Современные концепции в становлении учительского мастерства: взгляд из прошлого в настоящее
Автор: Вольхина Надежда Георгиевна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.
Дата публикации: 03.03.2019
Статья просмотрена: 64 раза
Библиографическое описание:
Вольхина, Н. Г. Современные концепции в становлении учительского мастерства: взгляд из прошлого в настоящее / Н. Г. Вольхина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/4012/ (дата обращения: 16.11.2024).
У каждого человека должна быть Мечта. Мечта, которой ты будешь служить всю жизнь. Говорят, чтобы жизнь прошла не напрасно, нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Неужели всё так просто? В чём смысл этой древней мудрости? А в том, что «построить дом» — значит, обрести духовную опору, твёрдую жизненную позицию, неподвластную бурям и ураганам. «Посадить дерево» — значит посеять в людях семена добра, бережно хранимые в твоём сердце, а «вырастить сына» означает передать свой опыт другим, подобно детям, тянущимся к твоему свету. Так какая же она, моя мечта?
Далёкий 1981 год. Первое сентября. Тёплый солнечный день. Как я люблю этот праздник. Все отдохнувшие, посвежевшие и такие красивые. Первый урок. У нас снова новая учительница. Мы ждём её с нетерпением. В класс входит красивая брюнетка с иссиня-чёрными волосами по плечи. Людмила Игоревна. До сих пор в памяти образ этой удивительной женщины. Умной, красивой, строгой, но доброй, порядочной и справедливой. Каждый урок — это встреча с новым. Встречи после уроков — это расширение границ неизведанного, разговоры по душам, советы, рекомендации, что прочитать. Любили её все, а она нас. И это мы чувствовали. «Ребята, каким видится вам ваше будущее? Кем вы хотите стать? Давайте помечтаем и напишем письмо самому себе 20-летнему?» Тетрадным листам, выданным Людмилой Игоревной, класс старательно доверял свои самые сокровенные мечты и желания. Мечта была и у меня. Я обязательно буду учителем русского языка и литературы... Вскоре Людмила Игоревна уехала. А позже «письма в будущее» переправила мне... Шли годы. В школу приходили другие учителя. Они прививали нам нравственные ценности, учили отличать искреннее от наносного, настоящее от фальшивого, доброе от злого. Моя мечта «росла» вместе со мной и благодаря моим наставникам в старших классах стала иметь вполне отчётливые очертания. Уроки моих любимых учителей, воспитавших во мне стремление к поиску, желание учиться и постигать новое, дали свои плоды. Я — студентка. Учёба в культурной столице России, впечатления от которой и по сей день остаются для меня незабываемыми, лекции опытных методистов, именитых литераторов, мастеров своего дела (авторов школьных учебников литературы Ионин Г., Акимов В.) — всё это стало основательным фундаментом моего дальнейшего образования. Стало не только источником теоретических знаний, формирования духовных, истинных ценностей, но и ориентирами методического и педагогического мастерства. Мечта осуществилась? Нет, я ещё в начале жизненного пути. Но уже дипломированный специалист. Впереди немало сомнений и вопросов самой себе. Как проложить тропинку к душе ребёнка? Как заинтересовать ученика своими предметами? Как научить мыслить и сомневаться, в споре находить истину и радоваться творческим удачам? Понимаю: чтобы быть уверенной в своих знаниях, интересной ученику, «обязана трудиться и день, и ночь». Потому что Учитель — это большая ответственность, учитель — это транслятор знаний, передающий опыт предыдущих поколений; учитель — это человек, прививающий культуру интеллектуального труда, учитель — актёр с точно выписанным сценарием, продуманной режиссурой. Но немаловажное значение имеют и «человеческие отношения», которые делают сотрудничество учителя и ученика плодотворным... Тем более, что речь идёт о дисциплинах гуманитарной направленности.
Предметы, которые я преподаю, — особые, но совершенно разные. Русский язык— это научная дисциплина, требующая хорошей лингвистической подготовки, чувства языка и тонкой природной интуиции. Не могу не сказать о своей любви к предмету. В начале своей педагогической деятельности (когда у меня было достаточно свободного времени для просвещения) очень любила читать, как художественную литературу, вузовские учебники русского языка профессора Розенталя, и различные справочники. И продолжала постигать премудрые законы родного языка. Сейчас, когда остро ощущается нехватка времени, с ностальгией вспоминаю то время. А свободное время учителя, по Сухомлинскому, «важнейшее условие духовного роста педагога,... чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время — это большое духовное богатство учителя…». Трудно с этим не согласиться. Литература — дисциплина гуманитарная, преследующая много высоких целей, главная из которых привить интерес к чтению. И роль учителя в приобщении к книге, к художественному слову велика.
Время не стоит на месте. Новый век — новые веяния. Сменяются одна за другой реформы. Меняется стратегическая политика государства в сфере образования, возрастают требования к результатам образования. Создана программа модернизации российского образования «Наша новая школа». Государство ставит перед школой новые задачи. Школа должна стать способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности. Каким же должен быть современный учитель, учитель новой эпохи? Какие требования предъявляет общество к человеку, несущему эту высокую миссию, чего ожидает от учителя информационный век?
С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же — учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое. Миру нужны люди, умеющие добывать знания на протяжении всей жизни, мобильные и коммуникабельные, способные к изменениям, умеющие адаптироваться к разным жизненным ситуациям. И основы этого должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе.
В век сложнейших технологий и достижений, в век модернизации нашего образования педагог не может работать по-старому. Учитель ищущий, творческий, заинтересованный в результате своего труда стремится идти в ногу со временем, быть в курсе важнейших событий и открытий. Большую роль в становлении учительского мастерства играет самообразование, дистанционное обучение, повышение квалификации, участие в учебно-методической и экспериментальной деятельности. Возможности для педагогического роста даёт и интернет-пространство.
Особое внимание в новой школе уделяется развитию системы поддержки талантливых детей через приобщение к интеллектуальным, познавательным конкурсам и олимпиадам, требующим творческого подхода. В связи с этим хочу привести один пример. Недавно прочитала отрывок из книги Михаила Борисовича Солодкого, практикующего педагога-тренера, где он рассказывает о семействе Бриков, сыгравших далеко не лучшую роль в судьбе поэта Владимира Маяковского. Но есть факт в пользу одного из них: все стихи Маяковский отдавал на правку Осипу Брику. И даже знаменитая «лесенка Маяковского» — это, скорее всего, «лесенка Брика». Маяковского в какой-то мере «доделал», «доработал» для нас Осип Брик. Маяковский, понимая, насколько важно бриковское «редактирование» для успеха его вещей, даже в предсмертной записке просит отдать все черновики Брикам, т. к. они разберутся. То же самое хочу сказать и о роли учителя в жизни талантливого ученика. Творческое начало ученика всегда должно иметь направляющую поддержку учителя — «редактора». Работа с одарёнными детьми, заинтересованными в творческом развитии, всегда приносит удовлетворение Успехи детей в таких мероприятиях — результат совместного труда учителя и ученика, результат, вдохновляющий на покорение новых вершин.
Согласно концепции модернизации российского образования, первейшая задача «образовательной политики на современном этапе» — достижение современного качества образования. От того, насколько качественным будет образование моих учеников, зависит во многом их будущее. Введение ЕГЭ как новой формы итоговой аттестации, создающее равные условия поступления в ВУЗы для всех выпускников, требует от учителя современных и совершенных форм и методов работы. Это ответственность учителя перед учеником, родителями, школой и обществом. И процесс этот ежегодный... Выпуски. Выпуски. Выпуски. Их, выпускников, было немало за мою педагогическую практику. Прилежных и ленивых, сообразительных и не очень, смелых и нерешительных, открытых и замкнутых... Но всех своих учеников я помню.
Мне, как учителю, приятно, что мои выпускники, получившие достойное образование в родной школе, и в вузах страны демонстрируют высокий уровень подготовки. И находят себя в любимых областях знаний. Конечно, важно, какую профессию выберут мои ученики, как у них сложится жизнь, но гораздо важнее, какими они станут людьми. Результат деятельности учителя, смог ли он воспитать из ребёнка гражданина, человека всестороннее развитого, самостоятельного, отзывчивого, честного, открытого, способного устоять перед соблазнами мира и не упасть, станет ясным спустя десятки лет. Вот в чём высокая миссия учительского труда. Сложно не согласиться с автором знаменитых строк, ставших девизом российского учительства, поэтом-шестидесятником Робертом Рождественским: «Учитель — профессия дальнего действия. Главная на Земле».
Достигнута ли та высокая мечта, которой я хочу служить всю жизнь? Мечта стать учителем воплотилась в жизнь. Профессия учителя помогла мне обрести духовную опору, твёрдую жизненную позицию. Многолетний и, думаю, плодотворный, труд на благо российского образования и воспитания способствует прорастанию в моих учениках семян честности, доброты, отзывчивости. Я могу передать свой опыт молодым педагогам, определившим для себя этот трудный, тернистый, но очень благородный путь.
Достигла ли я педагогического мастерства? Изучены ли все продуктивные технологии обучения? Найдены ли те самые методы, формы, приёмы в работе с учеником, которые дают стопроцентный результат? Можно ли ставить точку в своём самообразовании? Думаю, вопрос риторический. Но всё-таки отвечу. Процесс оттачивания учительского мастерства бесконечен. Наука не стоит на месте. Происходят изменения и в педагогике, и в методике преподавания. Нельзя стоять на месте. Нельзя останавливаться на достигнутом. От того, какого ученика взрастит школа, зависит наше завтра. Будущее нашей страны в умелых руках талантливого учителя. Педагога. Новатора Творца…