Активизация содержательной деятельности актива роты
Авторы: Семенова Карина Рафаиловна, Котельникова Ольга Александровна, Шагимарданов Марат Фавкатович
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.
Дата публикации: 23.12.2019
Статья просмотрена: 155 раз
Библиографическое описание:
Семенова, К. Р. Активизация содержательной деятельности актива роты / К. Р. Семенова, О. А. Котельникова, М. Ф. Шагимарданов. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4749/ (дата обращения: 19.12.2024).
Обеспечение в рамках учебного курса широкого охвата суворовцев общественными поручениями, активизация содержательной деятельности актива роты — действенное средство формирования гражданских качеств личности, здорового морально — психологического климата в роте, сплочения коллектива, развития дружбы, сотрудничества, взаимного доверия и требовательности, предупреждения насильственных действие в сфере межличностных отношений.
Одним из важнейших средств сплочения коллектива, укрепления дисциплины, создания здоровой нравственной атмосферы в роте является художественная самодеятельность и творчество суворовцев. Кроме того, они способствуют более полному удовлетворению духовных запросов, раскрытию и развитию способностей и талантов в различных видах сценического, изобразительного, музыкального искусства, являются действенным средством повышения культурного уровня, развития хорошего художественного вкуса и организации разумного отдыха в роте.
Создание коллектива художественной самодеятельности в роте началось с глубокого и всестороннего изучения личного состава, выявления активистов, способных и желающих принимать участие в общественной жизни. В этой работе педагог — организатор роты опирается на актив подразделения. Прежде всего, он подобрал суворовцев, которые имеют определенные творческие способности: к пению, хореографии, художественному чтению, владеющих музыкальными инструментами, имеющих склонности к художественной лепке, изобразительному искусству. Со всем личным составом взводов/роты преподаватели музыки проводят занятия «Взводный хор», «Ротный хор».
Культорганизаторы работают под непосредственным руководством педагога — организатора роты и оказывают помощь командиру роты в проведении работы по духовно — эстетическому воспитанию личного состава, организации культурно — досуговой работы посредством проведения экскурсий, культпоходов личного состава в кинотеатры, музеи, театры, посещения выставок и других культурно — зрелищных мероприятий.
Стенная печать роты является мощным воспитательным средством, а так же средством повышения интереса к учёбе. Она оказывает помощь педагогическому коллективу роты в воспитании всего личного состава, пропаганде и распространению передового опыта, содействует поддержанию высокого уровня состязания, мобилизует суворовцев на успешное овладение знаниями, содействует укреплению дисциплины.
Редакционная коллегия стенной печати роты (далее — редколлегия стенной печати) организует выпуск в роте стенной печати.
В состав редколлегии стенной печати взвода включаются редакторы боевых листков, которые назначаются воспитателями. Состав редколлегии стенной печати утверждается командиром роты. Работой редколлегии стенной печати руководит педагог — организатор.
Спаянный и дружный коллектив редколлегии, любящий свое дело, добросовестно относящийся к порученной работе, сможет сделать стенную печать роты авторитетной. Тогда она привлечет внимание коллектива, ее будут с интересом читать и с таким же интересом и желанием писать заметки. Эта работа способствует сплочению суворовцев, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в ротном и взводном коллективе.
В стенную печать роты входят:
а) боевые листки взводов, еженедельно;
б) стенная газета роты, ежемесячно;
г) фотогазета роты, ежемесячно;
д) сатирические газеты взводов.
Наглядная агитация является действенным средством воспитания личного состава. Она способствует повышению качества обучения, укреплению дисциплины и правопорядка в роте. Наглядную агитацию и пропаганду в роте организуют командир роты и педагог — организатор роты. В работе по ее созданию, оформлению и обновлению они опираются на редакционную коллегию.
Основные требования к наглядной агитации — четкая идейная направленность, художественная выразительность, оперативность, отражение злободневных задач дня, эмоциональность. Наглядная агитация требует к себе постоянного внимания.
Боевой листок — это оперативная форма стенной печати, призванная средствами выразительности и содержания оказывать учебно-воспитательное воздействие на личный состав с целью формирования у него высоких гражданских и патриотических качеств.
Как правило, очередной номер боевого листка выпускается в виде нескольких колонок (разделов) которые отражают:
− состояние учебы,
− вопросы дисциплины,
− внутренний порядок,
− спортивная и культурная жизнь подразделения.
Стенная газета — это высшая форма стеной печати подразделения, призванная средствами выразительности и содержания оказывать помощь педагогическому коллективу роты в учебно-воспитательном процессе в роте, в формировании у подчиненных необходимых качеств. Стенная газета роты носит своё постоянное название «Юность», ранее выбранное на организационном заседании состава редколлегии. Название газеты было обсуждено и принято общим голосованием на собрании роты и утверждено воспитательным отделом училища.
Фотогазета — это вид стенной газеты роты, в основе которой лежит принцип подачи материала в виде фотографий, как объективного документа, которые несут до 90 % смысловой нагрузки. Особенности фотогазеты состоят в том, что содержание выпуска газеты идет через восприятие суворовцами зрительной, иллюстративной информации при минимальном пояснительном тексте, который в фотогазете является второстепенным элементом.
Большое значение в стенной печати роты имеет сатира. Остроумная и выразительная карикатура может стать сильнее статьи в газете, она во многом дополнит заметку и тем самым сыграет большую роль в искоренении ненормальных явлений в роте. Конечно, ее нужно умело и доходчиво нарисовать. Необходимо, чтобы острота раскрытия темы, остроумие и смекалка рождались в коллективном труде членов редколлегии. Весь «сырой» материал корреспондентов должен быть обработан и превращён в готовую «продукцию».
Все виды наглядной агитации рассчитаны на одновременное восприятие суворовцев. Поэтому они должны быть красочно оформлены, быть яркими и броскими.
С редакционной коллегией стенной печати роты педагогом-организатором роты и командиром роты проводятся методические занятия:
− «Цели и задачи редакционной коллегии стенной печати роты»,
− «Порядок выпуска боевого листка во взводе»,
− «Порядок выпуска сатирической газеты во взводе»,
− «Порядок выпуска фотогазеты роты»,
− «Порядок выпуска стенной газеты роты» и др.
Художественная самодеятельность, творческие проекты и спортивно — массовая работа являются наиболее распространенными и активными формами культурно — досуговой работы, которые необходимо проводить в роте систематически, с привлечением широкого круга суворовцев, учитывая их реальные запросы и нужды.
Возрождение духовно-нравственного воспитания является одной из актуальных проблем современности. Обществу нужны люди, умеющие видеть, ценить, беречь красоту окружающего мира, заботиться о ее преумножении. Именно литература обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, формирует высокие человеческие качества, предоставляет образцы нравственного поведения. Чтение — это образование, это досуг, это убежище и это доступ к информации.
В роте организовано «Чтение художественной литературы». Педагогическим коллективом роты разработан список литературы, рекомендованной для чтения. Список составлен по количеству отделений в роте. Каждому отделению досталось по книге одного автора. Каждый суворовец из отделения принёс по книге этого автора. По прочтении суворовцами отделения книг данного автора, они меняются книгами следующего автора с суворовцами другого отделения. При такой схеме в течение определённого периода суворовцами будут прочитаны все книги из списка
Суворовцы ведут читательский дневник, который помогает тренировать память, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: воспитатели проверяют, как часто и сколько суворовец читает. Только благодаря постоянным упражнениям в чтении обучающиеся научатся быстро читать и понимать прочитанное, а значит, смогут полноценно учиться в старшей школе. Кроме того, все суворовцы записаны в библиотеку Училища.
Для работы с библиотекой Училища назначаются книгоноши и почтальоны из числа подготовленных, знающих и любящих книгу суворовцев.
С книгоношами и почтальонами проводятся занятия:
− «Порядок получения периодической печати в библиотеке»,
− «Порядок работы с периодической печатью, её подшивка»,
− «Порядок получения учебной литературы в библиотеке, закрепление её за обучающимися»,
− «Рекомендованная литература для чтения во внеурочное время»,
− «Организация чтения художественной литературы во внеурочное время»,
− «Порядок ведения читательского дневника» и др.
За проведение ежедневного информирования личного состава о событиях в стране и за рубежом отвечают агитаторы — наиболее подготовленные и авторитетные активисты во взводах.
С целью повышения роли и ответственности суворовцев в решении стоящих задач в роте активную работу проводит Совет чести роты, т. к. для подростков все большее значение начинают приобретать оценка их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Совет чести суворовцев роты на своих заседаниях обсуждает вопросы о чести и достоинстве суворовцев, воспитания у них чувства дружбы, товарищества, любви к будущей профессии офицера, скромности, а также взаимной взыскательности и требовательности, случаи недостойного поведения суворовцев, конфликтные ситуации между суворовцами, факты подрыва авторитета младшего командира. Заседания Совета чести суворовцев ведёт председатель, который доводит информацию о реализации предложений, критических замечаний, высказанных на общем собрании роты, заседании Совета чести суворовцев роты, а также о поведении суворовцев, в отношении которых общим собранием роты были приняты меры воздействия. Руководит работой Совета чести командир роты и педагог-организатор.
Литература:
- Пиликов О. А. В добрый путь! Во славу Отечества!
- Стенная печать и наглядная агитация в подразделении. Методическое пособие.