Важнейшая составляющая личности
Авторы: Евстафьева Светлана Алексеевна, Чуева Лариса Михайловна, Борисенко Людмила Петровна, Кушнерёва Галина Юрьевна, Станкевич Алевтина Владимировна, Курмаев Вячеслав Жоржович, Козловский Сергей Николаевич, Васильев Алексей Павлович
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 06.11.2018
Статья просмотрена: 48 раз
Библиографическое описание:
Важнейшая составляющая личности / С. А. Евстафьева, Л. М. Чуева, Л. П. Борисенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3684/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важнейшей составляющей языковой личности является ее национальный характер, который определяется принадлежностью к этносу, включенностью в национальную культуру. На представление человека о мире влияют многие факторы, и нельзя рассматривать язык отдельно от мышления, психологии и культурного опыта человека. Язык и культура, в первую очередь национальная, постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. В языке фиксируются объекты и события, представляющие культурную значимость. Язык, кроме того, надо понимать как социальное явление, тесно связанное с историческим опытом общества.
В процессе коммуникации большую роль играет адекватное понимание национально-специфических культурных особенностей социума, то есть раскрытие национальной картины мира, национального характера. Этнокультурную специфику любого коммуникативного акта формируют быт, традиции и обряды народа, сформировавшиеся исторически стереотипы поведения, базовые нормы и ценности. Коллективное достояние духовной жизни этноса проявляется также в искусстве: архитектуре, музыке, танце, живописи — и в языке: фразеологическом фонде и образных средствах, фольклорных произведениях и паремиях.
Фольклорный текст фиксирует культурно-историческую информацию, накопленную в прошедших веках. Присваивая опыт определенной культуры, человек вводит его в свое сознание, завладевает её общепринятыми мерами и сам становится носителем этой цивилизации. Таким образом, фольклорные тексты выступают своего рода «каналами передачи» художественно-эстетического и социально-исторического опыта, что гарантирует неизменное становление человеческой цивилизации и сохранение культуры. Запечатлевая в себе расхождения в языке и культуре народов, способах мышления и особенностях мировосприятия людьми, произведения устного народного творчества — это яркие выразители национального своеобразия установленной лингвокультуры.
Истоки загадок как фольклорного жанра поднимаются к тайной речи первобытного, племенного общества. Враждебную человеку силу следовало обмануть, для того чтобы обеспечить безопасность себе, своей семье, своему племени. Загадки использовались и в обрядах инициации, когда необходимо было проверить, готов ли юноша стать мужчиной.
Загадки, безусловно, встречаются в мифологии разных древних народов. Они являются, например, частью древнегреческих мифов. Тайны русского народа также связаны по своему происхождению с условной речью — кодированным языком охотников, с ритуалами и волшебными действиями, нацеленными на обеспечение и сохранение урожая.
В русском фольклоре признаки древних загадок обнаруживаются в сказках, былинах, песнях. Так, целый ряд подблюдных песен имеет форму кода: поющие не описывают судьбу человека, а заменяют ее описанием предмета или действия.
Следует отметить, что загадки способствовали познанию окружающего мира, развивали наблюдательность, формировали логическое мышление и при этом были средством отдыха и развлечения, обучения и воспитания.
Самые древние загадки не были игрой или пустой забавой, простым балагурством или усмешкой, составляли словесную партитуру особой магии и ритуала. Загадка представляла собой нестандартный способ общения, а именно, тайную символическую речь, что показало процесс накопления опыта предков, условия жизни народа, его культуру, историю и географию страны. Со временем к загадке начали относиться как к способу испытания понятливости, стали проявляться новые загадки о предметах и явлениях, характерных для новых эпох. Фольклорный жанр стал выполнять, в первую очередь, художественную и развлекательную функции.
Русские загадки стоят в одном ряду с пословицами и поговорками. Представляя собой все вместе образцы народной мудрости, они имеют общий источник происхождения — фольклор. В рамках фольклорной традиции пословицы и загадки до середины ХIХ в. объединяла характерная для тех и других специфика художественного изображения действительности, а также синтаксического и ритмического строения. В сборниках, посвященных устному народному творчеству, загадки и пословицы печатались вместе без разделения на самостоятельные жанры.
Многие ученые сопоставляют загадку и иные фольклорные жанры, отмечая, что в загадках отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку, а в пословицах и поговорках была заключена житейская мудрость простого человека. «В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для творческой фантазии народа; в пословице — для его здравого смысла и критики.
Как фольклорный жанр загадка также самым тесным образом связана со сказкой, что проявляется прежде всего в условиях их функционирования. В ряде случаев в тексте сказки инкорпорирована загадка — она может вплетаться в речь сказочного героя; в других случаях в сказке описывается испытание героя, который должен отгадывать предлагаемые ему загадки. Основной коммуникативной целью загадки как фольклорного жанра является трансляция и проверка знаний носителей культуры о мире материальных ценностей, способствующая стабилизации жизнедеятельности фольклорного коллектива. В традиционной культуре подобные знания представали в виде особого тайного кода, обязательного к заучиванию. Благодаря присутствию в традиционных текстах кода загадки хранили в себе особую информацию, что выражено в описании и соотношении ключевых для культуры реалий. В настоящее время наблюдается утрата фольклорной кодовой системы. Благодаря взаимному влиянию фольклора и письменной литературы в современном сознании все же присутствуют фрагментарные знания фольклорного кода. В результате этого некоторые традиционные загадки остаются включенными в актуальную сферу сознания носителя современной культуры. Например, в загадке Разбежались по опушке в белых платьицах подружки (березки) в соответствии с фольклорным кодом осуществляется соотношение образа дерева и женщины, что в общем-то легко распознается современным сознанием.
Специфические характеристики загадки — малый объем, предполагающий жанрово обусловленный набор языковых средств, ограниченный круг ключевых тем — детерминируют образы адресанта и адресата. Отметим, что характеристика адресанта как в фольклоре в целом, так и в загадке в частности являет собой определенную сложность, связанную с принципиальной анонимностью народного творчества. В фольклорном дискурсе проблема авторства соотносится с триединством автора — говорящего (исполнителя текста) — субъекта фольклорного произведения. В традиционной и современной загадке адресант в значительно меньшей степени, чем в других жанрах, обнаруживает способность менять текст загадки. Это обусловлено лаконичностью текста и спецификой языковых единиц. Так, для загадки: Летит не птица, воет не зверь традиционно отгадкой являлся ветер, тогда как в условиях современной информационно-коммуникативной культуры данный текст получает новые отгадки: граната, самолет, ракета. Привлечение лексических единиц с абстрактным значением позволяет выбирать несколько отгадок из круга подобных. На языковом уровне данная особенность выражена в функционировании лексических единиц, характеризующихся наличием общих сем, а именно: специфика звукового эффекта и двигательная особенность. В связи с появлением нового набора отгадок можно наблюдать, что адресат занимает двойственную позицию. И в традиционной, и в современной загадке, с одной стороны, наравне с адресантом он является создателем текста, способным проявлять творческое начало. С другой стороны, творчество является ограниченным определенной семантической сочетаемостью лексических единиц, обозначающих реалии в отгадке и предмет-замену в загадке.
Итак, загадка как жанр русского фольклора представляет собой многогранное лингокультурное образование. Вбирая в себя как традиционные, так и относительно современные тексты, жанр русской загадки отражает фундаментальные смыслы национальной культуры, передает систему ценностей, характерную для мировидения и миропонимания русского человека.