Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования
Автор: Савина Валентина Андреевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 22.09.2019
Статья просмотрена: 570 раз
Библиографическое описание:
Савина, В. А. Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования / В. А. Савина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4442/ (дата обращения: 18.12.2024).
Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений социально-эстетического идеала. В статье говорится об актуальности использования нетрадиционных техник рисования как одного из эффективных путей развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет. Введение в систему дополнительного образования использование нетрадиционных техник рисования оказало положительную динамику на развитие показателей уровня творческих способностей; работы стали отличаться выразительностью и оригинальностью; обучающиеся знают, и умело используют нетрадиционные техники рисования. Это свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности; у обучающихся увеличились показатели творческих способностей: гибкость, беглость, генерирование идей, оригинальность, открытость восприятия, гармония и независимость.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, развитие творческих способностей обучающихся 10–12 лет, дополнительное образование, нетрадиционные техники, методы и приемы рисования.
Актуальной задачей современного российского образования является воспитание творческой личности, которая способна творчески мыслить, самостоятельно ориентироваться в разнообразной картине мира, быстро анализировать любые предметы, устанавливать системные связи, находить неординарные подходы для решения проблем, а также умеющая прогнозировать всевозможные действия. Все эти качества возможно развить при грамотном построении системы общего и дополнительного образования.
В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в разделе «Дополнительного образования» указано, что образовательная деятельность должна быть нацелена на развитие творческих способностей, а так же предоставлять возможности для развития процесса социализации и адаптации их к жизни в обществе [11].
Проблемы развития художественного творчества, в системе дополнительного образования, рассматриваются в исследованиях В. П. Голованова [4], Т. Г. Казаковой [6], Т. В. Тимофеевой [9] и др.
В. А. Березина отмечает, что система дополнительного образования обладает уникальными возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в различных областях деятельности [2]. Учреждение дополнительного образования, по мнению И. А. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована» [12]. Большинство ученых подтверждают, что дополнительное образование необходимо в современном мире, оно способствует развитию навыков, которые будут необходимы во взрослой жизни обучающегося.
С каждым годом к проблеме развития творческих способностей уделяют все больше внимания. Одним из приемлемых пониманий творчества указано в «Словаре» С. И. Ожегова: «Творчество — создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [8]. А «творческие способности» подразумевают под собой процесс создания чего-то нового, предполагающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим [13]. Исходя из этого, следует, что не только созданные картины, машины, теории, но и все факторы личностного роста человека следует рассматривать как творческие. Однако, некоторые учёные, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы, или ситуации.
В связи с этим, различные ученые, педагоги, философы выдвигают разнообразные теории по созданию благоприятных условий для развития способностей. Изобретают различные техники и методики, повышающие развитие творческих критериев обучающихся. Главная проблема научных трудов и педагогических методик заключается в том, что они направлены только на развитие различных навыков, при этом не учитывают современные мировые тенденции творчества. Они не раскрывают, в полной мере, как с помощью различных инновационных техник, методик и средств можно обеспечить увеличение эффективности развития творческих способностей. Что необходимо сделать, чтобы замотивировать обучающихся к художественной деятельности, которая будет адресована на развитие художественно-творческих способностей на протяжении большого периода их жизни.
Доказано, что обучающиеся в возрасте 10–12 лет склонны к самостоятельности. Некоторые из них отличаются самостоятельность в усвоении знаний не только по школьным программам, но и за ее пределами. Успешность обусловлена тем, что они активно занимаются саморазвитием [3]. Поэтому необходимостью в этом возрасте является их заинтересованность и мотивация к дальнейшему изучению художественной деятельности.
В системе художественного образования развитие творческой личности является основной целью теории и практики. Для успешной реализации это цели можно организовать процесс, который будет проводиться на специализированных занятиях по развитию творческих навыков при помощи нетрадиционных методик, с использованием нестандартных средств и материалов. Но успешность таких занятий будет обеспечена, если параллельно с такими занятиями будет изучаться дисциплина академического рисунка, живописи и станковой композиции.
Заметим, что «нетрадиционные техники» художественного творчества подразумевают под собой использование и применение нестандартных материалов, которые на занятиях в художественных школах или на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах никогда не будут употребляться. В системе дополнительного образования, возможно, обучать изобразительной деятельности при помощи нетрадиционных техник. Изобразительная деятельность прекрасна своей вариативностью, чем интереснее и разнообразнее условия, которые способствуют формированию творческой среды, тем ярче и прогрессивнее начнут проявляться художественные способности обучающегося. Рисование нетрадиционными современными техниками открывает широкий горизонт для развития творческих способностей. При работе с такими технологиями, методами и средствами быстрее развиваются такие критерии как креативность, беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, внимательность, усидчивость, восприимчивость, сопротивление к замыканию. Развивается фантазия, воображение, появляется самостоятельность и инициатива, выразить свою индивидуальность, которая в будущем поможет при нахождении индивидуального стиля обучающегося.
Большинство нетрадиционные техник и их применение в современном мире описаны в трудах таких авторов как Т. С. Акуненок [1], Г. Н. Давыдова [5], А. В. Никитина [7] и др. Но все эти техники направлены на развитие художественных способностей дети дошкольного и младше школьного возраста. Для развития творческих способностей обучающихся старшего возраста не существует структурированных методик, в которые включены нетрадиционные техники рисования.
Для возраста 10–12 лет целесообразно использовать различные нетрадиционные современные техники, использовать их синтез техник, применять комплекс методов и приемов рисования. С обучающимися этого возраста рекомендуется использовать: синтез метода дорисовки и коллажирования, работа в печатной графике, работа с различными нетрадиционными материалами (пена для бритья, веревки, оберточная бумага, пластиковые бутылки и т. д.) с их помощью создаются неповторимые художественные изображения, современная ксилография с использованием пластилина для запекания, создание трафаретов из подручных средств, соединение акварели и аэрографии, рисование оттисками из различных материалов и т. п.
Опытно — экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ ДО ЦДО «Спектр» г. Туринск. Работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Была использована последовательность диагностических методов для определения уровня творческого развития личности: наблюдение, создание экспериментальных ситуаций, тесты и творческие задания.
По итогам проделанной работы следует: введение в образовательную систему использование нетрадиционных техник рисования привело к повышению динамики показателей уровня развития творческих способностей; работы стали отличаться выразительностью и оригинальностью; обучающиеся зная тенденции творчества умело используют нетрадиционные техники рисования, а так же создают свои и соединяют их между собой. Это свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности; у обучающихся повысились показатели творческих способностей: гибкость, беглость, генерирование идей, оригинальность, открытость восприятия, гармония и независимость.
Литература:
- Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. — 2010.
- Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А.Березина. — М.: Диалог культур, 2007. — 512 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
- Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М., Владос, 2004. 237с.
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
- Казакова Т. Г. Творческие проявления в изобразительной деятельности младших дошкольников. // A. B. Запорожец и современная наука о детях. М., 1995. С. 75–77.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». — СПб.: КАРО, 2010г.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
- Тимофеева Т. В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000.
- Усова A. B. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка 6–7 лет: Автореф. канд. дис. М.,1996
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
- Щетинская, А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие / А. И. Щетинская. — Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. — 100 с.
- Ярошевский Г. М. Психология творчества и творчество в психологии// Вопросы психологии, № 6, 1985
Ключевые слова
творчество, творческие способности, дополнительное образование, нетрадиционные техники, развитие творческих способностей обучающихся 10–12 лет, методы и приемы рисованияПохожие статьи
Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста
В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...
Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника
В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...
Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии
Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...
Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования
Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...
STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...
Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста
На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...
Детское экспериментирование в период развития ребенка
Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...
Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям
В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...
Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования
Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...
Формирование мотивации к УУД у учащихся младших классов на уроках английского языка с помощью эмотивных сказок
Особое место в основе воспитательного и образовательного процесса занимает формирование универсальных учебных действий учащихся за счет мотивационной сферы. Наиболее благоприятным периодом активного формирования сферы мотивов является младший школьны...
Похожие статьи
Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста
В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...
Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника
В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...
Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии
Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...
Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования
Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...
STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...
Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста
На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...
Детское экспериментирование в период развития ребенка
Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...
Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям
В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...
Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования
Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...
Формирование мотивации к УУД у учащихся младших классов на уроках английского языка с помощью эмотивных сказок
Особое место в основе воспитательного и образовательного процесса занимает формирование универсальных учебных действий учащихся за счет мотивационной сферы. Наиболее благоприятным периодом активного формирования сферы мотивов является младший школьны...