были.
— Вы, вероятно, вспомнили эту историю. Она очень известна и называется «Ромео и Джульетта», которую написал английский драматург 16 века Уильям Шекспир.
Слайд 5 (Шекспир).
— И для того, чтобы понять суть этой трагической и, в то же время, прекрасной истории, давайте поближе познакомимся с её главными героями.
Слайд 6 (Семья).
— Семья Джульетты Капулетти сравнительно недавно разбогатевшая, поэтому несколько грубовата в манерах. Так, скажем, они из простых, просто выбились «в люди». Они кричаще одеваются и стремятся занять ещё большее положение в обществе. Поэтому подыскивают Джульетте богатого знатного жениха.
— Семья же Ромео Монтекки совершенно противоположна семье Капулетти. Она старинного аристократического знатного рода и, конечно, воспитание и образование там несравненно выше. Т. е. они интеллигентная семья с изысканными манерами.
А теперь, взгляните на экран и запомните трёх главных молодых людей, благодаря которым иразыгралась трагедия.
Слайд 7 (Тибальд, Меркуцио, Ромео).
— Тибальд — двоюродный брат Джульетты Капулетти. Очень горячий, дерзкий, гордый, своенравный и честолюбивый юноша, прекрасно владеющий шпагой, имеющий целую компанию друзей и главный зачинщик ссор ссемьёй Монтекки.
— Меркуцио — лучший друг Ромео, который под стать Тибальду, остёр на язык, горяч и дерзок, и, главное, всегда готов постоять за своего друга Ромео.
— И, наконец — Ромео. Ему 17 лет, интеллигент, умён, прекрасно воспитан, так же в совершенстве владеет шпагой, но вместе с тем романтик имечтатель, никогда не затевает ссору первым.
— Атеперь пришло время инам свами узнать, что же произошло вте далёкие иодновременно такие близкие (это вы мне скажете вконце урока) средние века…
(Сообщение ученика)
Слайд 8
— Сеньор Капулетти устраивает в своём доме шикарный бал для того, чтобы познакомить свою единственную, горячо любимую, дочь Джульетту, которой через две недели должно исполниться 14 лет, со знатным и богатым графом Парисом.
— На этот бал, скрывая лица под масками, проникают Ромео и его друзья, во главе с Меркуцио.
— Взгляды Ромео и Джульетты встречаются, и их охватывает непреодолимое чувство. Когда же оба узнают, что их семьи непримиримые враги, то приходят в ужас и отчаяние. Но любовь оказывается во сто крат сильнее.
Слайд 9
— После бала, когда уже во всём доме погас свет, Ромео пробирается в сад Джульетты, и видит её на балконе. Не в силах справиться с охватившим их сильным чувством они клянутся друг другу в вечной любви и верности и договариваются утром обвенчаться втайне от родителей.
Слайд 10
— Ромео просит своего духовного отца патера Лоренцо обвенчать их. Лоренцо сначала не соглашается, но вдруг на него сходит озарение. А что, если господь посылает ему шанс помирить два веками враждующих семейства, на счету у которых столько крови! Патер соглашается и венчает их с условием, что всё пока останется в тайне до подходящего случая. Всё складывается как нельзя удачно, но вот именно сэтого момента иначинается череда трагических событий.
— Оказывается Тибальд, брат Джульетты, узнал Ромео на балу, хотя тот и был в маске. Мало того, от его проницательного и цепкого взгляда не ускользнуло то, что Джульетта влюблена в этого нахального мальчишку. Разумеется Тибальд не может простить Ромео такой неслыханной дерзости.
Слайд 11
— Он бросает Ромео вызов. Но Ромео уже давно не держит зла на брата Джульетты и пытается всё обратить в мирное русло. Тибальд взбешён и умышленно оскорбляет Ромео. Но тот всё обращает в шутку.
— И на этом может быть всё бы и закончилось, но, как же, разве Меркуцио может простить врагу такое оскорбление лучшего друга? Он хватается за шпагу и бросает вызов Тибальду. Начинается поединок. Вначале это выглядит как вполне безобидное соревнование, кто круче, остроумнее и ловчее, под одобрительные возгласы друзей. Но иногда страсти накаляются, и вот в один из таких моментов Ромео бросается разнимать их. И Тибальд, того вовсе не желая, из под руки Ромео вонзает шпагу прямо в сердце Меркуцио, который умирает на руках Ромео.
Слайд 12
— Ромео, в безумном отчаянии, ослеплённый болью, вступает в схватку с разъярённым Тибальдом уже не на жизнь, а насмерть и пронзает его шпагой в сердце.
Слайд 13
— На площади собирается толпа народу из дома Монтекки и Капулетти.
— Появляется герцог, правитель Вероны, который уже предупреждал обе семьи о том, что если кровопролитие повторится, то виновные по закону будут преданы смертной казни. Но, узнав, что Ромео убил Тибальда, мстя за смерть своего друга Меркуцио, не приговаривает его к смерти, а навечно изгоняет Ромео из Вероны.
— Ромео в отчаянии отправляется к своему духовному отцу Лоренцо за помощью. И патер советует ему на время остановиться в городе Мантуя, постоянно поддерживая через посыльного связь с Джульеттой. А там пройдёт время и, возможно, всё ещё можно будет уладить.
Слайд 14
— Ромео прощается со своей возлюбленной и уезжает в Мантую.
Но судьба вновь подстраивает козни.
— Семья Капулетти в безутешном горе — погиб любимый племянник Тибальд.
— И чтобы как — то отвлечь Джульетту от этого горя, как считают родители, синьор Капулетти назначает свадьбу Джульетты с графом Парисом.
Слайд 15
— Джульетта умаляет отца и мать отменить свадьбу, но они непреклонны. Если дочь откажется, то будет проклята и изгнана из дому. Все отвернулись от бедной девочки и она обращается за помощью к патеру Лоренцо.
Слайд 16
— Он же придумывает хитроумный план.
— Джульетта должна будет выпить зелье, которое погрузит её в летаргический сон, почти подобный смерти.
— Джульетту, как требует обычай, похоронят в фамильном склепе. Но ровно через 42 часа она проснётся, а Ромео к этому времени как раз будет рядом, потому что патер Лоренцо пошлёт к нему посыльного с письмом. И они на время уедут вместе из Вероны.
— Джульетта так и сделала. Но Бальтазар, слуга Ромео, увидел, как хоронят Джульетту и помчался в Мантую к Ромео, чтобы сообщить ему скорбную весть. Получилось так, что слуга прибыл быстрее кРомео страгической новостью, чем посыльный патора Лоренцо.
— Ромео отправился к своей возлюбленной, уже заранее решив, что тоже сведёт счёты с жизнью, взяв с собой флакон с ядом.
Слайд 17
— Проникнув в склеп (он приехал чуть раньше срока), он прощается с Джульеттой, понимая, что без неё жизнь перестала иметь смысл, выпивает яд и погибает.
— Джульетта просыпается ровно через 42 часа и, увидев своего возлюбленного бездыханным, вонзает кинжал себе в сердце.
Слайд 18
— И вот слова, с которыми князь, правитель Вероны, обращается к родителям Ромео и Джульетты:
«…Где вы, непримиримые враги,
И спор ваш, Капулетти иМонтекки?
Какой для ненавистников урок,
Что небо убивает вас любовью!
Наконец происходит примирение двух, враждующих веками семейств, но какой ценой…
И Уильям Шекспир, как бы вназидание будущим поколениям, заканчивает свою повесть строками «…нет повести печальнее на свете, чем повесть оРомео иДжульетте…»
- Формулирование темы урока.
— Ребята как вы думаете, почему мы с вами столь подробно познакомились с этим литературным произведением У.Шекспира, ведь у нас не урок литературы?
— Потому что многие композиторы в своём творчестве обращались к этому сюжету…
— Да, конечно. И сегодня перед нами увертюра — фантазия «Ромео и Джульетта» — музыкальная версия трагедии Шекспира русского композитора П. И. Чайковского.
Слайд 19
— Определите цель нашего урока.
— Проследить за развитием музыки в программной увертюре.
Планирование деятельности. Рассмотрите разворот учебника на стр. 142,144, 146,148и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
ПЛАН:
– усвоение построения увертюры;
– знакомство с образами увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. Чайковского;
– выявление особенностей развития музыки в программной увертюре.
Задание. Усвоение построения увертюры (сонатная форма);
— Увертюру-фантазию Чайковский написал под строгим контролем руководителя «Могучей кучки» М. Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал его написать симфоническое произведение. Почти десять лет он работал над этим произведением.
— Познакомимся с образами увертюры. На странице 144 строки из пролога трагедии Шекспира. Чтение.
— Увертюра — фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме. Вспомните названия частей сонатной формы.
Слайд 20
— Итак, во вступлении звучит тема — мелодия патера Лоренцо. Он предстаёт перед нами как повествователь, рассказывая историю влюблённых.
Слайд 21
— Музыка патера Лоренцо схожа со средневековым католическим хоралом, так как он был священником, монахом. Музыка звучит неторопливо, сосредоточенно, как неторопливое шествие, в минорном ладу, передавая характер священнослужителя, который пытается соединить сердца любящих людей. Инструменты — духовые-деревянные струнные, литавры и арфа.
— И нам теперь ясно, почему его музыкальная характеристика так тяжела и скорбна, потому что мы знаем с каким грузом на душе он живёт.
— Итак, теперь начинается его музыкальный рассказ…
Тема вражды (слушание) 0.23
Слайд 22
— С чего начал свой рассказ патер Лоренцо — с темы любви или вражды?
— Судя по характеру музыки, патер Лоренцо начал рассказ об истории вражды.
— Музыка по характеру воинственная, грубая, насильственная, ненавистная, злобная и т. д.
Главная тема, или тема вражды, прозвучала дважды, всё более усиливаясь, причём во втором проведении в оркестре появились медные тарелки, имитирующие лязг мечей, клинков, т. е. средневекового оружия.
— Продолжается ли рассказ о вражде?
Тема любви (слушание) 0. 22
Слайд 23
— Нет, это рассказ о любви (музыка нежная, ласковая).
— Тема любви лирическая и светлая, добрая и счастливая,
ласковая и нежная. Она контрастна образу вражды. Тема любви звучит в мажоре.
Эту мелодию считают одной из самых красивых в мире. Чтобы убедиться в этом, надо внимательно к ней прислушаться. Тогда вы почувствуете, как любовь растёт! Попробуйте сами пропеть эту тему, точно соблюдая фразировку, и вам откроется тайна этой удивительной мелодии.
— Кстати, когда у Л. О. Утёсова, известного эстрадного певца 20 века спросили, есть ли среди огромного количества мелодий, спетых им, та. Которую он пронёс через всю свою жизнь, которая грела его душу, он ответил: «А как же! Конечно, есть!» — и запел тему любви из увертюры — фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского.
— Но вернёмся к музыке…
Слайд 24–30
— Мы с вами уже послушали вступление, где звучала тема патера Лоренцо.
— Далее познакомились с экспозицией, где услышали две темы— образа— вражды (главная тема) илюбви (побочная тема).
— Теперь послушаем продолжение рассказа в разработке ирепризе.
— Проследите за ходом событий, о которых вам сейчас расскажет музыка.
Разработка иреприза (слушание) 06.40
— В начале разработки звучит тема вражды — всё яростнее и ожесточённее.
— Далее слышится тема вступления— образ патера Лоренцо. Но как изменился этот человек! Теперь он сильный и мужественный. Его тема проходит на фоне темы вражды, усиливаясь по мере нарастания напряжённости образа вражды.
— Интересно, что в последнем проведении тема патера Лоренцо звучит в исполнении трубы — мощно, с напором. Почему? Зачем композитору понадобился тембр этого инструмента? Может быть, как ответ на тему медных тарелок в теме вражды? Это логично. Ведь чем сильнее становилась вражда, тем сильнее было желание человека защитить влюблённых.
— Реприза начинается с темы вражды, которая всё ещё сильна, но звучит недолго, уступая место теме любви. Если ранее композитор изображает любовь как маленький, едва пробивающийся росток. То теперь это всепоглощающее чувство, словно возвышающееся над миром.
— Во втором проведении тема звучит ещё более ярко, возвышенно, в третьем — продолжает набирать силу, и, кажется. Что это кульминация, но вслушайтесь… Какая тема вторгается в этот поток света, любви и счастья?
— Внезапное появление темы вражды как бы «сбивает» любовь. Она пытается «подняться». Появляется её «защитник» — патер Лоренцо. Его тема опять звучит очень мощно и уверенно. Всё смешалось. Невольно ощущаешь тревогу. И верно — удар большого барабана и неожиданная пауза. Всё кончено.
— Вписьме ксвоему другу, врачу Яковлеву, Чайковский писал: «Не могу придумать достойный конец увертюре».
— Ну, кажется, куда проще — всё по сюжету. Но в том — то и дело, что задача настоящего мастера не просто пересказать сюжет, а выразить собственное суждение по поводу этой истории. Что же говорит нам Чайковский?
— Слушаем заключительный раздел увертюры — фантазии, который называется — Кода.
Слайд 31
Кода (слушание) 02.48
— Мерные погребальные аккорды, напоминающие о гибели Ромео и Джульетты. Сквозь мерную поступь слышится изменённая до неузнаваемости тема любви — любовь жива! Измученная, сломленная, но живая! Неожиданно для нас низкие, глухие звуки переходят в светлые, высокие, напоминающие церковный хорал. И мы сразу же переносимся в католический храм, с его высокими сводами, где по церковному обычаю отпевают умерших.
— Постепенно песнопение становится всё более ярким, сильным, в оркестре появляется арфа и своим разливающимся звуком как бы раздвигает своды храма, увлекая нас в бесконечное пространство. Вокруг тёплое, голубое, бесконечно доброе небо и тема любви! Она звучит светло и уверенно, паря над землёй, вопреки мелким ссорам и большим войнам, сотрясающим мир.
— Видимо, это и есть главная идея увертюры — фантазии. Вслед за темой любви звучит несколько утвердительных аккордов — точек. Да! Только так! Никак иначе! Так было, так есть, так будет!
Слайд 32
— Совпадает ли главная идея произведения у Шекспира и Чайковского?
— Нет, светлому жизнерадостному восприятию Чайковского истории любви Ромео и Джульетты словно противостоят известные строки Шекспира:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть оРомео иДжульетте.
— Так ли это? Исследователь творчества У.Шекспира А.Зверев пишет: «Судьба Ромео иДжульетты названа самой грустной из тех, что выпадает на человеческую долю. Ивсё же смерти «чёрное дупло»— это сказано не про них. Они умирают, но то не победа смерти. Стой минуты, когда на веронском кладбище разыгралась последняя сцена, начинается их жизнь ввеках. Иона по сей день не закончена. Да ине закончится до той поры, пока любовь, верность, самоотверженность, отвага остаются высшими ценностями, оберегаемые человечеством».
- Подведение итогов.
—Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
—Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
- Домашнее задание: записать ответы на поставленные вопросы по теме урока в тетрадь.Сходны или различны образы, созданные Шекспиром и Чайковским? Какие средства выразительности создают эти образы в литературе, а какие в музыке? В каком из произведений главные герои показаны ярче? Какое произведение произвело на вас большее впечатление?