Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении / С. А. Евстафьева, Н. В. Шевченко, Е. А. Проскурникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4751/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: правила дорожного движения, травматизм, дети.

Травматизм на автомобильных дорогах — это насущная проблема, которая тревожит всё современное общество, так как за последние годы увеличилось не только количество автомобилей, но и автолюбителей, а транспортная инфраструктура и сами дороги остались прежними, поэтому рационально прогнозировать увеличение количества ДТП, особенно страшно, что это происходит с маленькими пешеходами.

Сплошь и рядом участниками дорожно-транспортных происшествий оказываются школьники с родителями. Маленькие граждане, к несчастью, беспризорно могут играть около проезжей части дороги, переходить улицу в неположенных местах, неправильно входят и выходят в транспортные средства, их родители часто сами провоцируют детей не соблюдать ПДД, чем подвергают собственных детей опасности.

Однако дети школьного возраста — это особая категория участников дорожного движения. К ним нельзя подходить с такими же критериями, как ко взрослым или совсем маленьким, ведь для школьников дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров недоступна для них в дорожной лексике, требует от школьников иного абстрактного мышления, препятствует обучению. Особо остро стоит проблема восприятия ПДД у старших школьников, из-за их отрицания всех норм и правил, противопоставление себя окружающему миру. Вот почему с раннего детства необходимо учить детей правилам дорожного движения, используя разные методы и приемы, соответствующие их возрастным понятиям. В этой работе должны принимать участие родители и педагоги школьных учреждений, социум и служба пропаганды ГИБДД, а в дальнейшем жизнь.

Современные условия социума с раннего детства подготавливают ребенка пожизненному «занятию» — он становится участником дорожного движения — пешеходом. Как раз тогда ребята приобретают первые навыки пешехода и усваивают правила поведения на улице, закладывается основа основ — жизненная ориентация в социуме дороги.

Принимая во внимание особенную важность работы в этом направлении, все педагоги, а особенно классные руководители, уделяют значительное внимание подготовки детей к самостоятельному и предсказуемому поведению на дорогах.

Разнообразие и серьезность опасной обстановки на дороге определяет неизбежность специально организовать работу со школьниками всех возрастов. Решение проблем безопасности на дороге должно быть осуществлено только через приемы комплексного подхода, объединяющего в себе развитие культуры в области безопасного поведения на улице и дороге, а также практическую подготовку детей к безопасному поведению в опасных ситуациях на автотрассах.

В школе ведется системная работа по обучению детей правилам дорожного движения с практическими приемами для самостоятельной деятельности ребят. На это ориентирована вся управленческо-методическая деятельность школы.

Цель работы нашей школы: продуктивное взаимодействие школы, инспекторов по пропаганде ГИБДД, инспекторов дорожного движения, а так же родителей по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Соблюдение правил дорожного движения должно стать ежедневной сознательной необходимостью для всех школьников. Для этого мы стремимся пересмотреть сложившуюся практику: уйти от отдельных мероприятий к единой работе, осуществляемой с детьми и их родителями; выбраться за рамки обычных форм и методов работы — как организационных, так системно-образовательных.

Наша работа организована по возрастающей степени сложности, начиная с самых простых задач воспитания детей начальной школы и завершая более сложными проблемами, которые должны освоить и использовать на практике старшеклассники.

Множество форм способны показать свою деятельность и предприимчивость школьникам. Регулярно проводятся классные часы и беседы со школьниками, месячники безопасности, обучающие игры, театрализованные представления, моделирующие сложные ситуации квесты, включающие тренировочные практические занятия.

Организуются праздники и КВН-развлечения, просмотры кукольных спектаклей, конкурсы рисунков и поделок, дидактических игр, акций и флешмобов на тему безопасности на дороге.

Движение транспорта и пешеходов на улице и дорогах — для детей очень сложная ситуационная картина, чтобы суметь самостоятельно прогнозировать ситуацию, делать это осмысленно и быстро. Поэтому главное место в нашей воспитательной работе предоставлено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам по маршруту: «Дом-школа-дом», во время которых школьники изучают и применяют на практике правила пешеходов, наблюдают и прогнозируют развитие дорожной ситуации, развивают полученные знания.

Ученики непрерывно участвуют в акциях и флешмобах по правилам дорожного движения «Засветись и покажись», «Безопасный переход», «Помогу младшему и пожилому» и др. В практических занятиях дети легко и непринужденно запоминают такие сложные вещи, что может в теории показаться им скучным и неинтересным.

На таких мероприятиях школьники учатся выходить из проблемных ситуаций с помощью знаний, полученных в школе.

В каждом звене школьного образования проводятся фотовыставки и выставки рисунков. Наши дети вместе с родителями и учителями активно участвуют и занимают призовые места в конкурсах разного уровня. Творческий подход и мастерство педагогов помогают реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с увлечением и интересом познавали окружающий мир.

Коллективом школы созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. В каждом классе имеется уголок безопасности дорожного движения и схема безопасных подходов к школе, ученики с помощью учителей моделируют проблемные ситуации на проезжей части дороги, ищут пути их решения. Закрепить у детей знания правил дорожного движения помогает совместная работа школы, семьи, представителей ГИБДД. Единые требования взрослых в школе и семье обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице.

Перед школьным учреждением и семьёй стоят следующие задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них на дороге, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Транспортная безопасность является важным условием личностного роста, самоактуализации человека. Её отсутствие приводит к неправильному развитию личности, возникновению страхов, фобий.

На классных и общешкольных родительских собраниях знакомим родителей с задачами по обучению детей правилам дорожного движения, говорим о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице, проводим беседы с представителями ГИБДД. Сотрудники ГИБДД рассказывают о причинах и тяжелых последствиях детского травматизма, знакомят родителей со статистикой ДТП с участием несовершеннолетних. Во время индивидуальных бесед и консультаций с родителями узнаем, насколько хорошо сами родители ориентируются в таких вопросах — как права и обязанности пассажиров, сигналы светофора, правила перехода проезжей части — стараемся тут же устранить пробелы в знаниях родителей и этим предотвратить будущие проблемы с детьми.

В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная информация. На стендах и в холле школы на видеомониторе помещаем рекомендации по правилам дорожного движения, регулярно обновляем информацию по ПДД на сайте школы.

Для расширения и углубления теоретических и практических знаний, совершенствования имеющихся и приобретения новых профессиональных навыков и умений учителей и работников школы проводятся: тематические дни, методические часы, встречи с сотрудниками ГИБДД, конкурсы, обзор новой методической литературы, просмотры социальной реклами и обучающих видеофильмов, вечера развлечений, досуги.

Систематическая работа школы и семьи помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма, применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у школьников основ безопасного поведения на дорогах и улицах, мы можем предположить, что полученные знания пригодятся детям и родителям школьников, в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  2. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. — М.: Дрофа, 2007.
  3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. — М., 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, дорога, окружающий мир, обучение детей, правило, родитель, ситуация, школьник.

Похожие статьи

Формирование у старших дошкольников навыков поведения на дороге посредством использования образовательных проектов при непосредственном включении родителей в образовательную деятельность

Работа воспитателя с родителями по профилактике дорожного травматизма с помощью проектной деятельности.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Обучение детей правилам дорожного движения и безопасному поведению в сложных метеорологических условиях осенне-зимнего периода

В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизм, особенности работы с детьми родителями по ПДД в осеннее-зимний период.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»

В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.

Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах

В статье авторы знакомят с задачами и технологиями обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Роль отрядов юных инспекторов движения в общественной деятельности по пропаганде здорового образа жизни

В статье авторы акцентируют внимание на эффективные методы по привлечению школьников в отряды ЮИД, через инновационные формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения

В статье говорится о важности работы по ПДД с дошкольниками. Беседы о том, как вести себя на дороге, на что обращать внимание необходимо начинать с самого раннего возраста. И детский сад поможет сделать эту трудную задачу веселее и эффективнее. В ДО...

Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения на улице и дома с целью сохранения их здоровья

Похожие статьи

Формирование у старших дошкольников навыков поведения на дороге посредством использования образовательных проектов при непосредственном включении родителей в образовательную деятельность

Работа воспитателя с родителями по профилактике дорожного травматизма с помощью проектной деятельности.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Обучение детей правилам дорожного движения и безопасному поведению в сложных метеорологических условиях осенне-зимнего периода

В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизм, особенности работы с детьми родителями по ПДД в осеннее-зимний период.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»

В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.

Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах

В статье авторы знакомят с задачами и технологиями обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Роль отрядов юных инспекторов движения в общественной деятельности по пропаганде здорового образа жизни

В статье авторы акцентируют внимание на эффективные методы по привлечению школьников в отряды ЮИД, через инновационные формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения

В статье говорится о важности работы по ПДД с дошкольниками. Беседы о том, как вести себя на дороге, на что обращать внимание необходимо начинать с самого раннего возраста. И детский сад поможет сделать эту трудную задачу веселее и эффективнее. В ДО...

Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения на улице и дома с целью сохранения их здоровья

Задать вопрос