Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка
Автор: Борискина Галина Георгиевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.
Дата публикации: 16.10.2019
Статья просмотрена: 473 раза
Библиографическое описание:
Борискина, Г. Г. Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка / Г. Г. Борискина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4504/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье описываются разные виды электронных образовательных ресурсов сайта «Единая коллекция ЦОР». Показана актуальность, практическая значимость использования электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока русского языка. ЭОР можно использовать как в дистанционной, так и в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: дистанционное образование, электронные образовательные ресурсы, интерактивные таблица, анимация, звуковой текст.
Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (ЕКЦОР) (http://school-collection.edu.ru) представляет широкий спектр цифровых образовательных ресурсов: интерактивные таблицы, схемы, орфограммы, диктанты, анимационные ресурсы, электронные тренажеры, тесты и задания. Коллекция электронных образовательных ресурсов (ЭОР) успешно применяется на любых видах и этапах дистанционного урока русского языка. Актуальность применения ЭОР обусловлена тем, что дистанционный урок-индивидуальная форма обучения, где осуществляется учебный диалог только между учителем и обучающимся. ЭОР используются, для того чтобы разнообразить виды проверки и формы самостоятельной работы, повысить активную мыслительную, исследовательскую, познавательную деятельность обучающегося. На уроках русского языка ЭОР способствуют совершенствованию орфографической грамотности учеников и развитию их речи.
Интерактивные задания, таблицы, анимации, тексты, тесты ЕКЦОР систематизированы мною по темам, классам и размещены на виртуальной доске Линоит. Данный комплекс учебного материала располагается на странице «Электронные доски» сайта учителя Всероссийского бесплатного констуктора электронных портфолио «УчПортфолио». ЭОР в сочетании с активными методами обучения помогают учителю в планировании и проведении современного урока, на котором обучающиеся самостоятельно учатся ставить и решать учебные задачи, анализировать и формулировать информацию, применять её на практике, делать выводы. В итоге сформируется общая система знаний, ученик научится самостоятельно учиться.
ЭОР целесообразно использовать на разных этапах урока. При актуализации знаний, «вхождении» в тему урока, создании проблемной ситуации в начале урока, исследовании нового учебного материала эффективно используются разного вида анимации. Например: анимация — путешествие по теме урока «Образование имён существительных» (6 класс) помогает ученице вспомнить и назвать имена существительные по грамматическим признакам. Данная анимация служит «переходным мостиком» к формулировке темы урока. Выполняя морфемный разбор слов «подсолнух», «берёзка», ученица называет способ образования и формулирует тему урока.
Анимацию -рисунок к уроку «Степени сравнения прилагательных» (7 класс) целесообразно использовать на этапе исследования темы. Сопоставляя, сравнивая слова, ученица строит логически обоснованные рассуждения, правильно определяет степени сравнения прилагательных. Деятельность обучающейся носит продуктивный, поисковый характер. Исследованный учебный материал запоминается осознанно. Анимация-построение схемы по теме «Сложноподчинённое предложение» (9 класс) — алгоритм работы над предложением и составлением схемы. Сначала ученик сам составляет схему, проверяет, усваивает последовательность работы над предложением, развивает логику рассуждения. Опыт самостоятельной деятельности и работа над синтаксисом формируют также и личностные качества: заинтересованность, внимательность.
Анимации как учебное средство помогают учащимся лучше понять, усвоить учебный материал, так как они работают самостоятельно, проговаривают полученную информацию. Таким образом, используя наглядный, частично-поисковый методы обучения при работе с анимационными ресурсами, учитель развивает метапредметные навыки учащихся: самостоятельность в работе, внимание, логическое мышление, устную и письменную речь, зрительную память.
Интерактивные таблицы, рисунки применяются при объяснении, исследовании темы урока. Таблица по теме «Полные и краткие прилагательные» поможет обучающемуся решить проблемную задачу: по каким признакам отличаются прилагательные. Такая работа позволяет нам развивать мышление, логику обучающихся, прививать интерес к познанию, умение анализировать и синтезировать знания. Таблица по теме «Образование имён существительных» способствует формированию предметных и метапредметных навыков. Работа по таблице учит анализировать примеры, рассуждать, обобщать, систематизировать материал, делать вывод. Таблица по теме «Словосочетание» иллюстрирует способы связи словосочетаний. Анализируя примеры из таблицы, ученик составляет схемы, запоминает по ним виды словосочетаний и применяет схемы в практической работе. Таким образом, знания, полученные через анализ примеров, лучше усваиваются.
Интерактивный рисунок по теме «Степени сравнения наречий» позволяет эффективно развивать широту и гибкость мышления, стимулировать познавательную активность. Решая проблемную задачу, ученик сопоставляет, объясняет, рассуждает, анализирует, записывает в тетрадь опорную схему как вывод-правило. На данном этапе урока развиваются и коммуникативные навыки: учебное сотрудничество с учителем, и регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, уметь пользоваться ЭОР, тренажёром-рисунком. Обучение действием, глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала обеспечивают приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, когда отсутствуют готовые ответы. Интерактивные таблицы позволяют не просто вовлечь детей в учебный процесс, а сделать их деятельность заинтересованной, мотивированной, нацеленной на достижение образовательных результатов. При использовании активных методов обучения, ЭОР обучение идёт по схеме: самостоятельный поиск — усвоение — объяснение. Следовательно, повышается активность и самостоятельность учащихся.
Тексты для чтения и звуковые незаменимы при закреплении темы урока. Коллекция текстов так богата, что позволяет учителю организовать разнообразные виды работ: творческий, объяснительный, выборочный диктант, комплексный анализ текста, письмо по памяти, изложение. Привожу небольшой перечень текстов по разным темам: Причастие, Имя прилагательное, Восстанови стихотворение, Предлог, Уточняющие члены предложения. Интересные и разнообразные задания по этим текстам (выбрать нужный предлог и вставить вместо точек, найти причастия, восстановить текст) развивают практические навыки обучающихся.
Для активизации мыслительной и познавательной деятельности, для формирования навыков самостоятельной работы, при подведении итогов темы урока можно использовать тексты, которые позволяют осуществить самопроверку задания, тем самым формировать регулятивный учебный навык. Например, найти наречия в сравнительной степени и проверить.
Коллекция интерактивных озвученных текстов многообразна, интересна по своему содержанию. Тексты, предложения со звуком воспитывают эстетическое восприятие, обучают детей выразительному чтению. Например: «Стихотворения по теме «Глагол», «Бессоюзное сложное предложение» , «Уточняющие члены предложения», «Чехов».
На уроках ещё используются интерактивные тексты с заданиями: «Восстановить стихотворение». (Глагол, Имя прилагательное). Такая работа приносит удовольствие, ведь многим детям нравятся стихи, иллюстрации к ним. Такой интерактивный ресурс даёт возможность организовать разноуровневую работу: комплексный анализ текста, написание сочинения-миниатюры по картине, стихотворения...
Коллекция текстов «Описание картины» по теме «Имя прилагательное» применима на уроках русского языка как в средних, так и в начальных классах. В занимательной форме дети постигают сложный русский язык, учатся определять часть речи по грамматическим признакам.
Коллекция интерактивных загадок к теме «Имя существительное» — ещё одно интересное средство обучения, которое дает возможность развивать различные виды памяти, логическое, абстрактное мышление. Дети обучаются на лучших текстах русской литературы. Загадки, стихотворения классиков И.Бунина, А. С. Пушкина, М.Лермонтова...Это ли не образец для подражания! А межпредметная связь с литературой, ИЗО не только развивает умственно, но и духовно, нравственно.
Тесты из этого сайта тоже применяются на уроках русского языка, потому что они готовят детей к сдаче ОГЭ, ЕГЭ. Тесты способствуют закреплению темы урока, их также можно применять и при подведении итогов урока. Данный тест проверяет знания по теме «Однородные члены предложения», «Союзы при однородных членах предложения». Много тестов по орфографии, например, задание: выделите безударные гласные -орфограммы в окончаниях глаголов.
При помощи электронных ресурсов создаются условия для развития логического мышления, устной и письменной речи, памяти, внимания, воображения детей. Школьники учатся работать с электронными ресурсами, которые способствуют формированию познавательного интереса к предмету и умению пользоваться алгоритмом, схемой.
Литература:
- Борискина Г. Г. [Электронный ресурс] // «УчПортфолио» Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио Сайт — портфолио педагога. Страница «Электронные доски». URL: http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=20770 %20 (дата обращения 17. 03. 2018).
- Борискина Г. Г. «Как работает электронный ресурс «Единая коллекция ЦОР» на уроках русского языка?" [Электронный ресурс] // «УчПортфолио» Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио. URL: https://uchportfolio.ru/articles/read/1585 (Дата обращения 13. 03. 2018).
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». [Электронный ресурс] // сайт.-URL: http://school-collection.edu.ru / (дата обращения 11. 03. 2018).
Ключевые слова
дистанционное образование, электронные образовательные ресурсы, анимация, интерактивные таблица, звуковой текстПохожие статьи
Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе
Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...
Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов»)
В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку. Приводятся сведения, техники и особенности использования видеоматериало...
Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку
В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...
Учебные сайты для школьников и студентов
В статье рассматривается решение проблемы создания электронных образовательных ресурсов с помощью технологии, предоставляемой компанией Google. Организованное с помощью таких образовательных ресурсов дистанционное обучение является дополнением к трад...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Перспективность реализации электронного обучения и дистанционных технологий в образовательном процессе
В статье рассматриваются основные положения Порядка применения организа-циями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обеспечении образовательных программ в высших учебных за...
К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)
Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...
Использование 3D-моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе
В статье рассматриваются 3D-технологии, а также их возможности использования в начальной школе. Автор дает определение понятиям «3D-моделирование», «3D-принтер», «3D-ручка»; раскрывается сущность использования данных устройств в образовательных орган...
Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения
В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...
Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками
Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...
Практическое использование авторизированного рабочего места учителя в начальной школе
Уроки с использованием АРМ учителя позволяют создать условия для глубокого и качественного усвоения учебного материала обучающимися. Изучив ЭОР и компьютерные технологии можно сделать вывод, что их применение возможно практически на любом школьном пр...
Похожие статьи
Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе
Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...
Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов»)
В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку. Приводятся сведения, техники и особенности использования видеоматериало...
Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку
В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...
Учебные сайты для школьников и студентов
В статье рассматривается решение проблемы создания электронных образовательных ресурсов с помощью технологии, предоставляемой компанией Google. Организованное с помощью таких образовательных ресурсов дистанционное обучение является дополнением к трад...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Перспективность реализации электронного обучения и дистанционных технологий в образовательном процессе
В статье рассматриваются основные положения Порядка применения организа-циями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обеспечении образовательных программ в высших учебных за...
К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)
Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...
Использование 3D-моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе
В статье рассматриваются 3D-технологии, а также их возможности использования в начальной школе. Автор дает определение понятиям «3D-моделирование», «3D-принтер», «3D-ручка»; раскрывается сущность использования данных устройств в образовательных орган...
Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения
В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...
Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками
Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...
Практическое использование авторизированного рабочего места учителя в начальной школе
Уроки с использованием АРМ учителя позволяют создать условия для глубокого и качественного усвоения учебного материала обучающимися. Изучив ЭОР и компьютерные технологии можно сделать вывод, что их применение возможно практически на любом школьном пр...