Формирование культуры личности в образовательном пространстве
Авторы: Соловьёва Елена Валерьевна, Филатова Инна Николаевна, Махонина Ольга Сергеевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 31.08.2019
Статья просмотрена: 575 раз
Библиографическое описание:
Соловьёва, Е. В. Формирование культуры личности в образовательном пространстве / Е. В. Соловьёва, И. Н. Филатова, О. С. Махонина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4406/ (дата обращения: 20.12.2024).
В период модернизации российского образования значительно возрастает роль духовно-нравственного воспитания как способа идентификации личности, необходимого условия сохранения общества с учетом процесса глобализации, поиска национальной идеи.
Известно, что освоение личностью ценностей, жизненных установок, присущих данному обществу, происходит в процессе социализации и прежде всего, это осуществляется в системе образования, где процесс обучения неотрывен от процесса воспитания. Здесь решающая роль принадлежит средней школе в концепции которой должно быть уделено значительное место вопросам культуры, культурным ценностям. О единстве культурного и образовательного пространства как о принципе государственной политики в области образования указано в Российском законодательстве, в законе «Об Образовании» (Гл. I, ст. 2).
Сегодня образовательное учреждение призвано формировать личность гражданина, нравственно-ориентированную на основе отечественных традиций, что достигается в региональном культурно-образовательном пространстве.
Помочь молодому поколению осознать культурные ценности, духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами — в этом состоит сложная и вместе с этим прекрасная задача каждого педагога и преподавателя, каждого воспитателя и родителей. В этом состоит и задача педагогики Культуры. Дети активно участвуют в конкурсах творческих работ, создают прекрасные, полноценные художественные произведения, наполненные духовным смыслом и содержанием.
Изучение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции, в том числе православной направленности, являет собой путь духовно-нравственного становления личности. Принципы этнопедагогики способствуют совершенствованию образовательной системы. «Необходимо формирование нового культурного пространства в душах детей, ориентированного на углубленное осознание людьми общности духовных и культурно-исторических корней, основанного на любви к Родине, к ближнему своему, людям вообще. Только так можно достичь духовно-нравственного возрождения России» (Владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский).
Воспитание духовно-нравственных, эстетических качеств личности, уровня развития ее языковой культуры не может быть решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения видожанровой специфики художественной культуры.
Систематическое приобщение детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к духовным и нравственным ценностям, принятым через семью, социум может осуществляться при использовании краеведческого материала, музейных коллекций.
Гуманизация образования, реализуемая через культурологический и личностно-ориентированный подходы, предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека и конкретной среды обитания.
Взаимодействие музея и школы (в контексте непрерывного краеведческого и музейного образования) определяется общностью решаемых задач и одновременно спецификой их осуществления каждым из этих социальных институтов.
Имеет определенную перспективу развитие исследовательской культуры обучающихся в период становления личности, в том числе и интегрированной системе «школа-музей», системе ансамблевых отношений учреждений образования и культуры, в целом в социуме.
Региональный (краеведческий) компонент включается в процесс преподавания учебных дисциплин образовательной области «Искусство», православной культуры, вразные формы обучения и воспитания и на разных этапах, способствует также формированию компетентностей, языковой культуры личности. Это позволяет сделать интенсивным процесс всесторонней инкультурации (оно же понятие «социолизация») личности.
Современная перестройка системы художественно-эстетического образования постоянно требует поиска новых идей. Педагог должен быть готов к творчеству, поиску, воспитанию креативной личности и др. Поэтому актуальными остаются задачи педагогического проектирования новых программ, учебных пособий, методических разработок, включающих конспекты уроков, сценарии мероприятий досугового характера альтернативного характера с учетом интегративного подхода к образовательной области «Искусство», гуманитарным учебным дисциплинам, позволяющих эффективно осуществлять развитие духовности, патриотизма, гражданственности, творческих начал, способностей, индивидуальности каждой личности. При подготовке учителя к уроку обязательным условием является написание (проектирование) конспектов уроков. В разных учебных заведениях практикуются различные подходы к этому виду деятельности. Мастерство написания конспекта занятия (урока) приходит с опытом работы, но его совершенствование может осуществляться всю жизнь.
Развитие личностной культуры является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Интерес к народным истокам, к праздникам и обрядам растет. Сейчас все больше и больше людей восстанавливает русские избы, старинные предметы быта, собирают фольклор, приобщаются к народному промыслу.
Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька — многие слова детям знакомы, а некоторые слышат впервые. Поэтому важно познакомить со значением каждого из них, рассказать о предметах быта, орудиях труда и что каждый из них представляет.
Возможность увидеть образцы строений, вспомнить быт помогут музеи (музей в селе Купино, историко-краеведческий музей, Музей хлеба в ЭБЦ).
Способствует развитию познавательного интереса к культуре наших предков встречи с народными умельцами, посещение их выставок, изучение народных промыслов. Только тогда, когда обучающие увидели, попробовали сделать своими руками какие-то изделия, возникает желание узнать больше.
Избы строили разные. У каждой избы был свой особый вид. Стоит изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты, как талантливо и хитро сделано.
Бывало, входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог — наоборот высокий, чтоб меньше дуло. Знаете загадку. «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка»? Ее отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе жар. «Без печи хата — не хата». Она обогревала избу, в ней пекли хлеб, варили пищу и корм скоту, на ней спали. Русский народ всегда славился гостеприимством:
− Что есть в печи — все на стол мечи;
− Не красна изба углами, а красна пирогами.
Все в избе делалось своими руками долгими зимними вечерами: резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины.
Стол, лавки — скамьи, лавки — все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым. Мастерство передавалось из поколения в поколение.
В музее дети видят мебель, сделанную много лет назад руками мастера. Занятие проводить легко, а самое главное — это интересно детям.
Огромная роль в образовательном пространстве центра отводится Музею хлеба. На занятии «Хлеб — всему голова» используем загадки:
− Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (решето);
− Маленький, горбатенький по ниве бежал, каждый колос задрожал (серп);
− Над головой вертятся, а в руках крутятся, стучат, гремят и все говорят: то-то мы. то-то мы (Цеп);
− Брат брата трет, белая кровь течет (жернова) и другие.
Нельзя не упомянуть на занятиях «Хлеб — всему голова» русскую пословицу: «Огонь — царь, вода — царица. Земля — матушка, небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец». А как хлебушко величали? Правильно — батюшка. А также:
− Если хлеба каравай, так и под елью — рай;
− Ржаной хлебушко — калачу дедушка и т.д.
На занятии «Бабушкины сказки» вспоминаем русские народные сказки, которые помогают узнать о жизни русских крестьян, знакомят с предметами быта и орудиями труда. «Мальчик с пальчик» — как пахали землю, «Мужик и медведь» — сеяли зерно, «Жерновцы» — мололи зерно. Вспомним сказку «Крошечка-хаврошечка». Ведь ей помогала добрая коровушка-матушка. Работы было в избе много, поэтому и появилась в сказке помощница. А помните в сказке: в то давнее время, когда мир был полон лешими, ведьмами да русалками, когда реки были молочные, а берега кисельные...
Каша, кутья, щи, взвары, сладкие блюда, квас, морс, чай.
Но главное наши предки помнили всегда, что написано в Библии: «Не хлебом единым жив будет человек», т. е. надо помнить прежде всего о душе, жить по законам добра и справедливости, соблюдать заповеди.
Сказочные герои живут и работают в тех же условиях, что и крестьяне. Обратимся к сказке о Жихарке, как Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, хлеб пек. Ведь в русских народных сказках отображена жизнь наших крестьян, их мечты и чаяния. Интересно наблюдать, анализировать, как ведут себя люди, животные, явления природы, разные предметы в сказках.
Например, игра «Собери пословицу из слогов»: ЛО СКА МЕК ЦАМ ОК НЕЙ ЖЬ В МО УР ДОБ ЛОД ЗКА НА РЫМ ДА
В историко-художественном музее проводятся занятия «История мужской и женской одежды», «История мужской и женской обуви», «История головных уборов», «Историческое наследие». Когда дети надевают сарафан, рубаху, обувают лапти, берут в руки веер и т. д., интерес к прошлому только увеличивается.
При активном участии детей проходят также «Посиделки», «День рябинки», «Береза белая», «Егорий зимний, Егорий вешний», «Колядки», «Щедровки», «Масленица».
Узнавая прошлое, дети с удовольствием включаются в акции и операции «Птичья столовая», «Живи, елка!», «Берегите первоцветы». На занятиях проводим с обучающимися опыты с растениями, которые делали еще в царских садах. Например, астра много раз пересаженная, дает более крупные соцветия. Из черенков старых сортов яблонь можно также вырастить дерево.
Как и где строились и селились люди раньше, изучаем на занятии «Как жили люди на Руси». Дети размышляют, высказывают свои мысли вслух, делятся знаниями друг с другом. При этом вспоминаем пословицу «Возле леса жить — голодному не быть», так как в лесу зверь и птица, смола, ягоды, грибы. Лес рядом, а в нем на всякую болезнь зелье растет. После этого уже активно дети работают на занятии «Лекарственные растения под ногами». Поликлиник и аптек ведь не было, «скорую» — не вызовешь, и поэтому надеялись люди только на себя. О здоровье народная мудрость хранит много полезных советов:
− Живи просто — проживешь лет до ста;
− Кто долго жует, тот долго живет.
А сколько подвижных, словесных, настольных игр передали нам наши предки — это целая кладезь. Например, если обучающиеся расшумятся, можно сыграть с ними в игру «Чек, чек, чек, зубы на крючок. Кто слово скажет, тому щелчок!». Первый, кто нарушит молчание, подвергается «наказанию». Придумать можно любое: попрыгать на одной ноге, пропеть «ку-ка-ре-ку».
Эти забавы стары, как мир и одновременно молоды, потому что каждое поколение добавляет к ним что — то свое. Их знали наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Из поколения в поколение передаются обычаи и традиции, эта связь времен может прерваться, если мы с вами разучимся играть, забавляться, веселиться и ценить прошлое.
А для этого необходимо проводить такие занятия, на которых рассматриваются традиции и обычаи родного края — земли Шебекинской, Святого Белогорья.