Интегрированные уроки литературного чтения и окружающего мира
Автор: Коноваленко Елена Александровна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.
Дата публикации: 30.12.2019
Статья просмотрена: 1247 раз
Библиографическое описание:
Коноваленко, Е. А. Интегрированные уроки литературного чтения и окружающего мира / Е. А. Коноваленко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4770/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье автор рассматривает особенности интегрированных уроков литературного чтения и окружающего мира в начальной школе по системе Л. В. Занкова
Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок
Мы живем в мире, который буквально тонет в океане беспорядочной информации, но люди по–прежнему не имеют целостной картины мира. В законе РФ «Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира [1]. Значит, мечта каждого учителя — воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения осуществима [2].
В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения, научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.
Опыт проведения интегрированных уроков в начальной школе, как способ развития ребёнка основывается на идеях классической педагогики. Зарубежные и отечественные педагоги, отмечая важность межпредметных связей, акцентировали внимание на соблюдении принципа целостности природы в содержании учебного материала. Блестящим примером был опыт В. А. Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», — это интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления) с целью обучения, воспитания и развития детей [4]. Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков педагогических решений с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия несовершенства программ и с первых шагов обучения, научить ребенка представлять мир, как единое целое.
Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь два значения: создание у школьников целостного представления об окружающем мире (цель обучения); нахождение общей платформы сближение знаний (средство обучения) [2].
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из них:
− повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока;
− рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
− организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и. т.д;
− показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются обучающимися в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании. Прежде всего анализируется уровень подготовки учеников определенного класса. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции.
Но злоупотреблять проведением интегрированных уроков нельзя, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату — снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам.
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, т. к. у ребенка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.
Так как интеграция — это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения:
− в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
− в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
− в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;
− в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
− во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Учебная дисциплина «Окружающий мир» уже по своей сути является классическим примером учебной дисциплины, предполагающей установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающей интеграцию в начальных классах, Содержание этого курса может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Установление межпредметных связей с дисциплинами различных направлений позволяет формировать целостную картину мира, мировоззрение ребенка.
Для усиления эффекта возможно сочетать её с другими учебными дисциплинами. Безусловно, в идеале было бы сочетание 4 дисциплин как интегрированных: Литературное чтение, ИЗО, Технология и Музыка. Но такое объединение учебного материала практически невозможно в рамках 45 — минутного урока. Поэтому пришлось остановиться на 2 дисциплинах и реализовать межпредметную интеграцию посредством курсов: Окружающего мира и Литературного чтения. Установлению связей в содержании учебных предметов чтения и окружающего мира помогает общая тематика ряда уроков. На уроках окружающего мира учащиеся накапливают, обогащают и систематизируют представления о предметах и явлениях окружающей жизни, о природе. А на уроках чтения — ребенок видит мир в образном художественном описании. Поэтический образ служит для лучшего восприятия и запоминания учащимися научных сведений о природе. Это в 1–2 классах. В 3 классе по системе Л. В. Занкова предлагается более сложная интеграция материала. Интеграция на уроках окружающего мира позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире, подкрепленным литературным материалом, а также конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний, тем самым реализуя одно из требований стандарта нового поколения — формирование целостного мировоззрения ребенка.
Уроки окружающего мира — это лучшее средство для развития речи учащихся, так как развитие речи идет в непринужденной свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы. В связи с вышесказанным вернемся к определению процесса интеграции и поймем, что интеграция — это и восстановление и восполнение. Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения, значит, интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Литература:
- Закон «Об образовании»
- Алексеева А. А. Интегрированный урок как средство позитивной мотивации в обучении младших школьников // 1 Сентября URL: https;//urok 1Sept.ru/статьи/561477
- Коноваленко Е. А. // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/integrirovannoe-obuchenie-na-urokah-okruzhayuschego-mira-i-literaturnogo-chteniya-v-klasse-722243.html (дата обращения: 15.12.2019).
- Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы//Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т.-М., 1981.-Т. 3
Похожие статьи
Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС
В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.
Урок географии в современной школе
В статье описываются организация и проведение урока географии в современной школе. Приводится сравнительный анализ традиционной и инновационной формы урока географии. Сформулированы основные признаки современного урока.
Формирование навыка языкового анализа у младших школьников через системную работу с текстом
В статье автор показывает способ формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников через системный анализ текста
Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром
В статье рассматриваются теоретические аспекты интеграции предметных областей при знакомстве детей 6–10 лет с окружающим миром.
Эффективность использования презентации на уроке «Окружающий мир» в начальной школе
В статье освещается тема использования такой педагогической технологии, как презентация, на уроках «Окружающего мира», её эффективность в процессе усвоения знаний детьми младшего школьного возраста.
Интегрированное обучение в начальной школе как средство развития творческой личности
В статье представлена возможность развития творческого воображения обучающихся начальной школы в условиях интегрированного обучения.
Использование лингвотеатральных приемов в обучении русскому языку как иностранному
В статье охарактеризован методический потенциал приемов, связанных с реализацией лингвотеатрального подхода в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются цели и задачи применения драматизации как формы организации процесса обучения, воз...
Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики
В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.
Похожие статьи
Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС
В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.
Урок географии в современной школе
В статье описываются организация и проведение урока географии в современной школе. Приводится сравнительный анализ традиционной и инновационной формы урока географии. Сформулированы основные признаки современного урока.
Формирование навыка языкового анализа у младших школьников через системную работу с текстом
В статье автор показывает способ формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников через системный анализ текста
Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром
В статье рассматриваются теоретические аспекты интеграции предметных областей при знакомстве детей 6–10 лет с окружающим миром.
Эффективность использования презентации на уроке «Окружающий мир» в начальной школе
В статье освещается тема использования такой педагогической технологии, как презентация, на уроках «Окружающего мира», её эффективность в процессе усвоения знаний детьми младшего школьного возраста.
Интегрированное обучение в начальной школе как средство развития творческой личности
В статье представлена возможность развития творческого воображения обучающихся начальной школы в условиях интегрированного обучения.
Использование лингвотеатральных приемов в обучении русскому языку как иностранному
В статье охарактеризован методический потенциал приемов, связанных с реализацией лингвотеатрального подхода в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются цели и задачи применения драматизации как формы организации процесса обучения, воз...
Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики
В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.