Урок окружающего мира в 3-м классе на тему «Опора тела и движение организма» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.

Дата публикации: 25.12.2019

Статья просмотрена: 1524 раза

Библиографическое описание:

Кривцова, Т. В. Урок окружающего мира в 3-м классе на тему «Опора тела и движение организма» / Т. В. Кривцова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4758/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления; познакомить с опорно-двигательной системой, её ролью в организме; раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека.

Предметные результаты: научатся характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни.

Оборудование: круги-сигналы, карточки с заданием для индивидуальной работы, для работы в группе.

Ход урока

I. Оргмомент.

Прозвенел звонок весёлый. Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем, мы работать начинаем.

II. Проверка домашнего задания.

Назовите тему изучаемого раздела. Мы и наше здоровье.

Как вы считаете с какой целью мы изучаем материал этого раздела?

1. Повторение.

а) — Вспомним основные понятия, которые вы изучили. Рассказать, что запомнили по теме:

1 ряд -на тему «Органы чувств», 2 ряд — «Организм человека», 3 ряд — «Надежная защита организма».

б) работа с сигнальными кругами: выбрать правильный ответ (красный цвет -1 вариант ответа, зеленый цвет — 2 вариант ответа, синий цвет — 3 вариант ответа, желтый цвет — 4 вариант ответа. [1]

  1. Какой орган не относится к системе пищеварения

1) сердце; 2) кишечник; 3) желудок; 4) пищевод

  1. К какой системе органов относится мозг?

1) к пищеварительной; 2) к кровеносной; 3) к нервной; 4) к органам дыхания

  1. Какая система органов управляет деятельностью организма?

1) нервная; 2) пищеварительная; 3) кровеносная; 4) органы дыхания

  1. Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода, бактерий?

1) скелет; 2) живот; 3) кожа; 4) мышцы

  1. Какую роль играет в работе кожи жир?

1) помогает переносить жару; 2) помогает выполнять тяжелую работу;

3) делает кожу упругой; 4) защищает кожу от ран

  1. Почему важно хотя бы раз в неделю мыть тело с мылом?

1) для приятного запаха; 2) чтобы на коже не скапливались бактерии;

3) чтобы кожа была сухой; 4) чтобы быть красивым

—Перечислите еще раз системы органов (пищеварительная, кровеносная, нервная, органы дыхания).

III. Основная часть урока.

1. Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Сегодня познакомимся с еще одной системой органов.

Для начало послушайте рассказ А. Дорохова “Молодой старичок”

Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина. А почему?

Как вы думаете, почему? (потому что не было опоры для организма)

— Что бы вы ему посоветовали? (укреплять тело)

— А теперь послушайте второй рассказ и сравните.

У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? Что помогает им летать с вышки, крутить сальто, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? (Скелет).

— О чем вы узнали из рассказов? Как вы думаете, от чего зависит такое разное состояние героев рассказов?

— Послушайте продолжение рассказа.

Но главные силачи — мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные — для грубой работы, а совсем маленькие — для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поём. И всё это — работа мышц. [2]

— Назовите главные слова. (на доске опорные слова — скелет, мышцы, опорно-двигательная система)

2. Определение темы урока.

— Узнаем, за что отвечает опорно-двигательная система организм, роль скелета и мышц для человека.

IV. Работа по учебнику. [3]

  1. Работа в парах. С.134, подготовить ответ по плану:

План.

  1. Что находится под кожей человека.
  2. Зачем нужен скелет.
  3. Что помогает человеку двигаться, как это происходит.
  4. По чьей команде происходит движение организма.

—Прочитайте вывод с.135.

Проверка знаний — соединить слова: скелет — опора, защита, мышцы — движение, опорно-двигательная система — опора и движение организма.

V. Физминутка.

VI. Практическая работа.

1. Правила выработки хорошей осанки.

— Давайте проведем опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.

Опыт 1. Положите ладошки на ребро, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха).

— Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись- легкие наполнились плохо).

— Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию).

Опыт 2. Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок.

Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? (Она сжалась).

— Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении? (Нет. Он не может работать всей поверхностью). [2]

— Сделайте выводы. (При неправильной осанке страдают внутренние органы).

— Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? (Следить за правильной осанкой).

2. Работа с учебником с.135. Работа в группах — составить памятку.

1 ряд -правильная осанка сидя, 2 ряд -осанка при ходьбе, 3 ряд — общие правила для правильной осанки.

VII. Закрепление изученного.

Тест «Как ты заботишься освоей осанке».

— Ответьте на вопросы теста, используя ответы «да», «нет», «иногда».

  1. Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.
  2. Я ем молочные продукты.
  3. Я сижу прямо, не сутулюсь.
  4. Я предпочитаю ранец портфелю.
  5. Никогда не ношу тяжести в одной руке.
  6. Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю ногами.
  7. Я часто болею.
  8. Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы пропустить урок.

За каждый ответ на вопросы 1–6 начислите себе: «да»- 2 балла, «нет»- 0 баллов, «иногда»- 1 балл.

За каждый ответ на вопросы 7–9 начислите себе: «да»- 0 баллов, «нет»- 2 балла, «иногда»- 1 балл. Подсчитайте свои баллы.

18–15 баллов. Вы заботитесь о своей осанке и своем здоровье. Молодцы!

14–10 баллов. Вам необходимо больше уделять внимание своей осанке, иначе искривления вам не миновать.

Менее 10 баллов. Срочно принимайте меры: ваша осанка в опасности.

VIII. Рефлексия.

Тест с использованием сигнальных карточек: выбрать правильный ответ.

  1. Какие органы образуют опорно-двигательную систему?

1) желудок, пищевод; 2) сердце, сосуды; 3) нервы; 4) скелет, мышцы

  1. От каких органов зависит осанка человека?

1) от скелета и мышц; 2) от сердца; 3) от легких; 4) от спинного мозга

  1. Что нужно делать, чтобы мышцы были крепкими?

1) заниматься физкультурой; 2) есть побольше сладкого; 3) вовремя ложиться спать; 4) стараться меньше двигаться. [1]

Подведение итогов урока.

Литература:

  1. Яценко И. Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс. — М.: ВАКО, 2013. — 96 с.
  2. Исакова О. А. Окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калининой. — Волгоград: Учитель, 2006. — 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правильная осанка, опорно-двигательная система, вариант ответа, балл, мышца, орган дыхания, скелет, какой орган, неправильная осанка, правильный ответ.
Задать вопрос