Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.

Дата публикации: 08.03.2019

Статья просмотрена: 915 раз

Библиографическое описание:

Агафонова, Г. Н. Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников / Г. Н. Агафонова, Е. В. Драгунова, Т. В. Семибратченко, В. А. Сотникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/4021/ (дата обращения: 16.11.2024).



На современном этапе развития образования в качестве важнейшей задачи рассматривается «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Обеспечивая такую ключевую компетенцию, как «умение учиться», познавательное, личностное и общекультурное развитие учащихся становится целью образования. Вопрос формирования и развития универсальных учебных действий, в связи с этим становится актуальным.

Включение в учебный процесс технологии развития критического мышления является одним из эффективных способов решения данной задачи. Моделирование естественного продуктивного мыслительного процесса, который начинается с возникновения вопроса и завершается нахождением ответа, решением возникшей проблемы и является смыслом рассматриваемой технологии [3, с.18]. Приобретение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска, что повышает у детей уровень работоспособности и оптимизирует режим уроков. Все это обеспечивает формирование познавательных универсальных учебных действий и развитие мотивации учащихся.

Технология развития критического мышления направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем — представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания [2, с.57].

В основу организации урока положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий):

I фаза — вызов (пробуждение имеющихся знаний к получению новой информации)

II фаза — осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза — рефлексия (рождение нового знания).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний [1, с.23].

Отличительной чертой такого урока является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции — открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.

Технологические

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы иметоды

I стадия (фаза)

Вызов:

актуализация имеющихся знаний;

— пробуждение интереса к получению новой информации;

— постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

«Кластер»

«Загадка»

«Мозговой штурм»

«Отсроченная догадка»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Театрализация»

«Да — нет»

«Дискуссия»

«Перепутанные логические цепочки»

«Проблемный вопрос»

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания:

— получение новой информации;

—корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

«Зигзаг»

«Инсерт или «Чтение

с пометками»

«Дерево предсказаний»

«Круги по воде»

«Чтение с остановками»

«Таблица «толстых»

и «тонких» вопросов»

«Кластер»

«Двухчастный дневник»

«Бортовой журнал»

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента — индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. стадия

Рефлексия:

размышление, рождение нового знания;

—постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

«Синквейн»

«Письмо к учителю»

«Пятиминутное эссе»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Разнообразие приемов и методов технологии развития критического мышления обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся. Школьники получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Педагог при этом выступает в роли координатора, не навязывая своего мнения.

Рассмотрим некоторые приёмы, используемые на различных этапах урока.

Приёмы, используемые на стадии вызова

Прием «Корзины идей»:

Цели приёма: вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.

Правила применения:

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

3 этап. 2–4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие — не повторять то, что уже было сказано другими.

Приём «Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии.

Цель приема: формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

Правила составления дерева предсказаний:

1 этап — учащимся предлагается высказать предположения по материалу, который предполагается изучить на данном уроке.

2 этап — учащиеся озвучивают. Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева схеме, где: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), листья — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Дерево предсказаний может выглядеть и в виде кластера.

3 этап — после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.

Приёмы, используемые на стадии осмысления

Прием «Инсерт»

Инсерт — самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал; + — это новое для меня;! — этим я удивлен; * — это было интересно.

Прием «Фишбоун» или «Рыбий скелет»

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова — вопрос темы, верхние косточки — основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост — ответ на вопрос. Записи должны быть краткими (ключевые слова или фразы, отражающие суть).

Приёмы, используемые на стадии рефлексии

Приём «Составление кластера»

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Это способ организации взаимного опроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

На уроке техника приема представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:

«Тонкие»

«Толстые»

Кто...

Дайте объяснение, почему...

Что...

Почему вы думаете...

Когда...

Почему вы считаете...

Может...

В чем разница...

Будет...

Предположите, что будет, если

Могли...

Что, если...

Как звали...

Что будет если...

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке: обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными; отрабатывает умение формулировать вопросы; воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Таким образом, применение приемов технологии критического мышления обеспечивает положительную динамику формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Литература:

  1. Блохина, Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”/Е. А. Блохина// Ж: “Начальная школа плюс до и после”, № 3, 2010, с. 20.
  2. Загашев, И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс-Дельта, 2003. — 284с.
  3. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): III, знание, критическое мышление, получение новой, информация, прием, учащийся, этап, групповая работа, осмысление содержания.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Роль инфографики в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников

Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Роль инфографики в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников

Задать вопрос