Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)
Автор: Подкорытова Светлана Витальевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.
Дата публикации: 15.12.2019
Статья просмотрена: 429 раз
Библиографическое описание:
Подкорытова, С. В. Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы) / С. В. Подкорытова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4732/ (дата обращения: 19.12.2024).
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены примеры упражнений, применение которых на учебных занятиях по английскому языку в начальной школе позволит повысить мотивацию обучающихся к освоению материала.
Ключевые слова: игровые технологии, английский язык, компетенции.
В основе Федерального Государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Но, к сожалению, дети не всегда активны на уроках, им трудно запомнить новые слова и выражения, они не хотят отвечать на вопросы, предпочитают выполнять работу, не требующую коммуникативных навыков, поэтому приходится выбирать формы работы, направленные на развитие компетенций учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение общаться, принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.).
Поэтому необходимо опираться на технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций. Такими технологиями являются игровые технологии. Педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей младшего школьного возраста.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Функции игровых технологий.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
1) развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2) коммуникативную (освоение диалектики общения);
3) по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
4) терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
5) диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
6) коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
7) межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей);
8) социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний учащихся. Использование игровых технологий оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. Одной из наиболее разработанных является теория учёного-лингвиста Михаила Фёдоровича Стронина, который подразделяет игры, используемые на уроках английского языка, на следующие категории: лексические игры, грамматические игры, фонетические игры, орфографические игры, творческие игры.
Приведём конкретные примеры игр в соответствии с обозначенной классификацией.
Лексические игры.
Игра «Мой обед».
Первый играющий говорит: «Today I had for dinner some…» и называет что-либо съедобное, начинающееся с буквы «a» — apples.
Второй ученик говорит: «Today I had for dinner some apples and bananas», повторяя то, что сказал его товарищ, и называя слово на букву «в». И так далее, пока все ребята не выполнят условия игры. Тот, кто не смог повторить все слова, сказанные до него другими учащимися, и назвать свое слово, выбывает из игры. Игра может быть использована по любой теме: животные, цвета, месяцы и т. д.
Игра «Прятки».
На столе разложены игрушки — животные. Каждый ученик выбирает себе любимца и прячет его за спиной. Ведущий выходит к доске и начинает задавать вопросы (по одному каждому ученику):is your pet a duck? Is your pet a hen?
Грамматические игры.
Игра «Собери картинку».
Группа делится на команды. Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see…This is … He has got….…She has got …. It is blue (grey, etc).
Игра «Чёрный ящик».
В руках ведущего — черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.
Фонетические игры.
Игра «Хлопаем в ладоши».
Группа делится на две команды. Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий — в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза.
Игра «Шифровальщики».
Учитель произносит английские звуки, а ребята показывают соответствующие транскрипционные знаки. Можно видоизменить условия игры: учитель показывает транскрипционные знаки, а вызванные ученики произносят соответствующий звук или слово, содержащее данный звук.
Орфографические игры.
Игра «Буквы рассыпались».
Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый первым правильно запишет слово.
Игра «Дежурная буква».
Ход игры: обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, преподаватель говорит: «сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?»
Творческие игры.
Игра «Пантомима».
Правила: обучающийся выходит к доске, жестами и мимикой имитирует какой-либо действие, животное. Остальные должны догадаться, что он делает, и грамотно построить соответствующее предложение.
Игра «Нарисуй перевод».
По условиям игры ребёнок не записывает, а зарисовывает информацию, которая содержится в тексте.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Похожие статьи
Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ
В данной статье рассматриваются проблемы, встречающиеся при обучении русскому языку учащихся начальных классов национальных школ. Одним из эффективных методов повышения интереса к изучению русского языка в начальных классах является внедрение в учебн...
Инновационные подходы при обучении в начальных классах на примере изучения величин на уроках математики
Систематическое использование проблемно-практических примеров и интерактивных методов в начальных классах является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний учащихся и развитие умственн...
Современные технологии начального общего образования
В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...
Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка
В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...
Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы
В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...
Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей с ОВЗ
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется вопросам интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из наиболее перспективных и эффективных подходов к обучению и развитию таких детей является исп...
Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Особое внимание уделяется применению диск...
Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах
В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...
Дидактических игры как эффективное средство обучения основам химии на уроках и элективных курсах
Правильно подобранная дидактическая игра и симуляции позволяют активизировать как сам процесс обучения учащихся химии, так и создать условия для всестороннего развития учащихся. Использование игрового метода на уроках и элективных курсах дает возможн...
Использование активных методов на уроках ОБЖ
Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...
Похожие статьи
Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ
В данной статье рассматриваются проблемы, встречающиеся при обучении русскому языку учащихся начальных классов национальных школ. Одним из эффективных методов повышения интереса к изучению русского языка в начальных классах является внедрение в учебн...
Инновационные подходы при обучении в начальных классах на примере изучения величин на уроках математики
Систематическое использование проблемно-практических примеров и интерактивных методов в начальных классах является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний учащихся и развитие умственн...
Современные технологии начального общего образования
В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...
Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка
В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...
Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы
В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...
Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей с ОВЗ
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется вопросам интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из наиболее перспективных и эффективных подходов к обучению и развитию таких детей является исп...
Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Особое внимание уделяется применению диск...
Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах
В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...
Дидактических игры как эффективное средство обучения основам химии на уроках и элективных курсах
Правильно подобранная дидактическая игра и симуляции позволяют активизировать как сам процесс обучения учащихся химии, так и создать условия для всестороннего развития учащихся. Использование игрового метода на уроках и элективных курсах дает возможн...
Использование активных методов на уроках ОБЖ
Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...