Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.

Дата публикации: 01.01.2019

Статья просмотрена: 10596 раз

Библиографическое описание:

Ижогина, Е. Ю. Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе / Е. Ю. Ижогина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3845/ (дата обращения: 16.11.2024).



Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.

Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно — коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.

Краеведение необходимо в школе, через него идет воспитание и духовное становление учащихся как личности, человека и гражданина. Благодаря краеведению они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России, учит интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего их мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.. Таким образом, основная цель краеведения — формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.

Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает гордость за свою страну и свой край, стремление быть лучшим.

Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему». Местный материал доступен учащимся для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить им достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями.

Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, собирательной активности, увлечению наукой.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного села и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность. Справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия.

Как дерево умирает, если отрубить его корни, так и человек не сможет полноценно жить, если не знает истоков своей культуры, своей истории.

Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроках окружающего мира. Анализируя программу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края.

В краеведении заложен огромный потенциал формирования гражданского сознания. Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества. Главная цель современного краеведения — расширить знания по краеведению, познакомить с памятниками истории и культуры края, привить чувство ответственности за их судьбу, через местный исторический материал дать знания более прочные и глубокие, изучать историю семьи.

Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями.

Основные задачи краеведения:

‒ Формирование любви к родному селу и интереса к прошлому и настоящему Воронежского края;

‒ Развитие эмоционально-целостного отношения к семье, дому, улице, городу, стране;

‒ Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в селе, сопричастности к этому;

Для чего же изучать свой край в начальной школе? В младшем школьном возрасте начинается формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников должен быть связан с историей, культурой, экономикой, бытом своего города.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного города как окружающего ребенка пространства, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата.

Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, учитель же становится направляющей стороной. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы, школьники получают лишь часть знаний, тонкости, учащиеся находят самостоятельно, для этого необходимо найти такие источники получения знаний, которые будут интересны каждой из сторон учебного процесса. Таким источником может стать ученическое исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.

При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил:

‒ события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

‒ факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

‒ предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекать их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например, улице, где находится их дом или школа;

‒ формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

‒ вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная работа.

Задачи: расширить и углубить знания, дополняющие школьную программу по окружающему миру; сформировать знания, умения, навыки в краеведческой работе; содействовать гармоничному развитию личности, совершенствовать духовные и физические потребности; формировать жизненную самостоятельность и деловые качества; формировать гуманное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:

Образовательная — содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности.

Ценностная — предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.

Деятельностная — способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Воронежского края в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая — предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, региональность.

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.

Природоведческое краеведение.

Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда хорошо знаешь край, в котором живешь, сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю». Обучая детей различным предметам, стараюсь на каждом уроке использовать краеведческий материал. Это помогает проводить уроки более содержательно, интересно.

К. Д. Ушинский рекомендовал начинать знакомить детей с миром с изучения природы родного края, воспитывать у детей «инстинкт местности». Краеведческий материал помогает лучше понять взаимосвязь всех процессов и явлений в окружающем мире, он несёт в себе первичную информацию о природе и стереотипы этноса, которые вырабатывались народом в процессе адаптации к природе и были направлены на сохранение равновесия внутри её и в её отношениях с обществом. Эти идеи выражены в правилах взаимодействия человека с природой и отражаются в содержании легенд, народных сказаний. Именно такой материал создает предпосылки для формирования таких ценных качеств, как достоверность происходящих процессов в природе, ощущение своей причастности к природе и культуре родного края и Земли в целом, а также воспитание любви к нашей Родине.

В начальной школе учащиеся впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, насколько прочным окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство любви к окружающей природе, желание понять и глубже узнать ее. Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному целенаправленному общению учащихся с природой во время экскурсий и походов.

Экскурсия — путь к познанию окружающей действительности. Она дает богатейший материал, характеризующий природу и трудовую деятельность населения ближайшего окружения школы. Изучение родного края, его природных богатств, трудовой деятельности людей раскрывает большие возможности для образования и воспитания. Уроки окружающего мира в течение первого месяца в 1 классе провожу в виде экскурсий в школьном дворе и парке. Начинаю развивать интерес учащихся к природе, наблюдениям, учу сравнивать факты, явления и делать выводы. Перед каждой экскурсией стараюсь подобрать стихотворения (местных авторов), прошу детей выучить их, чтобы по ходу занятий они могли их прочитать. Стихи помогают учащимися дать поэтическое описание природы, в образной форме обобщить наблюдения.

Я имоя семья.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. У каждого человека есть Родина, и каждый любит место, где он родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Формирование любви к Родине начинается с того уголка, где дети живут. Этим уголком является дом, улица. К родной улице мы обращаемся в темах «Безопасный путь», «Улица, на которой ты живёшь».

Эколого-краеведческая работа смладшими школьниками.

Экологическое краеведение в школе связано с организацией учителем совокупности видов деятельности, направленных на познание учениками природы своего края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем, поиск и практическую реализацию доступных для учащихся путей их решения. Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому. Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы.

Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, очистка родников и т. д. Места, в которых мы живем, богаты историческими, этнографическими памятниками. Флора и фауна помогают развернуть с детьми краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Мы, взрослые, в большинстве своем уже поняли, что уничтожать природу — это все равно, что рубить собственные корни. Моя задача — донести до ума и сердец малышей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Мои ученики очень любят экскурсии в природу. Каждая новая встреча с природой вызывает чувство радости и удивления. В заключение этих экскурсий дети отвечают на вопросы: что дало нам общение с природой; чему она нас научила; стали ли мы духовно богаче; какую помощь способны оказать. Сейчас, когда появилось какое-то безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации воспитания. Но эта тема безгранична. Я же хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за нашу реку Дон, берега которой превращаются в свалку. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу — не будет России!

При формировании эколого-краеведческих знаний особое внимание уделяется методики организации и проведения уроков, определению их места в системе других занятий и подаче учебного материала. В поурочных разработках намечалась взаимосвязь природоведческих, экологических и краеведческих знаний, которой способствовали различные методические приемы: сравнение, обобщение, прогнозирование. На своих уроках большое внимание уделяю практическим работам: решению экологических задач, обсуждению ситуаций по выбору поведения в природной среде.

Краеведческий курс отличается от традиционной высокой эмоциональности, праздничностью, что пробуждает познавательный интерес к своему городу, как среде обитания.

Эффективность восприятия изучаемых объектов и развитие образного мышления значительно возрастает при сочетании иллюстративной наглядности, поэтизированного, сказочного описания и музыкального сопровождения.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность. Справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

Краеведение имеет важное воспитательное значение, так как способствует формированию патриотических чувств, показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры Воронежской области. Краеведение — это также и кропотливая работа, носящая исследовательский характер. Изучая книги, документы, письменные свидетельства, мы открываем новые страницы в истории родного края.

Согласна с академиком Д. С. Лихачёвым, который отмечает очень важную особенность краеведения: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень».

Литература:

  1. Бабакова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. // Начальная школа.1993 № 9 с. 16–18
  2. Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. //Начальная школа. 1991. № 8 с.48–51
  3. Гайворовская Н. И. Краеведческий кружок как средство развития личности младшего школьника. // Начальная школа 2009. № 6. С. 90 -95
  4. Губанова Е.Н, Махина Н. С. Использование на уроках материалов исторического краеведения. // Начальная школа 2002. № 6 с. 35 -40
  5. Ермолаева Л. К. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиск…//Начальная школа. 1999. № 1 с. 27 -40
  6. Зайцева Л. И. Опыт объединения учителей-краеведов. //Начальная школа. 1998. № 5. С 24- 25
  7. Кокорева Е. А. Краеведение как средство патриотического воспитания в начальной школе. // Край родной Воронежский 1-й выпуск. /составление О. Е. Жиренко, Н. С. Махина, Л. В. Свердлова, Е. А. Шенстопалой, В. А. Яровенко. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. –с.3–7
  8. Лебедева Е. М. Маленький уголок далекого детства…//Начальная школа. 2006. № 5 с.35
  9. Махина Н. С., Прасолова В. И., Обухова Л. А. Окружающий мир (природа, человек, история, краеведение). Олимпиадные и творческие задания для начальной школы. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. С. 135–137.
  10. Мясцова В. И. Краеведческий материал как средство художественно- творческого развития учащихся. //Начальная школа. 2006. № 7. С. 83 -84
  11. Овечкина Н. Н. Краеведение в начальной школе. // Начальная школа. 2004. № 11 с. 109 -111
  12. Питинова Т. Г. Изучение родного края. //Начальная школа 2006. № 11 с.86
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, природа, окружающий мир, история, краеведческий материал, Краеведение, край, учащийся, краеведческий компонент, малая родина.

Похожие статьи

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование дидактических сказок на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Использование сказки в дошкольном учреждении для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование дидактических сказок на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Использование сказки в дошкольном учреждении для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос