Российская школа XXI века — наследие Великой Победы: взгляд изнутри
Автор: Чикалова Ольга Игоревна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.
Дата публикации: 11.12.2019
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Чикалова, О. И. Российская школа XXI века — наследие Великой Победы: взгляд изнутри / О. И. Чикалова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4721/ (дата обращения: 16.11.2024).
75 лет без войны. Ради нас и наших детей погибли миллионы. Мы — народ-победитель. Как теперь живем?
У меня порой складывается мнение, что лечить и учить умеют все, поэтому сейчас так много больных, невоспитанных и необразованных. Проблем с моралью и нравственностью хватает. В настоящее время, я бы сказала, в самом невыгодном положении находится школа: она выступает в роли козла отпущения за все изъяны современного общества. Так проще: снять ответственность со всех и вся и возложить ее исключительно на школу.
Вспоминаю детские годы моего сына. Я, педагог, боясь неправильно вырастить своего ребенка, хваталась за всю возможную литературу по воспитанию детей. И что интересно? Все, как один, психологи утверждают (или попадались только такие статьи?), что формирование характера ребенка происходит к 4–5 годам. В этом возрасте ребенок уже личность, со своими особенностями, которые будут в дальнейшем только развиваться. Закономерен вопрос: кто в это время помогал формировать его первичное мировоззрение? Разве школа? — Совсем нет. И даже для многих не садик, а только… семья. Семья является для каждого человека «главной школой воспитания», как отметил В. Сухомлинский. Так почему же школа должна расплачиваться за «брак», допущенный родителями?
Хотя объяснение, наверное, мне понятно. Посмотрите на современное общество. Кто, в основном, является родителями нынешних школьников? — Те, чье детство и юность выпали на 90-е годы, когда все было поставлено с ног на голову. Разве была им в полном объеме привита мораль, веками складывающаяся в народе? Вот и получается, что кроме школы некому ликвидировать пробелы в формировании ребенка как единицы социума.
К тому же современные родители вечно заняты: зарплата у многих невелика, работать приходится с утра до ночи, на собственного ребенка просто не остается времени. Вот и растут дети как могут, хватая информацию отовсюду, слабо руководимые мудрой родительской рукой. И подхватывает этих детей опять школа, и снова учителя выполняют в прямом и переносном смысле функцию «вторых матерей». Значит, школа, образование, хотя и не всемогущи, играют не малую роль в воспитании духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи.
Сейчас проходит реформа образования. Мы часто стали рассуждать о методах и приемах работы. Отталкиваясь от требований ФГОС к современному уроку, мы должны планировать занятия так, чтобы один вид работы сменял другой стремительно, как кадры кинофильма; чтобы класс, разбитый на группы, создавал проекты. Плюс ко всему техническое сопровождение. Урок-фонтан, урок-фейерверк. Учитель — на втором плане. Дети — добытчики знаний. Нам говорят, что это очень хорошо. Но любая медаль имеет две стороны. Вряд ли многим понравится то, что я скажу. Но нас заставляют выдавать желаемое за действительное. А на самом деле дети очень часто не могут, и, главное, не хотят «изобретать велосипед». Да это, в действительности, и не всегда нужно. Откуда возьмется прогресс, если мы будем постоянно толочься на месте? Так мы растрачиваем себя на второстепенное, а на главное — двигаться вперед — уже не остается ни сил, ни времени. Говорю не только как педагог, но и как мать двух школьников, периодически помогающая им выполнять домашнее задание. К вечеру в голове не знания, а раздражение от сознания того, что время потрачено впустую на поиски никому не нужной информации, весьма сомнительной, как и многое в сети Интернет. Мы так часто равняемся на зарубежные страны, но, по-моему, копируем не всегда лучшие образцы. Возьмем Японию. — Страна, которая демонстрирует миру высочайший уровень интеллекта. Но японцы как пользователи сети Интернет всего лишь на двадцать втором месте. Это о многом должно нам сказать. Японские дети явно не усаживаются каждый день за компьютер добывать знания. А мы своих решили посадить. Дети с компьютером, да еще без родительского присмотра (те сутками на работе) — страшная смесь. Получается, их туда толкают осознанно. Да и не дешевое это удовольствие — Интернет. Кому от такой добычи знаний лучше? Задания по словарю задаю, по Интернету — нет.
Когда я училась и только начинала работать, в педагогике говорилось об «опережающем развитии». Идея была замечательная, и она успешно реализовывалась на практике, не отбивая желания осваивать предмет и действительно развивая ум. Задания были посильными. А сейчас, чтобы ребенок даже в начальной школе успешно продирался через тернии рабочих тетрадей и заданий учебников к знаниям, выпахивается вся семья. Приходится периодически привлекать и коллег-предметников, и даже преподавателей вузов. Ребенок не в силах самостоятельно успешно выполнить все требуемые задания! Это подтвердит любой родитель, уделяющий внимание своим детям. Для кого такая сложность и какие цели она преследует? Хорошо, если родители могут и хотят помогать. А если нет? В таком случае ученик, даже горящий жаждой знания, обречен на весьма удовлетворительное освоение школьных дисциплин. Никогда не задаю то, что ребенок не в состоянии сделать сам.
Традиционному уроку сейчас противопоставлены групповые формы работы. В этом есть резон. Специально изучала мнения психологов по этому вопросу. Плюс огромен: если с детства приучать человека сотрудничать, то через 10–20 лет мы получим другое поколение людей — людей, способных к компромиссу, способных решать вопросы цивилизованно, без применения насилия и выражения агрессии, а следовательно, мы должны увидеть снижение преступности — во-первых, и, во-вторых, должно происходить укрепление института семьи (процент разводов должен упасть и следующее за ним поколение должно вырасти в морально более благоприятном микроклимате). Дай Бог, чтобы было так. Но чтобы эта универсальная, быстродействующая программа улучшения нравственности общества и вытекающего из этого физического оздоровления нации (не требующая при этом никаких финансовых затрат со стороны государства), не превратилась в утопию или пародию, надо пересмотреть функцию учителя на уроке и все-таки не злоупотреблять групповыми формами работ, несмотря на все их огромные плюсы. Объясню почему: нельзя есть одну черную икру — приестся и вместо положительного эффекта аллергию можно заработать. Если свести все уроки к бесконечной работе детей в группе — исчезнет новизна, опять урок станет для них рутиной, работать в группе будут только единицы, а остальные станут прятаться за их спиной. Что получим? — Поколение трутней и паразитов, живущих за чужой счет. Их и сейчас хватает. Все-таки я за то, чтобы каждый отвечал за себя и учился сам. Не нужно приучать детей к иждивенчеству. Но употребляемые в меру, групповые формы очень оживляют урок и делают его необычным. Использовала их и раньше, но они не доминирующие. И домашнее задание как групповой проект не навязываю. Может быть, поэтому почти всегда есть добровольные желающие, а результат их труда радует. Ведь сделана работа от души, а не навязана. И вообще, современная установка на то, что ребенка надо «увлекать», мне не близка, потому что она доводится до абсурда и между понятиями «увлечь» и «развлечь» ставят знак равенства. Сладкий плод знаний бывает только тогда, когда корень учения горек. — Истина, которая прошла через века. Вспомним народную мудрость: «Терпенье и труд все перетрут», «Без труда не выловишь и рыбки из пруда». А сейчас некоторые родители просто требуют, чтобы их детей развлекали. И количество их растет. Мне это напоминает фильм «Игрушка» с Пьером Ришаром. — Избалованное дитя и родители, растлевающие его вседозволенностью и безнаказанностью, а учителя — живые игрушки, которые перед этими лентяями должны польку-бабочку танцевать, чтоб они соизволили учебник открыть. Не в рот им надо заглядывать, а по старинке пороть — и детей, и родителей. Одних — за лень, а других за то, что трудолюбие не прививают. Кто в 41–45 году в школе развлекал? Для развлечения всегда другие заведения были. Люди во время урока в голодные обмороки падали, сил не было ручку в руках держать. Но дети учились, да так, как нам и не снилось. Я не делаю ставку на родителей. Отстаиваю свое мнение, но осознаю, что таких родителей не переубедить. Просто работаю с их детьми, понимая, что что-то хорошее в них заложится.
Знаете, почему наша страна столько лет лидировала по уровню образования? — Потому что лозунг был «Учиться, учиться и еще раз учиться», а не «Играть и еще раз играть». Наверное, опять надо Маркса и Ленина читать (я не иронизирую). Может быть, тогда не только в образовании, но и в других сферах жизни улучшения будут.
Элемент игры, занимательности должен быть. Но только элемент, а не сведение урока к игре, к имитации труда. Тогда для детей это праздник и извращения понятия «ученический труд» не происходит. По-моему, одно из главных предназначений школы — это выработка трудолюбия, а наша задача — облегчить труд детей, стараясь оптимально задействовать все виды памяти. Сейчас несправедливо недооценивают приемы мнемотехники, развивающие зрительную память и ассоциативное мышление. Но еще до революции они широко использовались и показывали блестящий результат. Рифмованные правила, инсценирование, задания «Найди ошибку» и «3-й лишний», таблицы и схемы, сигнальные карточки, пометы на полях (то, что теперь называют словом ИНСЕРТ) — все это — достижения педагогов довоенных и послевоенных лет, которые эффективно будут работать для человечества. Трудно изобрести новое. Фишбоун — особый вид таблицы — мне понравился: и просто, и необычно. Именно на эти приемы и формы работы делаю упор: урок остается рабочим и элемент игры вносится, не разрушая баланс понятий «обучение с увлечением».
Что еще мне не нравится в современной тенденции образования? Современные дети и так варятся в собственном соку. Мало того, что многие из них растут в неполных семьях, так и оставшихся в семье родителей они видят только перед сном, да и то уставшими и раздраженными. Для многих детей и подростков учителя стали единственными взрослыми, которые с ними работают. И в создавшейся ситуации учитель просто обязан быть наставником, если мы не хотим потерять детей. Но кто-то нашу функцию решил свести всего лишь к координатору. Слабовато. Учитель не должен быть светофором, регулировщиком. Он должен быть мощным маяком, на свет которого будут лететь ученики, потому что многим из них больше ориентироваться не на кого. Это потом, когда у них оформится человеческий стержень, они уйдут от нас и мы будем спокойны: личность уже не собьешь на кривую дорожку. Но пока они выбирают, стать им на путь добра или зла, у них постоянно перед глазами должен быть сильнейший противовес всему тому негативу, который услужливо предоставляют ему средства массовой информации, Интернет, улица. И этим противовесом, а не пешкой в кабинете должен быть учитель. Педагога, особенно в современной школе, нужно не задвигать на второй план (именно это место нам сейчас указано), а ставить во главу угла, потому что только человек способен изменить мир. И именно от личных качеств работающих в школе во многом зависит, какими станут наши дети, а значит, будущее народа.
Я выросла в учительской семье и знала, во что превращается жизнь учителя: полное отсутствие отдыха, бессонные ночи, задвинутая на задний (подчеркиваю: на последний) план собственная семья (поэтому не удивителен процент разводов в учительских семьях и порой страшные упущения в воспитании собственных детей). Я должна была выбрать любую сферу, только не образование. Но когда училась в 7 классе, к нам пришла на замещение учительница и прочла рассказ Чехова «Спать хочется». После урока я вышла в полной уверенности, что буду преподавать русский язык и литературу. Учительницу звали Раздоркина Любовь Прокофьевна. Она так и не узнала, какую роль сыграла в моей судьбе. Ни мама, ни ее подруги не смогли меня отговорить в выборе профессии. И я не жалею об этом. Несколько лет назад мне сказали, что ее уже нет на свете. Она не получила никаких званий, никаких наград, но стала для меня Человеком и Учителем с большой буквы. Какие такие особые формы работы были у нее, я не смогу сказать: по-видимому, ничего «этакого» и не было. Она просто работала сердцем. Просто видела детей, умела их понимать и жить «по совести». Все. Больше ничего не надо. После встречи с этим человеком я вынесла для себя урок: настоящий учитель должен сложное делать простым, доступным, понятным, уметь объяснять «на пальцах». Спецэффекты, пускание пыли в глаза начинается тогда, когда нечего сказать. Не бесконечные презентации, не компьютер на уроке главное, «самым важным в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». А ведь это тоже слова иностранца, коль мы так перед ними преклоняемся, — Дистервега. Это высокие слова. Но это правда. Соответствовать требованию сложно, особенно сейчас: в школе хватает случайных людей, потому что специальность по нынешним временам не престижная во всех отношениях. Современной школе выбирать педагогов не приходится. Но это уже другая тема для разговора.
Реформа образования — это набат, в который бьют думающие, дальновидные люди. Да, они ошибаются, и не все пока продумано. И та политика в образовании, которая начата, учителями видится с оборотной стороны без прикрас, в ней много неправильного и лишнего. Некоторых деятелей образования судить надо за то, во что они превращают школу: гора бумаг, за которой детей уже не видно. И конца этой паранойе, похоже, нет. Теоретики образования оторваны от реальной школы. Но задумка В.Путина «гуманитаризировать» образование верна. Современному обществу не хватает бескорыстия, доброты, заботы о слабых, патриотизма. И именно гуманитарный цикл школьных дисциплин способен постепенно выправить этот крен. Нам хватит экономистов и банкиров, способных набивать только собственные карманы. Нужны порядочные люди. Везде. Для этого надо воспитать здоровое поколение. И «королями» школьных дисциплин должны стать история, литература, искусство, родной язык, краеведение, уроки музыки и рисования — все то, что формирует духовность в человеке, пробуждает в нем лучшие качества. Как их задействовать, чтобы достичь максимального эффекта для поднятия культуры и нравственности — рецепта нет и не будет. Но думаю, что каждый день, проведенный в школе, должен заставлять работать не только ум детей, но, в первую очередь, их душу. Мы все должны быть примером. Постоянно напоминаю родителям древнюю мудрость про яблоко и яблоньку: воспитывая детей, надо начинать с себя, ведь «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Надо не стесняться ставить в пример людей, достойных подражания, и рассказывать о них детям везде. На самом деле, как много хороших людей! В.Даль, И.Поддубный, А.Чехов, М.Джалиль, А.Остужев, Н.Чавчавадзе, А.Дюрер, генерал Карбышев, царь Давид… Они всем своим существованием показали, что предназначение человека высокое, что можно пройти через все, не потеряв достоинства, что главными ценностями никогда не будут блага материальные. Говорить пространно не надо. Нужен конкретный пример и желательно не по графику в соответствии с датой плана воспитательной работы, а как мгновенный отклик на действительность. По плану воспитывать нельзя! Есть в этой форме работы что-то неестественное, формальное. Найти материал часто бывает сложно, нужно всю жизнь вести «копилку». Готовый материал можно инсценировать, сделать групповой проект, обсудить, просто рассказать, написать изложение или сочинение. Самая тяжелая тема, но дающая бесценный материал для душевной работы — война. Готовиться к ней надо особенно тщательно, чтобы уроки и мероприятия брали за душу. Читая и просматривая массу документального материала, иногда плачу. Потом с комом в горле уходят после занятия дети — от ужаса, на который способен человек, и от жалости. Категорически не соглашусь с мнением, что детей надо жалеть и преподносить им только «мягкий» вариант войны. Сегодняшних детей трудно эмоционально встряхнуть: слишком привыкли благодаря компьютерным играм и современным фильмам к крови, насилию и жестокости. Катарсис — очищение через сопереживание — вершина того, что может дать детям школа и жизнь. То, что проходит через сердце, никогда не забывается. Только через высокую жизненную правду можно воспитать в людях национальную гордость, гуманизм, патриотизм. Наши дети не «мертвые». В них очень много доброты, справедливости, разума. Надо только не позволить угаснуть этому в них, постоянно будоражить их душу, чтобы эти качества укоренились.
Не надо ломать старую систему образования. Она сама эволюционирует. Мы как никто другой уже знаем, во что превращается мир, «разрушенный до основанья, а затем»... Услышьте нас! Если вы сломаете последнее поколение учителей, которые могут и хотят вести детей за собой, давать знания, сгорать для людей, то других уже не будет. А если мы разрушим школы, то начнем «строить тюрьмы» — Бисмарк. Не для этого была Победа.