Отражение экономической политики Н. С. Хрущева в анекдотах | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (3) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 08.10.2015

Статья просмотрена: 4709 раз

Библиографическое описание:

Ульянов, И. А. Отражение экономической политики Н. С. Хрущева в анекдотах / И. А. Ульянов. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 3 (3). — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/15/307/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Анекдот — фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста, чаще всего которой свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Анекдот может быть несмешным, это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Анекдоты охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Существуют анекдоты о семейной жизни, политике и многом другом [1].

Мы в данной статье обратимся к анекдотам, в основе которых лежат реальные исторические события, экономическая политика периода «хрущевской оттепели» (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Часть статьи посвящена методике применения приведенных материалов на уроках истории в школе.

Для удобства рассмотрения все отобранные нами анекдоты мы разбили на тематические блоки:

  1.                «Догнать и перегнать» Америку;
  2.                Окончание строительства социализма в СССР;
  3.                «Кукурузная эпопея»;
  4.                «Целинная эпопея»;
  5.                Жилищное строительство;
  6.                Реформа управления экономикой;
  7.                Денежная реформа 1961 г.
  8.                В отдельный блок вынесены анекдоты, посвященные общим итогам экономической политики, проводимой Н. С. Хрущевым.

Для начала мы рассмотрим краткое теоретическое содержание данных блоков и подборку анекдотов [2] к каждому из них, а затем уже перейдем к методике применения этих материалов непосредственно на уроках.

  1. «Догнать и перегнать» Америку

Обещание первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва догнать и перегнать Америку за три года по производству мяса, молока и масла на душу населения было озвучено 22 мая 1957 года в речи на зональном совещании работников сельского хозяйства областей и автономных республик СССР. Сама эта формулировка означала признание того факта, что СССР пока отстаёт от США по ряду экономических показателей.

Во время правления Хрущёва было поставлено большое количество трудновыполнимых задач, которые предполагалось осуществить в кратчайшие сроки. Поставленная задача быстрого роста потребления, с целью конечного построения коммунизма мгновенно столкнулась с проблемами, которые пытались решить авантюристическими методами. Попытки Хрущёва реформировать административный аппарат, экономику и социальные сферы привели к серьёзному кризису начала 1960-х, когда стало ясно, что «догнать и перегнать Америку за 3–4 года» по уровню благосостояния не удалось.

***

Хрущев выступает на Кировском заводе:

— Мы, товарищи, скоро не только догоним, но и перегоним Америку!

Голос из толпы:

— Догнать Америку мы, Никита Сергеевич, согласны. Только перегонять бы не надо.

— А почему?

— Так голый зад же будет видно!

***

— Почему в продаже нет обуви?

— Босиком легче догнать и перегнать Америку.

***

На шоссе плакат «Догоним и перегоним Америку». Чуть дальше выставлен щит ГАИ «Не уверен — не обгоняй!».

 

  1. Окончание строительства социализма

На XXI съезде КПСС Н. С. Хрущев провозгласил полную и окончательную победу социализма в СССР, декларировал переход к построению коммунистического общества. Под ним понималось общество изобилия материальных благ, где будет реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Эти идеи получили дальнейшее развитие на XXII съезде КПСС (1961 г.), принявшем новую программу партии. Она определяла общие черты общества, которое предполагалось построить в СССР. При этом атмосфера в стране, возникшая сразу после успешного полета в космос Ю. А. Гагарина (1961 г.), а затем первой женщины-космонавта В. В. Терешковой (1963 г.), была благоприятной, чтобы советские граждане приступили к реализации этих фантастических планов. Однако, далеко не все верили этим нереалистическим задумкам руководства, что и нашло свое отражение в анекдотах того времени.

***

Приятель стал как-то доказывать Хрущеву невозможность построения в СССР за двадцать лет материально-технической базы коммунизма. Хрущев охотно согласился с ним.

— Тогда зачем ты включил в программу партии невыполнимое?

В ответ Хрущев рассказал ему притчу о Ходже Насреддине, который взялся за двадцать лет обучить грамоте осла. Эмир грозил отрубить Насреддину голову, если в указанный срок осел не научится читать. Когда Насреддина спросили, как же он пошел на такое риск, он ответил:

— Ничего страшного, за двадцать лет кто-нибудь да умрет: или я, или осел, или эмир!

***

Одной ногой мы уже стоим в коммунизме,- сказал Хрущев.

— Ну и долго мы будем так стоять враскорячку? — спросил старый большевик.

 

  1. «Кукурузная эпопея»

Одной из самых крупных авантюр Н. С. Хрущева была именно «кукурузная эпопея». По мнению Никиты Сергеевича, производство кукурузы должно было снять сразу две проблемы советского агропрома ― нехватку зерновых и нехватку кормов для животноводства. В 1954 по его инициативе в сельском хозяйстве начались эксперименты по резкому расширению районирования кукурузы, в том числе в зоне северного земледелия.

Если в 1954 году посевы кукурузы в СССР составляли 3,5 миллиона гектаров, то к 1960 году их площадь должна была вырасти до 28 миллионов, то есть примерно сравняться с площадью освоенной целины.

Разумное, в общем-то, решение — из зерновых кормов для скота наиболее ценным по кормовому достоинству является зерно кукурузы (общая питательность 1 кг сухого зерна кукурузы — 1,31 кормовых единицы), обернулось «перегибами на местах», когда кукурузу сажали везде, не обращая внимания ни на климат (сеяли и в северных районах), ни на наличие или отсутствие сельскохозяйственной инфраструктуры.

Под «чудесницу» распахивались и целина, и земли под кормовые культуры, и малоурожайные зерновые, и поля под паром, и пастбища. Площадь земель, отведенных под кукурузу, в итоге сравнялась и даже превзошла площадь введенных в сельскохозяйственный оборот в результате освоения целины земель. Под нее, чтобы не получить нареканий сверху, стремились отводить лучшие поля, которые до этого отводились под традиционные зерновые культуры ― пшеницу и рожь.

Таким образом, с 1955 по 1962 г. площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое, а результат оказался прямо противоположным затраченным усилиям. В результате кукурузной кампании в СССР стало не хватать не только мяса и молока, а и элементарного хлеба. Уже осенью 1962-го ЦК КПСС и Совет министров издали постановление «О наведении порядка в расходовании ресурсов хлеба». Им ограничили продажу хлеба — не более 2,5 кг в одни руки. Причем белый хлеб практически исчез с прилавков, а в черный подмешивали кукурузную и гороховую муку.

Кукурузная кампания завершилась вместе с отставкой Хрущёва 14 октября 1964 г.

***

Умирает Хрущев. На том свете его ведут по коридору. На дверях таблички: Ленин ТК. Хрущев спрашивает: «Что значит ТК?».

«Ленин — теоретик коммунизма».

Идут дальше, надпись: «Сталин ТК».

Хрущев: «???»

«Сталин — тиран коммунизма».

Идут дальше, надпись: «Хрущев ТК».

Хрущев: «Ну а я?»

«А ты... Ты трепло кукурузное».

***

Прилетает на Луну Эйзенхауэр. Ходит со своими генералами в скафандрах, пальчиком тычет:

— Здесь будет база. И здесь будет база. И вот там надо построить базу.

Вдруг к нему подбегает лунатик.

— А в прошлом году прилетал один такой маленький, толстенький, лысенький. Тоже ходил и пальчиком тыкал: «Здесь будет кукуруза. И здесь будет кукуруза. И вот там надо посадить кукурузу».

***

Советские футболисты выиграли Олимпийские игры, когда незабвенный Никита Сергеевич Хрущёв пообещал засеять последнее футбольное поле кукурузой.

***

Сын председателя колхоза спрашивает отца:

— Пап, а что такое — кукуруза? Ты только про нее и говоришь.

— Ой, сынок, кукуруза — страшное дело: ее не посадишь — тебя посадят, ее не уберешь — тебя уберут!

 

  1. «Целинная эпопея»

Пленум ЦК КПСС 1954 г. взял курс на освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты). Причина освоения земель в зоне рискованного земледелия — продовольственный кризис.

Освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры — дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров, не говоря уже о жилье и ремонтной базе для техники. Природные условия степей не принимались во внимание: не учитывались песчаные бури и суховей, не были разработаны щадящие способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых.

Огромные ресурсы были сосредоточены на воплощении этого проекта: за 1954–1961 гг. целина поглотила 20 % всех вложений СССР в сельское хозяйство.

Благодаря экстраординарному сосредоточению средств и людей, а также природным факторам новые земли в первые годы давали сверхвысокие урожаи, а с середины 1950-х годов — от половины до трети всего производимого в СССР хлеба. Однако желаемой стабильности, вопреки усилиям, добиться не удалось: в неурожайные годы на целине не могли собрать даже посевной фонд, в результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв в 1962–1963 гг. настоящей бедой стали пыльные бури. Освоение целины вступило в стадию кризиса, эффективность её возделывания упала на 65 %.

***

Маленькие хитрости Н. С. Хрущева: сеял на целине, а жал — в Оклахоме.

***

Студенческая ассоциация США спрашивает:

— Как живут молодые специалисты на целине?

Армянское радио отвечает:

— А у вас, зато, негров линчуют!

 

  1. Жилищное строительство

Политика жилищного строительства при Н. С. Хрущеве неразрывно связана с понятием «хрущевка». Строительство «хрущёвок» продолжалось с 1959 по 1985 год. Это были панельные или кирпичные двух-пятиэтажные дома, в которых были в основном одно- двух- и иногда трехкомнатные квартиры. Высота потолков в такой квартире — 2,48 м, причём на втором и следующих этажах в кирпичных пятиэтажках их высота ниже на 20 см, в блочных домах некоторых серий — 2,7 м, площадь кухни около 6-и кв.м., раздельный либо совмещённый санузел, слабая звукоизоляция внутренних стен, лифты отсутствуют.

Именно негативные черты «хрущевок», их неудобства и легли в основу анекдотов.

***

— Что успел и чего не успел сделать Хрущев?

— Успел соединить уборную с ванной, не успел — пол с потолком.

***

Среднестатистической советской женщине кухня хрущевки мала в бедрах.

***

Две соседки встречаются, одна говорит:

— У меня такая неприятность, я на два кило поправилась...

— Так это пустяки, два кило.

— Нет, не пустяки. Мне теперь кухня в бедрах жмет.

— А мне тоже наш коридор в бедрах жал. Так мы в квартире обои содрали -

теперь просторно. И вы то же самое сделайте.

Через два дня встречаются опять.

— Ну как, содрали обои?

— Содрали. Только я вчера весь вечер проплакала.

— Что, обои жалко?

— Нет, соседи лук чистили.

***

Объявили конкурс на лучшую мебель для малогабаритной квартиры. Первое место занял ночной горшок ручкой внутрь.

Однако, стоит понимать, что жилищная политика — одно из наиболее значимых завоеваний социальной политики того времени. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 г. увеличился на 80 %. Это дало возможность справить новоселье 54 млн человек (каждому четвертому жителю СССР). При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные, пусть и не большие, квартиры.

  1. Реформа управления экономикой

Самой серьезной и масштабной реформой хрущевского периода было образование совнархозов (Советов народного хозяйства): упразднение всех министерств и создание территориальных органов управления. Закон был принят в мае 1957 года, и на территории Советского Союза действительно создали сто пять хозяйственных зон, а все министерства были упразднены. Фактически все управление экономикой было передано местным властям. Каждая территория, то есть совнархоз той или иной территории управлял собственной экономикой самолично.

Реформа эта, помимо положительных результатов, имела и много проблемных сторон. И в первую очередь — это проблема местничества. Когда секретари и региональные власти стали ответственными за экономику в своем регионе, они стали уделять внимание собственному региону в ущерб межрегиональному сотрудничеству. В результате межрегиональные поставки не выполнялись, что наносило ущерб государственному плану.

Помимо этого секретари пускали средства только на те нужды, которые они считали приоритетными именно для себя, и за счет этого страдала экономика в целом.

Более того, в конце 1962 года он провел еще одну реформу — поделил устройство партии и Советы народных депутатов на промышленные и сельскохозяйственные. В результате реформы политической системы каждый секретарь отвечал либо за сельское хозяйство, либо за промышленность. И ситуация в промышленности или соответственно сельском хозяйстве напрямую должна была влиять на его карьеру. С одной стороны, Хрущев хотел добиться специализации, а с другой — создать дополнительные карьерные стимулы. Но проблема заключалась в невозможности поделить всю жизнь в регионе строго на сельское хозяйство и на промышленность. Например, сотрудники милиции и органов безопасности жаловались: «А что теперь, нам надо делить шпионов на сельских и промышленных?»

***

После того как Хрущев ввел промышленные и сельскохозяйственные совнархозы, пришла женщина в сельскую милицию:

— муж обещал меня убить…

— а чем, позвольте поинтересоваться?

— молотком.

— тогда не по нашей части. Вот если бы серпом...

 

  1. Денежная реформа 1961 г.

Свое отражение в анекдотах нашла и денежная реформа 1961 года. Реформа эта проводилась с 1 января в форме деноминации с девальвацией. Денежные знаки, введённые в ходе денежной реформы 1947 года, обменивались в течение первого квартала 1961 года без ограничений на новые денежные знаки уменьшенного формата в соотношении 10 к 1. В том же соотношении был произведён пересчёт цен на товары и работы, тарифов на услуги, вкладов населения в сберегательных кассах и учреждениях Госбанка СССР, а также размеров всех видов оплаты труда, выраженных в твёрдых денежных суммах.

К положительным факторам можно отнести снижение себестоимости производства бумажных денег (вследствие малого формата и большей популярности металлических денег). Изменилось официальное золотое содержание рубля. Если дореформенные 10 рублей содержали 2,22168 грамма золота, то 1 рубль 1961 года в 2,25 раза меньше — 0,987412 г. Валютный курс, с 1950 года составлявший 4 дореформенных рубля за 1 доллар, после реформы составил 90 новых копеек (хотя и вместо полагавшихся 40).

***

— Можно ли прожить на 300 рублей в месяц?

— Можно, если деньги новые.

 

  1.                Итоги экономической политики.

Несмотря на все временные положительные сдвиги, в целом реформы 50–60-х гг. не улучшили положения в экономике, напротив, способствовали углублению кризиса: в 1963 г. впервые за всю историю СССР зерно было закуплено за рубежом.

***

Хрущеву после смещения предложили возглавить онкологический центр. Никита Сергеевич:

— Но я же в этом деле ничего не понимаю!

— Ничего страшного. Вы же руководили сельским хозяйством — и хлеба не стало, займетесь онкологией, может быть, и рака не станет.

***

Как называется прическа Хрущева?

— Урожай 1963 года.

***

— Верит ли Хрущев в бога?

— Конечно! Ведь он устроил великий пост!

***

— Правда ли, что за последнее время здоровье товарища Хрущева ухудшилось? Да. Он страдает грыжей от поднятия целины, язвой желудка от кукурузы, одышкой от соревнования с Америкой и словесным поносом неизвестно от чего.

***

Один москвич в очереди за продтоварами спросил другого:

— Кто виноват во всем этом?

— Хрущев, конечно.

— Запомните, вы за мной, я схожу — дам ему по физиономии, а потом вернусь.

Когда вернулся, сосед спросил его:

— Ну что, дал ему по морде?

— Нет, там очередь еще больше, чем здесь.

***

Бабушка рассказывает внуку:

— До революции, бывало, приходишь на базар, со всех сторон, изо всех лавок зовут тебя: «Ко мне, ко мне, у меня купите!"

— Ну это уж ты, бабушка, врё-о-о-шь!

***

Вы знаете, что Хрущев запустил не только спутник, но и сельское хозяйство? — говорит один своему случайному знакомому.- А вы знаете, что сажают не только кукурузу? — отвечает тот и достает удостоверение.

 

Применение анекдотов на уроках

При использовании на уроках истории политических анекдотов важно понимать, что они достаточно однобоко отражают и высмеивают (что естественно) отрицательные стороны исторических реалий. Однако, рассматривая какие либо события необходимо отходить от этой однобокости, раскрывать и положительные их стороны. То есть, используя на уроках анекдоты, мы выявляем в большинстве случаев негативные стороны каких-либо событий, при этом, не забывая раскрывать и положительные их аспекты.

Каким же образом анекдоты могут быть использованы на уроках истории? Выделим некоторые из них.

  1. Анекдоты прекрасно иллюстрируют различные аспекты исторических событий, следовательно могут быть применены на уроке в любой момент в качестве подтверждения того или иного факта;
  2. На основе анекдотов может быть выстроена практическая работа учащихся по изучению нового материала, в ходе которой учащимся необходимо подтвердить или опровергнуть содержание того или иного анекдота (например, работая в небольших группах над определенной узкой подтемой) с помощью материала учебника и дополнительной литературы;
  3. Анализ анекдотов может быть использован и как задание для контрольных работ, в рамках которой ученик по определенному плану рассматривает тот или иной доставшийся ему анекдот. Тем самым учащиеся приучаются и к источниковедческой деятельности тоже. Например, может быть использован следующий план для анализа:
  1. К какому историческому периоду относится данный анекдот (обозначьте его хронологические рамки)? Какое название получил этот период и почему?
  2. Какую сферу общественной жизни затрагивает данный анекдот?
  3. Каким событиям посвящено содержание анекдота, когда конкретно они происходили? Дайте краткую характеристику.
  4. Как авторы анекдота относятся к описываемым событиям? Почему?
  5. Какой точки зрения относительно позиции автора придерживаетесь вы? Приведите несколько аргументов (не менее трех) в подтверждение вашей точки зрения и (не менее трех) для ее опровержения.

 

  1. Анекдоты могут послужить прекрасной основой для исследовательской работы учащихся, написания проектов по истории, которые могут быть посвящены как целым сферам общественной жизни и их отражению в анекдотах (например, «Политическая жизнь СССР в период пребывания у власти Н. С. Хрущева»), так и конкретным мероприятиям (например, «Отражение деятельности Н. С. Хрущева по преодолению культа личности Сталина в анекдотах»).

 

Литература:

 

  1. Анекдот [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B4%D0%BE%D1%82
  2. История СССР в анекдотах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gm731.narod.ru/Joke/joke_ussr.htm; Дубровский М.  История СССР в анекдотах (1917-1991)/М. Дубровский. - Издательство: Рига "Эверест" - Минск "Белорусский дом печати", 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): Америка, анекдот, сельское хозяйство, СССР, денежная реформа, жилищное строительство, кукуруза, кукурузная кампания, общественная жизнь, экономическая политика.
Задать вопрос