Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.

Дата публикации: 27.01.2019

Статья просмотрена: 2842 раза

Библиографическое описание:

Морозова, И. В. Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций / И. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3905/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современных условиях широкого распространения информатизации, развития информационно-коммуникационных технологий и новых медиа на первый план выходит необходимость специальной информационной подготовки людей, а принцип «образование на всю жизнь» трансформируется в принцип «образование в течение всей жизни». При обучении работе с информацией специалисты условно выделяют два направления: информационную грамотность и медийную грамотность. Информационная грамотность ассоциируется с готовностью к самостоятельному решению проблем поиска информации, её оценки и этичного использования, а медийная грамотность направлена на то, чтобы человек знал особенности воздействия медиаинформации, владел навыками критического анализа информации с целью защиты от манипулятивного воздействия, умел обеспечивать рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения [1].

Особое значение проблема информационной грамотности приобретает при работе с детьми, поскольку обилие, разнообразие и качество информации, с которой приходится иметь дело учащимся разных возрастов для осуществления учебной деятельности, вызывает у них значительные затруднения в связи с отсутствием навыков рационального поиска, критической оценки, анализа, категоризации и хранения информационного продукта. Практикующие педагоги средней и высшей школы все чаще сталкиваются с проблемой отсутствия у обучающихся элементарных навыков работы с информацией. Так, данная проблема побудила преподавателей вузов разработать проект курса базовой медиа- и информационной грамотности, который может быть предложен в виде лекций и мастер-классов. Разработчики обращают внимание на то, что в ФГОС и учебных программах большинства вузов отсутствуют требования к медиаграмотности студентов [2].

На наш взгляд, данная проблема имеет системный характер, поскольку студенты — бывшие школьники. Следовательно, истоки проблемы низкого уровня информационной грамотности учащихся следует искать в системе обучения начального и среднего звена. Так, несмотря на существование большого количества работ теоретического и прикладного характера, рассматривающих отдельные аспекты вопроса развития информационной грамотности [3], можно констатировать дефицит системы методических разработок по обучению работе с информацией учащихся средней школы, а также отсутствие преемственности в работе по данному направлению средней школы и вузов.

Актуализация проблемы информационной грамотности учащихся связана с необходимостью внедрения в процесс обучения образовательного продукта, способного дать необходимый минимум технологий работы с информацией и нацеленного на формирование навыков грамотного восприятия, анализа, критического отношения к информационному потоку, которому подвергается любой школьник.

В данной работе предпринята попытка анализа и систематизации целей и задач обучения школьников работе с информацией, а также рассматривается комплекс методов и приемов, представленный как поэтапное овладение навыками информационной грамотности.

Базовые цели, актуальные для учащихся любого уровня:

− развитие способности к критическому мышлению;

− формирование критической автономии личности;

− умение декодировать медиатексты/ сообщения;

− развитие коммуникативных способностей личности,

− формирование традиционных и нетрадиционных навыков грамотности;

− овладение традиционными и новыми коммуникативными технологиями [2].

Для достижения перечисленных целей важны следующие составляющие информационной культуры пользователя: 1) понимание закономерностей информационных процессов; 2) умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи; 3) умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, обрабатывать и представлять ее в различных видах и т. д.; 4) знание основ компьютерной грамотности; 5) понимание компьютерных информационных технологий как совокупности средств решения проблем человеком (а не самоцели), понимание их возможностей и недостатков 6) умение применять полученную информацию при принятии решений в практической деятельности [4].

В соответствии с требованиями ФГОС 000 учащийся должен активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины, анализировать изображения <…>, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Важнейшим фактором в процессе обучения работе с информацией является выбор технологии, обеспечивающей эффективное овладение навыками информационной грамотности. Для того, чтобы избежать проблемы противоречия между требованиями по организации информации на специальных предметах и уровнем владения учащимися приемами работы с ИКТ, следует, на наш взгляд, использовать методику поэтапного овладения технологией, в которой непосредственное обучение приемам работы с информацией и ИКТ обязательно предваряет их практическое применение. Например, для того, чтобы организовать информацию и представить её в виде диаграммы в ходе презентации по истории России, учащемуся предварительно нужно изучить типы диаграмм, научиться использовать нужный вид диаграммы, уметь встроить текст и т. п. Из этого следует, что уже в начальной школе ученик должен получить необходимые навыки работы с ИКТ (для работы с информацией и использования в дальнейшей учебной деятельности). Учащийся должен выполнять элементарные операции в программах Word, Power Point, уметь задавать поисковый запрос в интернете, копировать и сохранять информацию различного типа (тексты, рисунки, графические объекты и т. п.). Таким образом, только после освоения учащимся основ компьютерной грамотности можно говорить об обучении его работе с информацией для обеспечения потребностей учебной деятельности.

На следующем этапе учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической обработки и представления информации в учебной и научно-познавательной деятельности. Примерами могут служить следующие типы заданий: работа с различными видами таблиц; подбор (разработка) иллюстраций к тексту; создание поликодового текста; графическая форма организации информации (кластер, или ментальная карта) [5]; создание тематических каталогов. Например, приём «Сводная таблица» позволяет за короткое время изучить, описать и сравнить большое количество информации. При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют отличительные признаки исследуемых объектов и вносят данные в электронную таблицу.

Важным этапом в обучении работе с информацией является решение основных типов информационно-поисковых задач. Цель данного этапа — отработка алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности. Учащиеся должны знать основные ресурсы и базы данных системы интернет: электронные библиотеки, образовательные порталы, корпусы текстов и т. п. и уметь работать с ними. Ожидаемый результат — знание основных типов информационных запросов и технологий их выполнения; знание структуры и назначения системы каталогов библиотек, в том числе электронных. Учащиеся должны уметь вести поиск информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам. Примерное задание: Поиск определенной литературы (по списку) в каталоге школьной библиотеки или электронной библиотеки соответствии с заданным алгоритмом. Задания должны быть ранжированы по типу сложности.

Одним из необходимых этапов обучения работе с информацией является освоение рациональных приемов интеллектуальной работы с текстами и методов компрессии информации, а также знание приемов корректного цитирования, способов оформления ссылок и умение грамотно составлять библиографическое описание. В качестве иллюстрации приведем пример задания: Включите в текст точную цитату из представленного источника. Оформите ссылку на источник. Представьте библиографическое описание в соответствии с требованиями.

При работе с источниками информации обязательным условием, на наш взгляд, является включение элементов медиаобразования. Задача педагога — «научить фильтровать, отсеивать ненужные потоки на этапе распространения <информации>, нужные же оценить, провести отбор с применением навыков критического мышления, затем анализировать и работать с ней» [2, с. 1243]. Пример ситуационной задачи для старших школьников «Когда пьешь воду — помни об источнике». Цель — выработка навыков поиска надёжных источников и критической оценки информации. 1. Подготовительный этап: презентация списка критериев достоверности информации, надежности источника. Анализ примеров сообщений, полученных из различных медиаресурсов. Демонстрация приемов классификации информации по признаку достоверности /недостоверности в соответствии с рассмотренными критериями. Градация и распределение сообщений по степени надежности / достоверности. Определение источника достоверной / недостоверной информации. 2. Получение учащимися самостоятельного задания и его поэтапное выполнение в соответствии с алгоритмом; 3. Представление результатов, анализ трудностей, возникших при выполнении работы.

Таким образом, поэтапная работа по овладению учащимися основами информационной грамотности является необходимой частью непрерывного образования.

Литература:

  1. Косолапова Е. В. Формирование медиаграмотности как компонента информационной культуры младших школьников в условиях школьных и детских библиотек: диссертация... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2013.
  2. Клемёнова Е. Н., Прокофьева Л. П. Обучение работе с информацией студентов медицинского вуза// Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6. С. 1242–1247.
  3. Гендина Н. И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Информационное общество. № 4, 2013. С.77–83.
  4. Якушина Е. В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Дис.... канд. пед. наук. М.:, 2002. 197 c.
  5. Майборода С. В. Речевые стратегии и тактики при обучении профессиональной коммуникации врач-пациент: этапы формирования компетенций // Волжский вестник науки. 2017. № 4–6 (8–10). С. 105–107.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная грамотность, работа, информация, учащийся, учебная деятельность, библиографическое описание, информационная грамотность учащихся, критическое мышление, поэтапное овладение, процесс обучения.

Похожие статьи

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование информационной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению

Приемы интерактивного обучения при формировании социокультурной компетенции обучающихся

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Похожие статьи

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование информационной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению

Приемы интерактивного обучения при формировании социокультурной компетенции обучающихся

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Задать вопрос