Сравнительная характеристика уровня сформированности экологической культуры сельских и городских школьников
Автор: Фаттахова Алсу Расулевна
Научный руководитель: Мусалимова Рида Сагитовна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.
Дата публикации: 01.01.2020
Статья просмотрена: 421 раз
Библиографическое описание:
Фаттахова, А. Р. Сравнительная характеристика уровня сформированности экологической культуры сельских и городских школьников / А. Р. Фаттахова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4775/ (дата обращения: 16.11.2024).
В работе представлены результаты оценки уровня экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. По результатам исследования выявлены некоторые различия между учащимися сельской и городской школы по уровню экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности и в целом экологической культуры.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическая деятельность, экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическое воспитание школьников.
Сложившуюся экологическую обстановку в мире напрямую связывают с уровнем экологической культуры людей. В связи с этим возникает необходимость в раскрытии сути и переосмыслении понятия «экологическая культура», чтобы в процессе экологического воспитания оказывать содействие в ее развитие, так как сфера реальной жизнедеятельности человека это и есть экологическая культура [2].
Экологическую культуру понимают, как часть совместной человеческой культуры, которая выражается в системе ценностных ориентаций, имеет большую внутреннюю направленность и формируется из многих составляющих. В её структуру вписываются экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление, умения и навыки экологической деятельности, гражданская и экологическая ответственность [3].
Целью настоящего исследования явилась оценка уровня сформированности экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. В исследовании приняли участие 153 человека (городские школьники — 81 человек, сельские школьники — 72 человека).
Определение уровня экологической культуры проводилось с использованием теста «Экологическая культура студентов и учащихся» [1], который позволяет оценить уровень сформированности экологической культуры на основе определения трёх её составляющих — экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности.
Под экологической образованностью понимают приобретение экологических знаний, умений, навыков; выработку экологических представлений [1]. Подавляющее большинство школьников, как сельских, так и городских, обладают средним уровнем экологической образованности (69,2 % городских школьников и 69,4 % сельских школьников имеют средний уровень экологической образованности). Доля школьников с высоким уровнем экологической образованности выше в группе сельских — 25 % сельских школьников имеют высокий уровень экологической образованности, среди городских таковых оказалось несколько меньше — 18,5 %. В группе городских школьников низкий уровень экологической образованности выявлен у 12,3 % респондентов, тогда как среди сельских таковых оказалось лишь 5,6 % (табл.1). Вероятно, это обусловлено непосредственным взаимодействием сельских учащихся с окружающей их живой природой. Необходимые для формирования экологической культуры знания, полученные в процессе непосредственного наблюдения за природными явлениями или в результате эксперимента, как правило, вызывают гораздо больше положительных эмоций, чем полученные опосредованным путем, и поэтому более устойчивы.
Гендерный анализ, показателя экологической образованности дал разноречивые результаты, так более высокая экологическая образованность присуща сельским юношам (29,7 %) среди городских юношей таковых оказалось 14,5 %. И, напротив, городским девушкам (24 %) присуща более высокая экологическая образованность, нежели сельским (20 %). Низкий уровень экологической образованности выявлен лишь у 2,7 % сельских юношей, а среди городских юношей таковых оказалось несколько больше — 14,5 %. Доля девушек с низкой экологической культурой в рассматриваемых группах практически не отличается и составляет — среди городских девушек 9 %, среди сельских девушек 8,6 %.
Таблица 1
Экологическая культура иее составляющие,%
Испытуемые
Показатели и их уровень |
Городские школьники |
Сельские школьники |
|||||
юноши (n=48) |
девушки (n=33) |
в целом по группе (n=81) |
юноши (n=37) |
девушки (n=35) |
в целом по группе (n=72) |
||
Экологическая образованность (ЭО) |
низкий |
14,5 |
9 |
12,3 |
2,7 |
8,6 |
5,6 |
средний |
71 |
67 |
69,2 |
67,6 |
71,4 |
69,4 |
|
высокий |
14,5 |
24 |
18,5 |
29,7 |
20 |
25 |
|
Экологическая сознательность (ЭС) |
низкий |
6,3 |
6 |
6,2 |
5,4 |
5,8 |
5,6 |
средний |
75 |
60,6 |
69,1 |
59,5 |
57,1 |
58,3 |
|
высокий |
18,7 |
33,4 |
24,7 |
35,1 |
37,1 |
36,1 |
|
Экологическая деятельность (ЭД) |
низкий |
47,9 |
45,5 |
47 |
10,8 |
5,7 |
8,4 |
средний |
43,8 |
39,4 |
41,9 |
54,1 |
62,9 |
58,3 |
|
высокий |
8,3 |
15,1 |
11,1 |
35,1 |
31,4 |
33,3 |
|
Общий уровень экологической культуры (ЭК) |
низкий |
22,9 |
20,3 |
21,9 |
13,5 |
11,4 |
12,5 |
средний |
63,2 |
55,6 |
60 |
54,1 |
62,9 |
58,3 |
|
высокий |
13,9 |
24,1 |
18,1 |
32,4 |
25,7 |
29,2 |
|
Под экологической сознательностью в научной литературе принято понимать трансформацию экологических знаний в убеждения, установки, повышение экологической ответственности; развитие нравственного отношения к природному миру, любви к природе [1]. У подавляющего большинства школьников, как сельских, так и городских, выявлен средний уровень экологической сознательности — (69,1 % городских школьников и 58,3 % сельских школьников имеют средний уровень экологической сознательности). Низкий уровень экологической сознательности характерен для 5,6 % опрошенных сельских школьников и 6,2 % городских школьников, у 24,7 % городских школьников и 36,1 % сельских школьников выявлен высокий уровень рассматриваемого показателя. Таким образом, более экологически сознательными являются сельские школьники.
Уровень экологической сознательности юношей и девушек также имеет отличия, к примеру, доля лиц с высоким уровнем экологической сознательности, как среди городских, так и среди сельских школьников выше у девушек. Лиц со средним уровнем экологической сознательности больше среди юношей.
Участие в экологической деятельности, совершение экологических поступков и, в целом, экологическое поведение определяется как экологическая деятельность [1]. Для большинства опрошенных нами школьников характерен средний уровень экологической деятельности, причём доля таковых, как и следовало ожидать, выше среди сельских школьников (для 58,3 % сельских и 41,9 % городских школьников характерен средний уровень экологической деятельности), что может быть детерминировано спецификой сельского и городского образа жизни. Высокий уровень экологической деятельности сельских школьников (33,3 %) существенно превалирует над высоким уровнем экологической деятельности городских школьников (11,1 %). При этом, существует колоссальный разрыв между низким уровнем экологической деятельности сельских школьников (8,4 %) и городских школьников (47 %). В целом, городским школьникам присущи низкая и средняя уровни сформированности экологической деятельности (47 % и 41,9 %), а сельским школьникам средняя и высокая уровни (58,3 % и 33,3 %).
Комбинации уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности дают, соответственно, низкий, средний или высокий уровень общей экологической культуры. Экологическая культура — это обобщённая характеристика личностных качеств, в которой отражается процесс и результат формирования экологического сознания личности и предполагается неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанного на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек» [1].
У 60 % городских школьников и 58,3 % сельских школьников выявлен средний уровень сформированности экологической культуры (табл.1). Высокий уровень экологической культуры характерен для 29,2 % сельских школьников и лишь для 18,1 % городских. Лиц с низким уровнем экологической культуры больше среди городских школьников (21,9 % городских и 12,5 % сельских школьников имеют низкий уровень экологической культуры). Доля лиц с низким уровнем экологической культуры, в обеих рассматриваемых группах школьников, выше среди юношей. Среди городских школьников у большинства юношей выявлен средний уровень экологической культуры (63,2 %), тогда как среди сельских школьников лиц со средним уровнем рассматриваемого показателя больше среди девушек (62,9 %). Доля городских школьников с высоким уровнем экологической культуры выше среди девушек (24,1 %), в группе сельских школьников доля лиц с высоким уровнем экологической культуры выше среди девушек (32,4 %).
Таким образом, сельские школьники имеют более высокие показатели в уровне сформированности экологической культуры. Общий уровень сформированности экологической культуры сельских школьников можно охарактеризовать как средний и высокий, а уровень экологической культуры городских школьников как средний и низкий.
Литература:
- Асафова, Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов [Электронный ресурс] /Е. В. Асафова //Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского Государственного Университета). Отчёт о научно-исследовательской работе. — Казань, КФУ. — 2002 — Режим доступа: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_3_3.htm –12.12.19.
- Кривошеева, Е. С. На пути к экологическому сознанию [Текст] / Е. С. Кривошеева // Вестник КрасГАУ — 2010 — № 1. — С.177–183.
- Ниязова, А. А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования [Текст] / А. А. Ниязова // Фундаментальные исследования — 2012. — № 9–3. — С. 630–634.
Ключевые слова
экологическая культура, экологическая деятельность, экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическое воспитание школьниковПохожие статьи
К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы
Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся для закрепления и углубления знаний, практического применения умений, навыков, полученных на уроках.
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...
Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта
Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...
Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.
Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников
В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.
Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях
В статье рассматриваются пути преподнесения экологической культуры для подрастающего поколения начиная со школьных рядов. Учитывая их возрастные особенности, возможности и интересы.
Активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности
В статье рассматриваются возможности метода проектов со школьниками, с целью формирования у них знаний по экологической безопасности (на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербург), через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьн...
Проектная деятельность как средство экологического воспитания обучающихся младшего школьного возраста
Статья посвящена проблеме экологического воспитания и формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Автором предлагается применение проектной деятельности, представленной в виде проектов экологической направленности, ка...
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...
Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников
В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...
Похожие статьи
К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы
Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся для закрепления и углубления знаний, практического применения умений, навыков, полученных на уроках.
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...
Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта
Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...
Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.
Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников
В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.
Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях
В статье рассматриваются пути преподнесения экологической культуры для подрастающего поколения начиная со школьных рядов. Учитывая их возрастные особенности, возможности и интересы.
Активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности
В статье рассматриваются возможности метода проектов со школьниками, с целью формирования у них знаний по экологической безопасности (на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербург), через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьн...
Проектная деятельность как средство экологического воспитания обучающихся младшего школьного возраста
Статья посвящена проблеме экологического воспитания и формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Автором предлагается применение проектной деятельности, представленной в виде проектов экологической направленности, ка...
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...
Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников
В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...