Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии А. С. Пушкина»: внеклассное мероприятие для 6–8 классов | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.

Дата публикации: 02.03.2019

Статья просмотрена: 1037 раз

Библиографическое описание:

Белеванцева, О. Н. Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии А. С. Пушкина»: внеклассное мероприятие для 6–8 классов / О. Н. Белеванцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/4018/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тип урока: интегрированный

Метод обучения: поисковый с элементами исследования, наглядно-практический, эвристическая беседа.

Оборудование: компьютер, презентация «Времена года в поэзии А. С. Пушкина», музыкальные записи, фрагмент видео из художественного фильма «Метель».

Использованные репродукции: Кипренский О. А. «Портрет А. С. Пушкина»; Е. И. Гейтман «Александр Пушкин»; Ж. Вивьен «Пушкин»; В. А. Тропинин «А. С. Пушкин»; В. А. Серов «Пушкин в парке»; Н. П. Ульянов «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу»; А. Пластов «Суд Пугачева (к роману «Капитанская дочка»); А. Н. Бенуа «Фронтиспис к поэме «Медный всадник»; Н. Кузьмин (к роману «Евгений Онегин»); Рисунки А.С Пушкина; В. Поленов «Золотая осень»; И. И. Шишкин «Осенний лес»; Б.Дехтерев Иллюстрация к стихотворению «Зимняя дорога»; И.Левитан «Золотая осень», «Весна-большая вода»; Н.Ге «Пущин у Пушкина в Михайловском».

Музыкальный ряд, видео: П. И. Чайковский «Времена года» «Осень»; Г. Свиридов «Весна и осень», «Тройка»; Г. Струве «Ещё дуют холодные ветры», Московский детский хор; романс «Роняет лес багряный свой убор.».., Свиридов Г., Лемешев С.; романс «Зимняя дорога». Свиридов Г.; звуки живой природы; фрагмент видео из художественного фильма «Метель».

Цель урока:

  1. Мотивация обучающихся к изучению творчества А. С. Пушкина.
  2. Обратить внимание учащихся на особенности русского языка: красоту, звучность, лаконичность, простоту.
  3. Учить анализировать лирическое произведение путем восприятия его через музыкальные, словесные и изобразительные образы.

Задачи:

Образовательная: Научить ребят видеть живопись и слышать музыку в произведениях А. С. Пушкина.

Воспитательная: Привить любовь к искусству, научить видеть красоту родной природы, раскрыть прелесть пейзажных зарисовок А. С. Пушкина.

Развивающая: Развивать самостоятельность в мышлении, способствовать формированию художественного вкуса.

Работа с понятиями: иллюстрация, пейзаж, живопись, гризайль, цветовая гамма, музыкальная интонация, ритм, мажорный и минорный лад.

КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель 1: (Слайд № 1). Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы от всей души приглашаем вас в нашу литературно-музыкальную гостиную. Располагайтесь поудобнее!

Учитель 2: (Слайд № 2). Ребята, в старину, в такие светлые, уютные гостиные приглашались для выступления знаменитые писатели и поэты, музыканты и артисты, которые щедро делились своим творчеством со слушателями — музыканты исполняли известные арии, романсы. Обратите внимание на ваш экран. Как вы думаете, о ком сегодня мы будем с вами разговаривать?

Ученики (предполагаемые ответы детей): О Пушкине, о поэзии Пушкина...

Учитель 1: Действительно, сегодня мы с вами поговорим о творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. В этом году мы отмечаем 220 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Поэта давно нет с нами, но дух его сказок, его прекрасной лирики, его гениальной прозы вечен, этот дух живет в каждом русском человеке.

Учитель 2: Если обратиться к истории русской культуры, то творчество Пушкина является ярчайшим примером того, как природа питала вдохновение великого художника слова. Природа во всевозможных проявлениях пронизывает все пушкинское наследие.

Учитель 1: Как вы уже догадались, мы с вами будем говорить о картинах природы, которые изобразил А. С. Пушкин в своём творчестве.

С раннего детства мы знакомимся с его произведениями и при одном упоминании имени легко можем представить это лицо. (Слайд № 3). Кто помог создать этот дорогой для всех нас образ? Конечно же, художники. Изобразительная Пушкиниана включает в себя: портреты Пушкина (Слайд № 4), картины из его жизни (Слайд № 5), иллюстрации к его произведениям (Слайд № 6).

Учитель 1: Поэт дополнил эту галерею портретов собственными рисунками. (Слайд № 7). Он был превосходный график. Свыше 50 раз Пушкин рисовал своё лицо. (Слайд№ 8).

Учитель 2: Каждый из художников по-своему запечатлел поэта. Портрет работы какого художника вам больше всего запомнился?

Ученики (рассматриваются предполагаемые ответы детей): Портрет работы художника Ореста Кипренского. Он представил как бы идеальный образ поэта. «Себя как в зеркале я вижу:" — писал Пушкин об этом портрете, который ему особенно нравился. Сейчас этот портрет находится в Третьяковской галерее.

Учитель 1: Глядя на этот портрет Пушкина, мы видим отражение творческого характера личности поэта. Невольно вспоминаются строки:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Учитель 2: «Любезен»- значит любим, «Лирой»- значит стихами. А сколько прекрасных, незабываемых строк поэт посвятил природе? Перелистнем же календарь и вспомним эти строки!

Ученики читают демонстрируемые на экране отрывки из стихотворений "19 октября», «Зимнее утро», «Городок:".(Слайды № 9, 10, 11).

Учитель 1: Для Пушкина природа и человек неразрывно связаны между собой. Граница в приёмах изображения человека и природы стирается. Лиризм пушкинских строк, их музыкальность, певучесть вдохновили многих композиторов на написание прекрасной музыки.

Учитель 2: Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Шостакович, Свиридов, более 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, романсы.

Учитель 1: А теперь совершим путешествие в пушкинские " времена года». И начнем с любимого учениками времени года, это...?

Ученики: Лето!

(Слайд 12, один ученик читает вслух стихотворение)

Ох, лето красное! Любил бы я тебя

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи,

Ты все душевные способности губя, нас мучишь.

Учитель 2: А может быть он не любил лето за то, что оно такое кратковременное?

Но наше северное лето

Карикатура южных зим

Мелькнёт и нет: известно это

Хоть мы признаться не хотим.

Учитель 1: Мелькнуло лето и исчезло, а на пороге уже осень. (Слайд№ 13). Какие строки вспоминаются?

Ученик:

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса:,

(«Осень»).

Учитель 1: Все верно! Эти строки перекликаются с левитановской осенью. Его картина «Золотая осень» воспринимается как иллюстрация к этому стихотворению. (Слайд№ 14) (звучит «Осенняя песня» П.Чайковского из цикла «Времена года», под музыку которой проводится релаксация).

Релаксация: Давайте позволим себе немного помечтать, погрезить. Займите удобное положение, расслабьтесь. Музыка рисует нам чудесные образы. Перед нами начало осени — красивая и яркая её пора. Обычно осень — время увядания природы, но если на какой-то срок устанавливается сухая и тёплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение... Очарование огненно-золотистого и багряного цветов завораживает нас. «В багрец и золото одетые леса!"- это пушкинская палитра осени остаётся в памяти навсегда... Интонации музыки и краски осеннего пейзажа создают тот незабываемый образ осени, который воспел Пушкин в своём стихотворении. Когда звучит минорный лад, создаётся чуть-чуть грустное настроение «Унылая пора:", но грусть эта светлая... Прислушайтесь, минор сопоставляется с мажором. Звучание мажора подобно лучу солнца, стремящегося вырваться сквозь тучи. А мы, насытившись бодростью образа «золотой осени», снова продолжим нашу беседу.

Учитель2: Считанные дни держится такая золотая осень, она мимолётна. В народе её называют «бабьим летом». Давайте вспомним, в каких строках Пушкина это отражено? (Слайд№ 15). (чтение под музыкальный фрагмент осени «Весна и осень» соч. Свиридова).

Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась. («Осень»).

Учитель1: Любимым временем года у Пушкина была осень, о чем он откровенно пишет так: «Осень подходит. Это любимое моё время — здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настаёт».

Октябрь уж наступил,

Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает.

Журча, ещё бежит за мельницу ручей:

Учитель 2: В пушкинском описании поздняя осень лишена красок: «нагие ветви», «последние листья». Словно в технике гризайль Пушкин пишет картины поздней осени. Гризайль — одноцветная живопись, для которой характерны серые тона. Обратите внимание на иллюстрацию, сделанную в этой технике.

Учитель 1: А я предлагаю послушать романс в исполнении непревзойденного Сергея Лемешева. (Слайд№ 16).

Учитель 1: Осень переходит в зиму. Забавно, что как бы Пушкин не любил осень, но, как подсчитали пушкинисты, слово осень поэт в своих сочинениях употребил всего 58 раз, лето — 43 раза, слово весна мы у поэта встретим 85 раз, а зима 87раз. Зимний пейзаж лидирует среди всех других картин природы, изображенных поэтом. (Слайд № 17).

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима. (Слайд 18).

В каких ещё строках Пушкин — пейзажист рисует зимнюю картину природы?

Ответы учащихся: «Мороз и солнце; день чудесный.».., «Зима!..Крестьянин торжествуя»

Учитель 1: Давайте послушаем романс Г. Свиридова «Зимняя дорога» В романсе «Зимняя дорога» противопоставляются два образа: реальность и мечта. Давайте прослушаем запись и скажем, как эта цель достигается средствами музыки. (Слайд№ 19)

Ученики (рассматриваются предполагаемые ответы детей): Реальность — это сама дорога: мелодия устремлена вперед — «вверх», превышая диапазон октавы, но ритмическая ровность словно сковывает ее, а фигурации фортепьянной партии придают оттенок тревоги, а также живописуют стремительное движение саней. Контрастный средний раздел — где поэт предлагает забыться у камина — движение останавливается, но мы понимаем, что это только мечта, настоящего успокоения не происходит, и снова продолжается стремительный бег саней:

Учитель 1: Находясь в Михайловском, Пушкин пишет известное стихотворение «Буря мглою небо кроет». (Слайд№ 20). Навестить поэта приехал его лицейский товарищ И.Пущин. Эту трогательную встречу запечатлел на своём полотне «Пущин у Пушкина в Михайловском» Н. Н. Ге. На картине изображён сосланный в деревню Пушкин, читающий Пущину «Буря мглою небо кроет». Картина бури в Пушкинском звучании остаётся эталоном в отечественной литературе.

Отдайте мне метель и вьюгу

И зимний, долгий мрак ночей.

Как вы думаете, какой вид искусства удачнее всего справился бы с иллюстрированием этих строк? (Ученики выдвигают версии) Кино считается динамическим видом искусства, объединяющим звук и изображение, а самое главное — передающим движение. Посмотрим фрагмент из к/ф «Метель». (Слайд 21).

Учитель 2: Отшумели метели. А за окном уже другое время года. ВЕСНА. (Слайд.№ 22).(в исполнении Подмосковного детского хора исполняется романс Г.Струве на стихи Пушкина»Ещё дуют холодные ветры»).

Учитель 1: Весну Пушкин называет «утром года». Давайте вспомним, в каких строках поэта мы встречаемся с картиной «утра года».(Ученики читают подготовленные стихотворения)

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

С улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Учитель 2: Созвучен пушкинскому описанию природы пейзаж И.Левитана «Весна. Большая вода». Это лирико-музыкальная поэма художника о половодье, о русских полях, о грациозных водах. Мистическая голубизна цвета этой картины завораживает, и зритель как бы теряет ощущение времени, он соприкасается с музыкой вечности.

Учитель 1: «Суровая» русская природа находит в Пушкине несравненного пейзажиста. Художественное совершенство и жизнеутверждающий характер лирики Пушкина вдохновляли художников на написание прекрасных полотен, а композиторов на создание чарующей музыки. В самом ритме стиха, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубину души. Это что-то и есть музыка. Все вы знаете, что художник красками, а композитор звуками могут нарисовать похожие картины.

Учитель 1: Ребята, сегодня мы с вами увидели живопись и услышали музыку, читая произведения Пушкина. Что больше всего вам понравилось, запомнилось?

Чем насыщена пейзажная лирика поэта? (движением, динамикой, гармонией, тончайшей палитрой красок).

Учитель 2: Какие музыкальные интонации сопровождали наше путешествие?(тихие, напевные, грустные, плачущие, стонущие, тревожные).

Закончите предложения (по цепочке):

— На этом занятии я узнал(а)…

— Сегодня я научился…

— Мне было сложно…

— Я понял(а), что…

— Я планирую…

Учитель 1: Каждый человек находит в поэзии Пушкине что-то своё, близкое и понятное только ему одному. По вашим глазам было видно, как вы сумели проникнуться волшебными строками гениального поэта.

Хочется поблагодарить вас за трепетное отношение к творчеству А. С. Пушкина, отметить задушевное прочтение поэтических строк, в которых отражена наша русская природа.

Учитель 2: И пожелать вам творческих успехов!

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, учитель, Слайд, осень, поэт, предполагаемый ответ детей, романс, строка, Ученик, Чайковский.
Задать вопрос