Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций
Автор: Морозова Ирина Витальевна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.
Дата публикации: 27.01.2019
Статья просмотрена: 2842 раза
Библиографическое описание:
Морозова, И. В. Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций / И. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3905/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современных условиях широкого распространения информатизации, развития информационно-коммуникационных технологий и новых медиа на первый план выходит необходимость специальной информационной подготовки людей, а принцип «образование на всю жизнь» трансформируется в принцип «образование в течение всей жизни». При обучении работе с информацией специалисты условно выделяют два направления: информационную грамотность и медийную грамотность. Информационная грамотность ассоциируется с готовностью к самостоятельному решению проблем поиска информации, её оценки и этичного использования, а медийная грамотность направлена на то, чтобы человек знал особенности воздействия медиаинформации, владел навыками критического анализа информации с целью защиты от манипулятивного воздействия, умел обеспечивать рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения [1].
Особое значение проблема информационной грамотности приобретает при работе с детьми, поскольку обилие, разнообразие и качество информации, с которой приходится иметь дело учащимся разных возрастов для осуществления учебной деятельности, вызывает у них значительные затруднения в связи с отсутствием навыков рационального поиска, критической оценки, анализа, категоризации и хранения информационного продукта. Практикующие педагоги средней и высшей школы все чаще сталкиваются с проблемой отсутствия у обучающихся элементарных навыков работы с информацией. Так, данная проблема побудила преподавателей вузов разработать проект курса базовой медиа- и информационной грамотности, который может быть предложен в виде лекций и мастер-классов. Разработчики обращают внимание на то, что в ФГОС и учебных программах большинства вузов отсутствуют требования к медиаграмотности студентов [2].
На наш взгляд, данная проблема имеет системный характер, поскольку студенты — бывшие школьники. Следовательно, истоки проблемы низкого уровня информационной грамотности учащихся следует искать в системе обучения начального и среднего звена. Так, несмотря на существование большого количества работ теоретического и прикладного характера, рассматривающих отдельные аспекты вопроса развития информационной грамотности [3], можно констатировать дефицит системы методических разработок по обучению работе с информацией учащихся средней школы, а также отсутствие преемственности в работе по данному направлению средней школы и вузов.
Актуализация проблемы информационной грамотности учащихся связана с необходимостью внедрения в процесс обучения образовательного продукта, способного дать необходимый минимум технологий работы с информацией и нацеленного на формирование навыков грамотного восприятия, анализа, критического отношения к информационному потоку, которому подвергается любой школьник.
В данной работе предпринята попытка анализа и систематизации целей и задач обучения школьников работе с информацией, а также рассматривается комплекс методов и приемов, представленный как поэтапное овладение навыками информационной грамотности.
Базовые цели, актуальные для учащихся любого уровня:
− развитие способности к критическому мышлению;
− формирование критической автономии личности;
− умение декодировать медиатексты/ сообщения;
− развитие коммуникативных способностей личности,
− формирование традиционных и нетрадиционных навыков грамотности;
− овладение традиционными и новыми коммуникативными технологиями [2].
Для достижения перечисленных целей важны следующие составляющие информационной культуры пользователя: 1) понимание закономерностей информационных процессов; 2) умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи; 3) умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, обрабатывать и представлять ее в различных видах и т. д.; 4) знание основ компьютерной грамотности; 5) понимание компьютерных информационных технологий как совокупности средств решения проблем человеком (а не самоцели), понимание их возможностей и недостатков 6) умение применять полученную информацию при принятии решений в практической деятельности [4].
В соответствии с требованиями ФГОС 000 учащийся должен активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины, анализировать изображения <…>, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Важнейшим фактором в процессе обучения работе с информацией является выбор технологии, обеспечивающей эффективное овладение навыками информационной грамотности. Для того, чтобы избежать проблемы противоречия между требованиями по организации информации на специальных предметах и уровнем владения учащимися приемами работы с ИКТ, следует, на наш взгляд, использовать методику поэтапного овладения технологией, в которой непосредственное обучение приемам работы с информацией и ИКТ обязательно предваряет их практическое применение. Например, для того, чтобы организовать информацию и представить её в виде диаграммы в ходе презентации по истории России, учащемуся предварительно нужно изучить типы диаграмм, научиться использовать нужный вид диаграммы, уметь встроить текст и т. п. Из этого следует, что уже в начальной школе ученик должен получить необходимые навыки работы с ИКТ (для работы с информацией и использования в дальнейшей учебной деятельности). Учащийся должен выполнять элементарные операции в программах Word, Power Point, уметь задавать поисковый запрос в интернете, копировать и сохранять информацию различного типа (тексты, рисунки, графические объекты и т. п.). Таким образом, только после освоения учащимся основ компьютерной грамотности можно говорить об обучении его работе с информацией для обеспечения потребностей учебной деятельности.
На следующем этапе учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической обработки и представления информации в учебной и научно-познавательной деятельности. Примерами могут служить следующие типы заданий: работа с различными видами таблиц; подбор (разработка) иллюстраций к тексту; создание поликодового текста; графическая форма организации информации (кластер, или ментальная карта) [5]; создание тематических каталогов. Например, приём «Сводная таблица» позволяет за короткое время изучить, описать и сравнить большое количество информации. При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют отличительные признаки исследуемых объектов и вносят данные в электронную таблицу.
Важным этапом в обучении работе с информацией является решение основных типов информационно-поисковых задач. Цель данного этапа — отработка алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности. Учащиеся должны знать основные ресурсы и базы данных системы интернет: электронные библиотеки, образовательные порталы, корпусы текстов и т. п. и уметь работать с ними. Ожидаемый результат — знание основных типов информационных запросов и технологий их выполнения; знание структуры и назначения системы каталогов библиотек, в том числе электронных. Учащиеся должны уметь вести поиск информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам. Примерное задание: Поиск определенной литературы (по списку) в каталоге школьной библиотеки или электронной библиотеки соответствии с заданным алгоритмом. Задания должны быть ранжированы по типу сложности.
Одним из необходимых этапов обучения работе с информацией является освоение рациональных приемов интеллектуальной работы с текстами и методов компрессии информации, а также знание приемов корректного цитирования, способов оформления ссылок и умение грамотно составлять библиографическое описание. В качестве иллюстрации приведем пример задания: Включите в текст точную цитату из представленного источника. Оформите ссылку на источник. Представьте библиографическое описание в соответствии с требованиями.
При работе с источниками информации обязательным условием, на наш взгляд, является включение элементов медиаобразования. Задача педагога — «научить фильтровать, отсеивать ненужные потоки на этапе распространения <информации>, нужные же оценить, провести отбор с применением навыков критического мышления, затем анализировать и работать с ней» [2, с. 1243]. Пример ситуационной задачи для старших школьников «Когда пьешь воду — помни об источнике». Цель — выработка навыков поиска надёжных источников и критической оценки информации. 1. Подготовительный этап: презентация списка критериев достоверности информации, надежности источника. Анализ примеров сообщений, полученных из различных медиаресурсов. Демонстрация приемов классификации информации по признаку достоверности /недостоверности в соответствии с рассмотренными критериями. Градация и распределение сообщений по степени надежности / достоверности. Определение источника достоверной / недостоверной информации. 2. Получение учащимися самостоятельного задания и его поэтапное выполнение в соответствии с алгоритмом; 3. Представление результатов, анализ трудностей, возникших при выполнении работы.
Таким образом, поэтапная работа по овладению учащимися основами информационной грамотности является необходимой частью непрерывного образования.
Литература:
- Косолапова Е. В. Формирование медиаграмотности как компонента информационной культуры младших школьников в условиях школьных и детских библиотек: диссертация... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2013.
- Клемёнова Е. Н., Прокофьева Л. П. Обучение работе с информацией студентов медицинского вуза// Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6. С. 1242–1247.
- Гендина Н. И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Информационное общество. № 4, 2013. С.77–83.
- Якушина Е. В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Дис.... канд. пед. наук. М.:, 2002. 197 c.
- Майборода С. В. Речевые стратегии и тактики при обучении профессиональной коммуникации врач-пациент: этапы формирования компетенций // Волжский вестник науки. 2017. № 4–6 (8–10). С. 105–107.