Анализ журналов для детского чтения (по материалам опроса московских школьников)
Авторы: Смородинова Мария Васильевна, Епифанова Зинаида Фоминична
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.
Дата публикации: 15.01.2019
Статья просмотрена: 5212 раз
Библиографическое описание:
Смородинова, М. В. Анализ журналов для детского чтения (по материалам опроса московских школьников) / М. В. Смородинова, З. Ф. Епифанова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3871/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время у школьника появилась возможность выбирать среди огромного количества детских журналов те, которые вызывают у него наибольший интерес, будут ему полезны, помогут сориентироваться в интересующих его проблемах, помогут развлечься и с пользой провести досуг.
Современные детские журналы имеют свою специфику, они ориентируют юных читателей разных возрастных групп, представляют несомненный практический, научно-познавательный и развлекательный интерес. В них ученик может найти полезные советы, примеры по созданию поделок своими руками, интересные факты, комиксы, рассказы, ребусы и головоломки.
Для того чтобы выявить, какие журналы читают современные школьники, мы провели анкетирование среди относительно небольшой группы учащихся 5-х и 6-х классов, двух московских общеобразовательных школ и гимназии. Нами был опрошен 151 учащийся. В результате проведенного анкетирования было выявлено, какие журналы интересны школьникам, и, самое главное — является ли чтение детского журнала одной из форм проведения досуга.
Как выяснилось, предпочтения школьников в выборе журналов достаточно разнообразны. Вот далеко не полный список журналов, вызывающих большой интерес у детей: «Тошка», «Ёжик», «Эрудит», «Классный журнал», «Саша и Маша», «Фиксики», «Маша и медведь», «Барбоскины», «Почемучка и друзья», «Щенячий патруль», «Волшебницы Winx», «Кротёнок на каникулах», «Котэлло». Эти журналы разнообразны по своей жанровой специфике, что свидетельствует об уже отчасти сложившихся вкусовых пристрастиях школьников.
Все названные детьми популярные журналы можно разделить на две тематические группы:
1. журналы развлекательного характера («Классный журнал», «Ёжик», «Саша и Маша», «Фиксики», «Маша и медведь», «Барбоскины», «Кротёнок на каникулах», «Щенячий патруль», «Волшебницы Winx»,);
2. научно-познавательные журналы («Эрудит», «Почемучка и друзья», «Тошка», «Котэлло»).
Для начала проанализируем журналы развлекательного характера.
Ежемесячный «Классный журнал», небольшой по своему объему, очень любим детьми среднего школьного возраста. Каждый номер журнала содержит актуальную информацию для детей: комиксы, новинки компьютерных игр, научные факты, книжные новинки, примеры по созданию поделок, головоломки. На страницах журнала живут уникальные рисованные герои Пантукль и Жукабра, которые помогают юным читателям разобраться в интересующих их вопросах.
«Ёжик» добрый, весёлый, познавательный, ежемесячный журнал. Его герои, Ёжик и его друзья, подготовили для ребят интересные задания, такие как: лабиринты, пазлы, комиксы, настольные игры, раскраски, математические задания, головоломки, сканворды, ребусы, кроссворды, художественные произведения и стихи. Данный журнал может рассматриваться как издание, читаемое совместно родителями и детьми.
Журнал «Саша и Маша» построен по тому же принципу, что и многие детские журналы с разнообразными заданиями: головоломки, ребусы, лабиринты, анекдоты, комиксы, загадки, раскраски. Радует и наличие в развлекательном журнале художественного текста. В каждом номере журнала подарок — 3D игрушка, которую ребенок создает своими руками.
Журнал «Фиксики» издается более 5 лет и за это время собрал собственную постоянную аудиторию. Нововведением журнала является то, что его пишут от лица одного из героев. В номере есть главный редактор — один из любимых маленьких человечков. От его лица ведется повествование в журнале, и именно он определяет содержание номера. В журнале представлены конкурсы с ценными подарками, много познавательной информации, разнообразные ребусы, кроссворды, задачки, лабиринты, представлены рецепты вкусных блюд, а также поделки и тесты от фиксиков. Журнал за годы сохранил свою узнаваемость, обогатился новыми рубриками и материалами, что пошло ему только на пользу.
Интерактивный журнал «Маша и медведь» предназначен для активных и познавательных детей. Журнал отпечатывается на качественной бумаге, с яркими иллюстрациями. На страницах журнала юных читателей ждут новые истории о любимых героях, смешные комиксы, настольные игры, весёлые стихи и песни, рецепты блюд, увлекательные задания помогут детям узнать много нового и полезного. С каждым номером ребят ждут замечательные поделки, конкурсы и подарки. В журнале представлена интересная рубрика «Творим с Машей» в рамках которой дети присылают фото своих работ.
Журнал «Барбоскины» создан по мотивам отечественного мультипликационного сериала, который так любим детьми дошкольного и школьного возрастов. В каждом номере представлены развивающие задания и загадки, рассказы в картинках из жизни героев, весёлые игры, раскраски, поделки, много полезной информации и яркий постер.
«Кротёнок на каникулах» — это издание для эрудированных школьников. В журнале представлены скандинавские, классические, венгерские кроссворды, развивающие головоломки, игры, лабиринты, ребусы, загадки для детей.
Журналы «Щенячий патруль» и «Волшебницы Winx» созданы на основе одноименных зарубежных мультипликационных сериалов.
В каждом номере журнала «Щенячий патруль» ребят ждут: увлекательные истории, загадки, головоломки, поделки, раскраски, настольные игры. Не забыли создатели журнала и о своих читателях. Их многочисленные фотографии напечатаны на последней странице журнала.
На страницах журнала «Волшебницы Winx» чародейки переживают необыкновенные приключения, творят добрую магию и помогают всем, кто в этом нуждается. Каждая волшебница обладает определённым даром, что помогает им справляться с недоброжелателями. В журнале юные читательницы найдут комиксы с новыми приключениями знаменитых волшебниц, гороскоп, рецепты и новинки из музыкального мира, найдется место и для работ, присланных в редакцию.
Далее мы рассмотрим научно-познавательные журналы.
В занимательной форме журнал «Эрудит» расскажет любознательным читателям об истории и сегодняшнем дне науки и техники, выдающихся учёных и первооткрывателях. Юные читатели со страниц журнала узнают, как устроены машины и механизмы, отчего возникают те или иные природные явления. Специальные рубрики посвящены современным компьютерным и авиакосмическим технологиям, загадкам живой природы, прогнозированию будущего. Создатели журнала предлагают своим читателям провести несложные, но забавные и поучительные физические эксперименты, разгадать головоломки, ответить на вопросы. В журнале представлено огромное количество ярких иллюстраций.
«Почемучка и друзья» первый журнал, с помощью которого дети познают мир, учатся рисовать, читать и считать, получают много познавательной информации. В каждом номере журнала представлены: интересные истории, увлекательные задания, настольные игры, математические задания, уроки рисования, творческие задания, обучающие материалы, страницы для раскрашивания и набор наклеек.
Помимо ярких иллюстраций и фотографий, журнал включает в себя композиции из пластилина, бумаги и природных материалов, что способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления ребёнка.
В журнале «Тошка» — весёлый и любознательный щенок, который рассказывает о диких животных, о секретах воспитания и ухода за домашними любимцами. В каждом номере опубликован увлекательный конкурс, а победителей ждут ценные призы. А еще забавный щенок Тошка предлагает отгадать загадки, кроссворды, головоломки, прочитать интересные факты о животных, ответить на вопросы, смастерить поделку, пройти тест. Центральный разворот журнала занимает постер, на котором изображены уникальные авторские фотографии животных.
«Котэлло» продолжает тему познавательных журналов о животных. Здесь представлен сразу весь удивительный мир кошек, рассказы о породах, любопытные факты, тесты и огромное количество прекрасных фотографий. В журнале публикуются творческие конкурсы и рисунки читателей на кошачью тему.
Школьникам были предложены анкеты с двумя вопросами:
- Скакой целью они читают журналы?
- Чем они руководствуются при выборе издания?
В анкетах прозвучали следующие ответы: «Мне очень интересно узнавать о фактах, происходящих в мире»; «Интересная информация написана в журналах об окружающем мире… можно увидеть картинки редких животных»; «Журнал современен и держит меня в курсе событий»; «Он интересный, познавательный и красочный». Таким образом, главным стимулом к чтению у школьников является наличие интересной информации в журналах. Наиболее интересным материалом в детских журналах для школьников являются: комиксы, конкурсы, игры, загадки, кроссворды, сканворды, рассказы, стихи, поделки, красочные и реалистичные иллюстрации. Следовательно, мы можем сделать вывод, что детей привлекает материал не только развлекательного, но и познавательного характера.
Анализ анкет показал, что учащиеся 5-х и 6-х классов читают детские журналы если не ежедневно, то несколько раз в неделю в свободное от занятий время (71 % опрошенных). Но есть и такие, кто читает журналы крайне редко или вовсе не читают (29 % опрошенных). В качестве причин «нелюбви» к детским журналам они назвали: «нелюбовь» к чтению вообще, нехватку времени в связи с большим количеством домашних заданий, а также стоимость журналов. Как мы видим, число детей, читающих журналы, практически в 2,5 раза превышает число тех, кто не читает, однако это не говорит о том, что их читательские интересы соответствуют возрасту и направлены на удовлетворение эстетических потребностей. Из сложившейся ситуации можно сделать, по крайней мере, два вывода. Первый: журнал входит в круг чтения большинства современных школьников, следовательно, он является хорошей альтернативой проведения досуга. Второй: без руководства со стороны учителя дети в подавляющем большинстве не обратятся к детским журналам, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы приобщить учащихся к чтению подобных журналов. Это можно сделать не только во внеучебной работе, а также на традиционных уроках, используя материалы детской периодики (кроссворды, викторины, ребусы, рассказы, стихи, головоломки) и указывая на их источник, то есть на журнал. Тем самым учитель будет формировать у учащихся потребность в чтении не только журналов, но и художественных текстов. Именно такой путь приобщения школьников к чтению журналов может стать одним из составных элементов комплексного руководства детским чтением.