Сценарий педагогического совета
Автор: Ермолаева Рэмзия Вильевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.
Дата публикации: 13.12.2019
Статья просмотрена: 324 раза
Библиографическое описание:
Ермолаева, Р. В. Сценарий педагогического совета / Р. В. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4697/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тема:Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников и младших школьников
Цель: развитие профессиональных компетентностей педагогов в обучении развития речи современными формами и методами у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;
2) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по развитию речи;
3) познакомить с методами, повышающими речевое развитие детей;
4) наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении.
Ожидаемый результат:
- Повышение компетентности и успешности педагогов.
- Обеспечение инновационного планирования работы по развитию речи.
План проведения:
- О выполнении решений педагогического педсовета.
- Определение цели, задач, плана работы мероприятия.
- Сообщение «Актуальность речевого развития. Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников и младших школьников» — методист.
- Сообщение «Конкурс художественного чтения» — средство развития речи библиотекарь.
- Работа по группам.
- Принятие проекта решения.
Оборудование:
- Маршрутные листы
- Цветные стикеры или квадратики (по количеству участников)
- Фломастеры (2 набора)
- Ватман (по количеству команд)
- Разметка контрольных станций
- Пособия «Универсальный словарь»
Ход проведения:
- Мотивация к деятельности.
Добрый день, уважаемые коллеги! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее заседание проведем с улыбкой и позитивным настроением. Главная задача — быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми. Думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- Выполнение решений предыдущего педагогического совета — директор
- Сообщение «Актуальность речевого развития. Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников и младших школьников» — методист Ермолаева Р. В.
3.1. Человеческая речь — уникальное явление. При разговоре мы синхронно задействуем около 100 мышц груди, шеи, челюстей, языка и губ. Каждая мышца представляет собой пучок, состоящий из сотен и тысяч мышечных волокон. Безусловно, что для управления всем этим хозяйством используется больше нейронов, чем при ходьбе или беге.
Еще один интересный факт о речи: речь может развиться только в обществе и только во время роста мозга!?
Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО и НОО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного и школьного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Это — важнейшая педагогическая задача.
О работе по развитию речи вы говорили на педагогическом совете в 2018–2019 учебном году. Сегодня мы поставим точку в разговоре о нужности работы по развитию речи обучающихся. Но! … продолжим кропотливую, а главное системную работу в данном направлении.
Причина недоразвития речи — это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника и младшего школьника. И среди причин, побудивших принять в стране еще в 2007 году «Национальную программу поддержки и развития чтения на 2007–2020г.г». является и эта причина.
3.2. Использование приёмов обучения связной речи в педагогическом процессе: приёмы развития речи, увиденные на посещенных уроках (проговаривание имени и отчества педагогов).
Учитель 2в класса — объяснение отгадок на загадки на уроке математики, объяснение пословиц. Учитель 1б класса — добивается полных ответов на поставленные вопросы; работа над пословицами. Учитель 1г класса — ответы на вопросы по прочитанному по литературному чтению. Учитель 3в класса — развитие диалогической речи на уроке русского языка. Учитель 2а класса — создание речевых ситуаций для детей на уроке математики. Учитель физической культуры в 1-ом классе — на уроке физической культуры — определение свойств спортивного оборудования (проговаривание), используемого на уроке, использование считалки. Учителя… — расширение детского словаря, обогащение речи образными словами и выражениями, составление плана и работа по нему. Учитель 3б класса — работа над текстом, отработка умения выступать от группы. Учителя …. — работа над предложением.
- Сообщение «Конкурс художественного чтения» — средство развития речи библиотекарь
Ежегодно в нашем городе в октябре проводится конкурс художественного чтения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предварительная работа педагогов и родителей по подготовке чтецов идет в течении месяца: подбираются стихи по теме конкурса, объясняется как выразительно читать стихи. В чтении стихов есть свои особенности, свои тайны. Здесь главное — способность максимально вжиться в образ, проникнуться мироощущением автора, понять то, что он хотел сказать. Поэтому конкурс художественного чтения даёт школьникам прекрасную возможность показать не только мастерство декламации, но и актёрские способности. Хорошая декламация — это не только чтение заученных строк. Предварительно перед городским конкурсом проводится школьный этап. Безусловно, критерии оценивания школьного этапа и городского конкурса совпадают.
Вместе с тем, существуют и ошибки, и волнения конкурсантов. Но все вместе мы будем продолжать участвовать в таком конкурсе, так как он тоже развивает речь наших детей, помогает им социализироваться, приобщиться к миру поэзии.
- Работа по группам:
А) О технологии квеста и мирового кафе (World cafe)
Квест (английское “quest”, поиск) — игра-путешествие или разновидность игр в игре, в которых дети проходят по запланированному маршруту, выполняя определенные задания. Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды деятельности. Он дает возможность участникам через упражнения осуществлять рефлексию деятельности, а также позволяет учащимся с разным уровнем эмоционального состояния включиться в квест. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Квест-технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
«Мировое кафе» (World cafe) — метод сфокусированного неформального обсуждения. Сегодня этот метод пользуется большой популярностью во всем мире. Объединение для решения общей проблемы, задач. Во время проведения World cafe допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.
Б) Задание командам:
Педагоги, посетившие открытый урок или открытое занятие, отправляются с модератором играть в квест. Остальные педагоги — остаются в зале работать по технологии «мирового кафе». Через 30 минут мы должны поменяться. С каждой группой будет работать модератор.
«Мировое кафе» (World cafe)
(участники: педагоги со стажем)
Модератор:
(участники: молодые педагоги, вновь прибывшие, педагоги с перерывом в работе)
Задание 1.
За чашкой кофе и чая рассказать о формах и методах работы по развитию речи — обмен опытом. Записываются результативные приёмы работы на листе ватмана.
Задание 2 (если останется время)
Упражнение «Шушаника Минична»
Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например «Лариса Ивановна». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно, Лариса Ивановна, с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя Лариса Ивановна». После этого Лариса Ивановна задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.
Глориоза Провна |
Эннафа Варсонофьевна |
Вивиана Ионична |
Маркелина Ермилинична |
Феосения Патрикеивна |
Геновефа Иркнеевна |
Беата Нифонтовна |
Домитилла Ювенальевна |
Антигона Маевна |
Препидигна Аристидовна |
Вестита Евменьевна |
Ермиония Питиримовна |
Нунехия Амфиохъевна |
Вевея Вуколовна |
Геласия Доримедонтовна |
Иовилла Иеронимовна |
Агафоклия Наркисовна |
Кетевань Варнавична |
Рипсимия Флегонтовна |
Фессалоникия Якубовна |
Иракия Довментьевна |
Магда Виленовна |
Лукерья Инокентьевна |
Сафрентия Макуловна |
Юфеза Гермогеновна |
Таирия Коловратовна |
Дросида Саммерсентовна |
Инфигения Евлогиевна |
Обсуждение, анализ посещенного открытого урока учителя со стажем, открытого занятия в подготовительной группе дошкольного отделения воспитателя со стажем (участники: молодые педагоги, вновь прибывшие, педагоги с перерывом в работе)
Фасилитатор: ….
Квест
Модератор:
Кабинет № 203 — помощник модератора
Посмотрите, на карте отмечено 3 станции, где мы должны сделать остановку. Каждое название станции зашифровано. Вам необходимо выполнить задание, состоящее из (ребуса, загадки анаграммы, шифра) получив подсказку, которая определяет следующее задание. Готовы? Тогда в путь….
— Чтоб узнать название станции необходимо разгадать ребус.
Итак, какое название у первой станции (РАЗМИНКА). На станции «Разминка» нам оставлено задание блиц –опрос.
—Я задаю вопросы, команды быстро односложно отвечают на вопросы («Да» или «Нет»).
Задание 1.
- Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
- Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
- Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
- Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
- Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
- Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
- Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
- Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
- Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
Задание 2
- Такой вид речи, когда 1 человек говорит, а другие слушают (МОНОЛОГ)
- Общение взаимное, двустороннее……… (ДИАЛОГ)
- Способность выполнять мелкие и точные движения кистями рук (МОТОРИКА)
- Придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро не запинаясь (СКОРОГОВОРКА)
- Метод, используемый педагогами на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ. (СЛОВЕСНЫЙ).
Задание.
Сколько букв, обозначающих гласные звуки, в русском языке?
А) 6
Б) 4
В) 10— (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Ё, Ю, Е).
Модератор: ….
Кабинет № 305/1 — помощник модератора
- Разделиться на 2 команды.
- Составить мнемотаблицу или мнемосхему по предложенному стихотворению.
- Выразительно прочитать стихотворение, используя мнемотаблицу.
Команда 1. Осень впарке Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Фартук розовый — осинке, Бусы красные — рябинке, Зонтик жёлтый — тополям, Фрукты осень дарит нам. (Автор: И. Винокуров) |
Команда 2. Под снежным покрывалом Покоится земля. В краю большом и малом Всё белые поля. Бери скорее санки, Из дома выбегай. Поедем спозаранку Кататься в снежный край. (Автор:. Т.Керстен) |
Модератор: …..
Кабинет № 206/1 — помощник модератора
Задание 1.
—Рассмотрите, пожалуйста, «Универсальный словарь» в течении 1–2 минут. Откройте на стр.189, прочитайте задание 11. Можно ли данное упражнение отнести к упражнениям на развитие речи? Выполните данные задания.
Задание 2.
Вспомните такие выражения, встречающиеся в русском языке, из которых пришельцы могли бы заключить, что:
Выражение (предложение) может летать (Слово не воробей, вылетит не поймаешь)
У человека множество ног (бежать со всех ног)
У земли есть лицо (стереть с лица земли)
У правды есть глаза (заглянуть правде в глаза_
Задание 3. Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.
- Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы).
- Нельзя всех мерить под одну гребенку (стричь под одну гребенку или мерить одной меркой).
- У них все было шито-крыто белыми нитками (шито белыми нитками или шито-крыто)
- Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (кошки на душе скребут).
- Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши).
- От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки).
Задание 4.
Из речи людей каких профессий пришли к нам такие фразеологизмы:
– Шито белыми нитками
– Стричь под одну гребенку
– Этот номер не пройдет
– Сбоку припека
– Вызвать огонь на себя
– Без сучка и без задоринки
– В час по чайной ложке
- Подведение итогов работы
Принятие проекта решения педагогического совета
- Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи. Срок — систематически. Ответственные — педагоги.
- Включить в план работы с родителями мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности. Срок — систематически. Ответственные — педагоги.
- Продолжать создавать условия для развития речи детей. Срок — систематически. Ответственные — педагоги.
- Усовершенствовать подходы к методам и приемам организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми по развитию речи, в рамках самообразования. Срок — систематически. Ответственные — педагоги.
- Организовать проведение специалистами тренингов занятий с педагогами по развитию и формированию культуры речи. Срок — систематически.
- Рефлексия
Положить цветной квадратик в соответствующую корзинку:
– Зеленый — полезно, интересно
– Синий — не знаю
– Красный — бесполезно, не понравилось
Литература:
- Бакулина, Г. А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Бакулина, Е. А. Обухова, Н. В. Дембицкая. — М.: Владос, 2006. — 216 c.
- Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т. В. Башаева. — М.: Академия развития, 2010. — 176 c.
- Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. — М.: Просвещение, 1988. — 224 c.
- Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н. П. Локалова. — М.: Флинта, Наука, 2011. — 160 c.
- Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 1 / С. В. Максимова. — М.: Русское слово — учебник, 2013. — 710 c.
- Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 2 / С. В. Максимова. — М.: Русское слово — учебник, 2013. — 381 c.
- Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 1. Младшая и средняя группы / Т. И. Петрова, Е. С. Петрова. — М.: Школьная Пресса, 2010. — 128 c.
- Юрченко, И. В. Метафора как средство развития творческих способностей младших школьников / И. В. Юрченко. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 324 c.
- Яворская, О. Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7–10 лет / О. Н. Яворская. — М.: Каро, 2007. — 136 c.