Технология «интерактивный гексагон», или Шестиугольное обучение в начальной школе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.08.2019

Статья просмотрена: 7919 раз

Библиографическое описание:

Хлынцева, Ю. В. Технология «интерактивный гексагон», или Шестиугольное обучение в начальной школе / Ю. В. Хлынцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4387/ (дата обращения: 15.11.2024).



Среди форм организации работы с детьми в школе — интерактивное обучение, которое набирает популярность в современной школе. Применение интерактивных методов на практике способствует возникновению и дальнейшему развитию всё новых способов организации учебной деятельности, а технология шестиугольного обучения способствует этому в полной мере.

Ключевые слова: шестиугольное обучение, учебный материал, учащийся, шестиугольник, классификация

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

Д. Пойа

В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому вся работа учителя должна быть направлена на формирование у учащихся познавательного интереса, потребности узнавать что-то новое. Ученик должен быть вовлечён в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Когда подобные умения выражены, можно говорить о том, что познавательные интересы школьника сформировались. Педагог должен составляя урок, подобрать методы и приёмы работы, пробуждающие в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала.

В число новых форм интерактивной организации учебной деятельности входит технология «шестиугольного» обучения, пришедшая к нам из Великобритании. Применяется она сравнительно недавно и поэтому недостаточно апробирована в отечественном школьном образовании.

Обращение к технологии «шестиугольного» обучения, как одной из форм работы на уроках в начальной школе, позволит актуализировать процесс формирования и развития языковой компетенции, которая, по мнению ряда исследователей, является базовой компетенцией. Гексагон-метод или шестиугольное обучение является одним из вариантов организации интерактивных занятий, поскольку в ходе работы предполагается тесное взаимодействие как между учениками, так и между учителем и учениками. По мнению Г. О. Аствацатурова, «лучше всего проводить такую работу в парах или малых группах, где ученики будут взаимодействовать друг с другом. Возможна и индивидуальная работа, но в обоих случаях необходимо затем обсудить полученный результат» [1].

Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:

  1. Сотрудничество в парах и группах в процессе обучения, позволяя создавать, общаться и критически мыслить, а это требуемые навыки XXI века.
  2. Использование шестиугольников наглядно оживляет урок любого предмета. Причём, их можно модифицировать на любую тему или предмет: русский язык, биология, география, информатика, история, математика и др.
  3. Технология привлекает к обучению каждого ученика, занимательность и интерактивность заданий вызывает большой интерес у ребёнка.
  4. Запоминание объёмного материала происходит быстро и легко.
  5. Эффективная систематизация материала. У каждого учащегося при сборке мозаики из шестиугольников складывается своя неповторимая система знаний, что служит реализации деятельностного и дифференцированного подходов к обучению.
  6. Технологию можно адаптировать к любой возрастной категории. Её можно применять не только на обучающих и внеурочных занятиях, но и на собраниях родителей, в начальной и средней школе. [3]
  7. Эффективно реализует развивающий потенциала конкретного урока.

Что же мешает применять метод шестиугольного обучения на уроках?

  1. На подготовку уходит много времени.
  2. На начальной стадии применения метода не все ученики активно включаются в работу.
  3. В процессе групповой работы возникают затруднения в коммуникации.

В основе технологии шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Форма шестиугольника выбрана не случайно: благодаря большому количеству граней учащиеся могут проявить творческие способности при работе с ними. Когда учитель даёт несколько шестиугольников детям, они собирают воедино шестигранники, выполняя при этом определённую задачу. Выбирается какая-либо тема, и составляются карточки, каждая из которых отражает один из аспектов темы урока. [3] Шестиугольники соединяются друг с другом определёнными понятиями или событиями, и учащимся необходимо установить эти связи. Учащиеся, работая с шестиугольниками, анализируют учебный материал, творчески его переосмысливая, получают возможность создания собственной классификации и при этом ничем не ограничиваются в своих размышлениях.

Ввиду уникальной, похожей на соты форме, учащиеся могут устанавливать различные связи между содержимым шестиугольников. Таким образом, шестиугольное обучение направлено на развитие логики и творческих способностей учащихся. При использовании подобного метода они способны сами вносить коррективы в свою деятельность и нести ответственность за принятое решение.

Как можно использовать технологию шестиугольного обучения?

  1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т. е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать примеры, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.
  2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углублённого изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
  3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.
  4. Шестиугольники могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определённую категорию. Учащиеся получают задание — соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи.
  5. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения биологии, исторических событий, вопросов культуры.
  6. Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.
  7. Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.

Например, на уроках обучения письму в 1 классе ребята получают карточки с изображением элементов букв (палочка с закруглением, овал, наклонная палочка и др.) и определяют, при письме каких букв используются эти элементы, составляют все возможные варианты письменных букв, готовят задания для других групп.

На уроках окружающего мира в 4 классе при обобщении изученного раздела истории, каждая группа получает свой исторический персонаж, который им нужно описать (его вклад в историю России, достижения, интересные факты из жизни).

На уроках математики при изучении связи умножения и деления составляют приметы или придумывают свои варианты.

Эта технология за короткое время помогает обобщить и систематизировать учебный материал. Учащиеся получают возможность собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», «зигзаг», линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы.

Систематическое применение на практике технологии шестиугольного обучения позволит развить у учащихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности.

Литература:

  1. http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
  2. https://www.classtools.net/hexagon/201604–8M4Kg8
  3. https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/24/shestiugolnoe_obuchenie-konvertirovan-szhatyy.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): шестиугольное обучение, учащийся, учебный материал, шестиугольник, ученик, группа, изучение нового материала, процесс обучения, собственная классификация, учебная деятельность.

Ключевые слова

классификация, учащийся, учебный материал, шестиугольное обучение, шестиугольник

Похожие статьи

Использование интерактивных карт на уроках истории как фактор повышения качества обученности

В статье говорится о применении интерактивных технологий в системе изучения истории. Показано, что система применения интерактивных технологий построена на принципе — от простого к сложному, что позволяет поэтапного введения определенных форм интерак...

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Смешанное обучение на уроках иностранного языка

В статье рассматривается внедрение в практику образовательных организаций инновационных образовательных моделей, таких как смешанное обучение. Также, особенности обучения иностранного языка с применением модели «смешанного обучения».

Применение ментальных карт при обучении иностранных студентов

В статье авторы сделали попытку показать один из педагогических путей оптимизации и структурирования учебного материала в высшей школе — использование ментальных карт. Данная педагогическая технология рассматривается как эффективное вспомогательное с...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Использование форм интерактива в процессе обучения подростков (на примере английского языка)

В статье представлен опыт использования форм интерактивного обучения на уроках английского языка по УМК «Enjoy English» М.З.Биболетовой. Делаются выводы об особенностях использования форм интерактива: вариативность форм; активная позиция ученика в об...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования

В статье описан метод «Шесть думательных шляп». Описаны технология и особенности его применения в обучении младших школьников при достижении ими личностных результатов.

Смешанное обучение русскому языку как иностранному

Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...

Похожие статьи

Использование интерактивных карт на уроках истории как фактор повышения качества обученности

В статье говорится о применении интерактивных технологий в системе изучения истории. Показано, что система применения интерактивных технологий построена на принципе — от простого к сложному, что позволяет поэтапного введения определенных форм интерак...

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Смешанное обучение на уроках иностранного языка

В статье рассматривается внедрение в практику образовательных организаций инновационных образовательных моделей, таких как смешанное обучение. Также, особенности обучения иностранного языка с применением модели «смешанного обучения».

Применение ментальных карт при обучении иностранных студентов

В статье авторы сделали попытку показать один из педагогических путей оптимизации и структурирования учебного материала в высшей школе — использование ментальных карт. Данная педагогическая технология рассматривается как эффективное вспомогательное с...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Использование форм интерактива в процессе обучения подростков (на примере английского языка)

В статье представлен опыт использования форм интерактивного обучения на уроках английского языка по УМК «Enjoy English» М.З.Биболетовой. Делаются выводы об особенностях использования форм интерактива: вариативность форм; активная позиция ученика в об...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования

В статье описан метод «Шесть думательных шляп». Описаны технология и особенности его применения в обучении младших школьников при достижении ими личностных результатов.

Смешанное обучение русскому языку как иностранному

Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...

Задать вопрос