Подготовка к Единому государственному экзамену по истории: из опыта работы. Написание исторического сочинения | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.10.2018

Статья просмотрена: 403 раза

Библиографическое описание:

Шишкова, А. Р. Подготовка к Единому государственному экзамену по истории: из опыта работы. Написание исторического сочинения / А. Р. Шишкова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3664/ (дата обращения: 16.10.2024).



На мой взгляд, подготовка к экзаменационным испытаниям должна начинаться в 10 классе. У учителя и обучающегося есть два года, чтобы повторить фактический материал, освоить теорию предмета, сформировать умения, необходимые для успешной сдачи экзамена.

На уроках мы ограничены, так как объем изучаемого материала большой, практически каждый урок — новая тема, а времени 45 минут. Но даже в рамках урока я стараюсь находить возможности применять задания в формате ЕГЭ. Например, в начале урока даю задание на выявление хронологической последовательности событий, изученных на предыдущих уроках (1). Часто применяю задание, где надо из ряда терминов исключить 2 лишних (3). Большое внимание уделяем работе с текстами, так как в контрольно-измерительных материалах ряд заданий (6, 10, 12, 20, 21, 22) непосредственно связаны с анализом исторических источников. Я предлагаю ребятам найти слова-маркеры и подчеркнуть их. Эти слова должны помочь им определить эпоху, о которой говорится, вспомнить ее особенности, исторических личностей, которые с ней связаны и правильно ответить на вопрос.

Особую трудность для ребят представляет написание исторического сочинения об одном из периодов истории России (25). Тем более, что это задание менялось по своей сути и по количеству баллов, которое за него давали. Сейчас 25 задание «весит» 11 баллов и состоит из 7 критериев, которые должны быть выполнены для получения максимального результата. Предлагаю сегодня разобрать пример исторического сочинения строго по критериям. Возьмем период 1019–1054 гг. Наш абитуриент должен сразу понять, что это даты правления киевского князя Ярослава Мудрого.

Критерий №1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории.

1019–1054 — это время правления великого киевского князя Ярослава Мудрого. Этот период в истории России отмечен следующими процессами:

1)укрепление системы государственного управления и рост могущества Киевского государства;

2)развитие системы феодальных отношений;

3)укрепление самостоятельности Православной церкви;

4)избавление Руси от вторжений печенегов.

Лучше указывать больше событий, процессов и явлений, так как в дальнейшем необходимо указать не менее 2 причинно-следственных связей, которые характеризуют причины возникновения этих событий, явлений, процессов.

Критерий №2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Здесь внимание экзаменуемого обращается на то, что при характеристике роли названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Это предупреждение вКИМах выделено врамочке!

Наиболее важную роль в истории Руси этого периода сыграл сам Ярослав Мудрый, ставший великим князем в 1019 году после 4-летней междоусобной войны. В истории древнерусской культуры и православной церкви этого времени заметное место занимает митрополит Киевский и всея Руси Иларион.

Мы назвали двух личностей, об их конкретной деятельности речь пойдет далее в рамках в том числе и критерия № 3. Поэтому плавно переходим к этому критерию.

Критерий №3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

Предлагаю следующую формулировку.

Укреплению государственного управления способствовало принятие первого письменного свода законов «Русская правда», известной как «Правда Ярослава». При Ярославе укрепилась власть киевского князя, он правил с помощью своих сыновей в качестве наместников, а также назначал глав местного управления — посадников. Ярослав Мудрый установил и лествичный порядок престолонаследия, предотвратив тем самым борьбу за власть между своими сыновьями. Однако, впоследствии данная система приведет к междоусобным войнам между князьями, возникновению сепаратистских тенденций, что повлечет за собой новый период в истории нашей страны- феодальную раздробленность.

Здесь абитуриент обеспечивает выполнение следующего критерия, связанного с оценкой влияния описываемых событий на дальнейшую историю России. Это естественным образом отображается в сочинении.

Укреплению власти киевского князя способствовало складывание феодальных отношений. Первыми феодалами на Руси стали князья. Появляются и первые вотчины — безусловные земельные владения. Они даровались великим князем кому-то из младших князей либо захватывались князьями у свободных общинников — смердов. Земледельцы, проживавшие в вотчинах, должны были платить князю дань. Это позволяло ему содержать дружину, готовую по приказу князя пойти на войну, что укрепляло военную силу и могущество Киевского государства.

Одной из важных задач, которые решил Ярослав, стало повышение самостоятельности Православной церкви на Руси. Это выразилось в том, что в 1051 году митрополитом становится священник славянского происхождения Иларион. До этого митрополитами были греки, присылаемые из Византии. Иларион известен также как автор «Слова о Законе и Благодати», в котором он прославляет правящую княжескую династию. Таким образом, государство укрепляло церковь, а церковь, в свою очередь, служила укреплению власти великого киевского князя и его государства.

Следствием укрепления Киевского государства и усиления власти князя стала успешная борьба Ярослава с печенегами. Он сумел укрепить южные границы государства, построив цепь крепостей. В 1036 году печенегам было нанесено окончательное поражение. Вследствие этой победы Ярослав принимает решение о строительстве в 1037 году Софийского собора в Киеве, что должно было еще раз подтвердить величие Руси.

Критерий №4. Используя знания исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

Эта оценка завершает историческое сочинение, служит заключением к нему. Трудность этого вопроса в том, что учащиеся средней школы не изучают историографию как отдельную науку, поэтому не всегда могут сориентироваться в том, как конкретные историки оценивают данный период. На мой взгляд, если твердо не уверен в ответе, то лучше не упоминать мнения историков вообще, а опираться только на исторические факты. Примером тому может служить упоминание в нашем сочинении о роли лествичной системы престолонаследия в последующем раздроблении Киевской Руси. Я приведу здесь и мнение историка для полноты картины.

Историки высоко оценивают деятельность Ярослава Мудрого. В. О. Ключевский считал его правление — «наивысшим расцветом древнерусского государства». Н. М. Карамзин писал о нем: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого, не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россией в бедствиях междоусобия».

Критерий №5. Корректное использование исторических терминов, понятий, относящихся к данному периоду.

Перечислю термины и понятия, которые использовались в сочинении: феодальные отношения, печенеги, великий князь, междоусобная война (междоусобицы), митрополит, свод законов «Русская правда», наместник, посадник, лествичная система престолонаследия, феодальная раздробленность, вотчина, смерды, дружина, дань, княжеская династия, «Слово о Законе и Благодати», крепость.

Критерий №6. Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по данному критерию могут быть выставлены, если по критериям 1–4 в сумме выставлено не менее 4 баллов.

Критерий №7. Форма изложения. Ответ должен быть представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл по данному критерию может быть выставлен, если по критериям 1–4 в сумме выставлено не менее 4 баллов.

Вариант написания исторического сочинения. Период 1019–1054.

1019–1054 — это время правления великого киевского князя Ярослава Мудрого. Этот период в истории России отмечен следующими процессами:

1)укрепление системы государственного управления и рост могущества Киевского государства;

2)развитие системы феодальных отношений;

3)укрепление самостоятельности Православной церкви;

4)избавление Руси от вторжений печенегов.

Наиболее важную роль в истории Руси этого периода сыграл сам Ярослав Мудрый, ставший великим князем в 1019 году после 4-летней междоусобной войны. В истории древнерусской культуры и православной церкви этого времени заметное место занимает митрополит Киевский и всея Руси Иларион.

Укреплению государственного управления способствовало принятие первого письменного свода законов «Русская правда», известной как «Правда Ярослава». При Ярославе укрепилась власть киевского князя, он правил с помощью своих сыновей в качестве наместников, а также назначал глав местного управления — посадников. Ярослав Мудрый установил и лествичный порядок престолонаследия, предотвратив тем самым борьбу за власть между своими сыновьями. Однако, впоследствии данная система приведет к междоусобным войнам между князьями, возникновению сепаратистских тенденций, что повлечет за собой новый период в истории нашей страны- феодальную раздробленность.

Укреплению власти киевского князя способствовало складывание феодальных отношений. Первыми феодалами на Руси стали князья. Появляются и первые вотчины — безусловные земельные владения. Они даровались великим князем кому-то из младших князей либо захватывались князьями у свободных общинников — смердов. Земледельцы, проживавшие в вотчинах, должны были платить князю дань. Это позволяло ему содержать дружину, готовую по приказу князя пойти на войну, что укрепляло военную силу и могущество Киевского государства.

Одной из важных задач, которые решил Ярослав, стало повышение самостоятельности Православной церкви на Руси. Это выразилось в том, что в 1051 году митрополитом становится священник славянского происхождения Иларион. До этого митрополитами были греки, присылаемые из Византии. Иларион известен также как автор «Слова о Законе и Благодати», в котором он прославляет правящую княжескую династию. Таким образом, государство укрепляло церковь, а церковь, в свою очередь, служила укреплению власти великого киевского князя и его государства.

Следствием укрепления Киевского государства и усиления власти князя стала успешная борьба Ярослава с печенегами. Он сумел укрепить южные границы государства, построив цепь крепостей. В 1036 году печенегам было нанесено окончательное поражение. Вследствие этой победы Ярослав принимает решение о строительстве в 1037 году Софийского собора в Киеве, что должно было еще раз подтвердить величие Руси.

Историки высоко оценивают деятельность Ярослава Мудрого. В. О. Ключевский считал его правление — «наивысшим расцветом древнерусского государства». Н. М. Карамзин писал о нем: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого, не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россией в бедствиях междоусобия».

Литература:

  1. Критерии демоверсии Единого государственного экзамена по истории 2019г., задание 25.
  2. Я. В. Соловьев Проблемы задания 25 экзаменационной работы ЕГЭ по истории в отражении методических рекомендаций Федерального института педагогических измерений// Преподавание истории в школе, № 10, 2017 г. С. 12–19.
  3. О. В. Гугнина Историческое сочинение: инновация в ЕГЭ 2016г. // Преподавание истории в школе, № 5, 2017г. С. 14–17.
  4. Б. А. Карпин Пишем историческое сочинение на ЕГЭ. М., 2017 г. — 185 с.
  5. Н. И. Вурста Историческое сочинение. Новое задание на ЕГЭ. М., 2016г. — 221 с.
  6. Ю. Г. Войцик Методические рекомендации к написанию исторического сочинения (в рамках подготовки к ЕГЭ по истории). Задание 25. М., 2016г. — 120 с.
  7. С. А. Маркин ЕГЭ. Выполнение задания 25. Исторические сочинения. М., 2017г. — 413 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Киевское государство, Православная церковь, великий князь, историческое сочинение, киевский князь, критерий, великий киевский князь, государственное управление, Русь, укрепление власти.

Похожие статьи

Подготовка к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения

Преподавание права в образовательной организации на примере учебника по праву С. А. Лосева. Рабочая программа

Учебно-методическая разработка по русскому языку

Типология текстовых задач в Едином государственном экзамене по математике профильного уровня

Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 1. Программа курса

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Опорные конспекты для подготовки к ОГЭ по биологии по разделу «Разнообразие растений»

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории»

К вопросу о модульном обучении иностранному языку в вузе

Учебно-методическая разработка по русскому языку. Тема: «Знакомство. Моя семья. Автобиография»

Похожие статьи

Подготовка к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения

Преподавание права в образовательной организации на примере учебника по праву С. А. Лосева. Рабочая программа

Учебно-методическая разработка по русскому языку

Типология текстовых задач в Едином государственном экзамене по математике профильного уровня

Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 1. Программа курса

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Опорные конспекты для подготовки к ОГЭ по биологии по разделу «Разнообразие растений»

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории»

К вопросу о модульном обучении иностранному языку в вузе

Учебно-методическая разработка по русскому языку. Тема: «Знакомство. Моя семья. Автобиография»

Задать вопрос