Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (3) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 01.10.2015

Статья просмотрена: 4902 раза

Библиографическое описание:

Дюкарева, А. М. Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса / А. М. Дюкарева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 3 (3). — С. 15-24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/15/309/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника.

По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями, стремлением к познавательной активности.

Все сказанное говорит об актуальности проблемы активизации познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой — результат особых усилий учителя в организации познавательной деятельности. Если уроки русского языка для каждого ребенка станут источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поиском ответов на волнующие вопросы, то и проблема интереса к предмету отпадет сама собой. Живой интерес ребят просыпается только тогда, когда язык становится тем, чем он есть на самом деле: способом познания окружающего мира, человека, самого себя. При первичной диагностике уровня мотивации автором была использована методика М. И. Лукьяновой. Результат мониторинга показал, что не у всех обучающихся 9 класса высокий уровень мотивации:

Очень высокий

Высокий уровень

Средний нормальный уровень

Заниженный уровень

Очень низкий уровень

-

4

4

2

-

 

В противном случае, стремясь сделать своих учеников грамотными, мы скатываемся на форму, на натаскивание, на бесконечное закрепление и теряем глубинный смысл языка, теряем то, без чего еще никто не добивался результата.

Наряду с этим в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между потребностями учащихся в их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и неразработанностью в традиционной школе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Новизна состоит в разработке системы работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, формированию творческой активности на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.

Доступность проявляется в том, что он может быть использован учителями общеобразовательных школ.

Ведущей педагогической идеей является определение путей для повышения интереса к изучению русского языка, активной учебно- познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных информационных технологий, формирование личности, способной к саморазвитию.

Диапазон.

Диапазон опыта представлен единой системой «урок — внеклассная работа», что позволяет готовить детей к участию в олимпиадах и конкурсах по русскому языку, к сдаче ЕГЭ и ГИА, к поступлению в вузы.

Теоретическая база.

Критически осмысливая, синтезируя, я апробирую в своей работе опыт многих педагогов. Так, например, Т. В. Напольнова подвела меня к использованию на уроках проблемных ситуаций, применению заданий поискового характера (Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. — М., 1983).

Известный психолог Н. А. Менчинская убедила меня в том, что творческий подход можно сформировать и развить, только систематически предлагая учащимся задачи познавательного характера (Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьников. — М., 1989).

Психолог З. И. Калмыкова, говоря о детях с пониженной обучаемостью, заставила меня поверить в то, что в основе их отставания лежит расхождение требований с реально достигнутым ими уровнем умственного развития (Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. — М., 1982).

Из всего спектра проблем обучения детей автор опыта выбрала для себя стратегическую линию: необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития ребенка.

Степень новизны заключается в синтезировании сохранившего свою значимость опыта традиционной школы и современных информационных технологий, что способствует активизации учебно- воспитательного процесса, повышению интереса к исследовательской деятельности, позволяет воспитывать гармонически развитую личность.

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Цель педагогической деятельности достижение устойчивых, прочных знаний на основе воспроизведения их через познавательную, мыслительную, логически выстроенную деятельность учащихся, создание условий для максимально возможного развития интеллектуальных способностей детей в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

Задачи, способствующие достижению данной цели:

          постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса обучающегося к предмету;

          активизация творческой деятельности детей;

          развитие способности и стремления к самообразованию;

          сотрудничество учителя и обучающегося в процессе обучения;

          обеспечение душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка;

          развитие мыслительной деятельности, развитие устной речи, умения анализировать, аргументировать, высказывать свою точку зрения, т. е. развивающее — развивать личность;

          целенаправленное и систематическое развитие интеллекта учащихся через применение современных педагогических технологий, направленных на активизацию и интенсификацию деятельности ребенка.

В Озерской средней школе я работаю 13 лет. Вместе с коллективом школы пройден трудный путь поиска своего педагогического стиля, выработки своих методических приемов с тем, чтобы уроки были продуктивны, интересны, при этом учащиеся усваивали программный минимум и могли применять свои знания в повседневной жизни.

Исходя из закона об образовании, цель воспитания и обучения учащихся — формирование у них общечеловеческих ценностей. И достижению этой цели служат уроки русского языка.

На основе диалога и совместного поиска учитель старается помочь ребенку выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального развития, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации, состыковать индивидуальное своеобразие ребенка, особенности его образа жизни и различные варианты содержания образования, сформировать положительные мотивы учения, способствующие максимальному развитию и реализации познавательной активности и учебных возможностей каждого ученика.

Средства достижения цели.

Концептуальная установка современной школы на применение личностно-ориентированных технологий укрепляет мою уверенность в том, что обучение и воспитание детей должно осуществляться при ориентации на следующие дидактические принципы:

          индивидуализация и дифференциация обучения;

          принцип творчества и успеха;

          принцип доверия и поддержки;

          принцип вовлечения детей в жизнь их социального окружения.

Технологическая составляющая (методы и приемы обучения) должна соответствовать таким требованиям, как:

          диалогичность;

          деятельностно-творческий характер;

          направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

          предоставление ему необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.

Психологи утверждают, что попытка обучить ребенка только приемам самостоятельной работы на уроках недопустима. Наиболее часто применяемые мной методы организации взаимодействия его с другими обучающимися: метод взаимной проверки, метод совместного нахождения лучшего решения, временная работа в группе, организация работы в качестве консультанта, дискуссия.

Методы контроля: повседневные наблюдения, контрольные тесты, зачеты.

Система работы, которая помогает мне выявить знания, умения и навыки детей, интересующихся русским языком, научить их творчески мыслить и углублять полученные знания включает:

          обычный урок русского языка;

          многообразные формы внеклассной работы;

          индивидуальную работу с «подающим надежды» школьником;

          самостоятельную работу самого школьника;

          участие в олимпиадах;

          коррекцию своей деятельности.

Работа с детьми требует от учителя-словесника определенных качеств: кропотливости в сфере повышения уровня собственного интеллекта, мобилизации духовных сил, способности стимулировать творческую активность обучающихся, умения направлять различные виды их творческой деятельности.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Русский язык в школе является важной составляющей гуманитарной культуры.

Многолетний опыт работы дает право автору утверждать, что одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы — резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Причину прежде всего видит в том, что система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Она диктует ребенку свои условия и не оставляет места и времени для его вопросов. В результате школьник перестает их задавать, теряет интерес к обучению. К внешним мотивам учебной деятельности относятся желание получить хорошую оценку, обеспечить собственное благополучие и т. д. Среди внутренних можно выделить познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям. Для формирования постоянного интереса нужно создать временные, внешние мотивы обучения, а через них подойти к внутренним.

Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой — результат особых усилий учителя в организации познавательной деятельности. Если уроки русского языка для каждого ребенка станут источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поиском ответов на волнующие вопросы, то и проблема интереса к предмету отпадет сама собой. Живой интерес ребят просыпается только тогда, когда язык становится тем, чем он есть на самом деле: способом познания окружающего мира, человека, самого себя. В противном случае, стремясь сделать своих учеников грамотными, мы скатываемся на форму, на натаскивание, на бесконечное закрепление и теряем глубинный смысл языка, теряем то, без чего ещё никто не добивался результата.

Поэтому главная задача заключалась в том, как сделать уроки русского языка интересными для детей, как привить любовь к русскому языку, к родному слову.

Поэтому я решила обобщить опыт по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса», так как считаю, что она способствует целенаправленному и систематическому развитию интеллекта учащихся через применение современных педагогических технологий, направленных на активизацию и интенсификацию деятельности ребенка.

Поставленной цели можно добиться разными способами. Нельзя допускать скуки и однообразия на наших уроках. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребенка, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов.

Основные стимулы и средства их создания:

  1.      Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи.
  2.      Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей (проблемное обучение).
  3.      Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключение внимания с одного предмета на другой. (Переключениюпомогают средства наглядности).
  4.      Получение эстетического наслаждения (выбор тем для изложений, сочинений; выбор текстов, в которых присутствует описание пpироды или произведений искусства, в которых затронуты нравственные проблемы, актуальные для школьников).
  5.      Эмоциональное благополучие ребенка в классе. (Индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированная работа, позволяющая ребенку раскрепоститься, поверить в свои силы, доброжелательное отношение к детям).

В своей работе учитель постарался остановиться на перечисленных средствах, способствующих формированию познавательной активности учащихся на уроках русского языка и имеющих место в практике преподавания предмета.

Чтобы добиться активной мыслительной деятельности учащихся, необходимо у них вызвать потребность в знаниях, которая возникает в случаях, когда на пути ученика появляется препятствие, затруднение, преодолеть которое без необходимых для этого сведений он не может.

Изучая в 6 классе тему «НЕ с глаголами», предлагаю ребятам решить такую задачу:

Учитель отметил в тетради следующую ошибку: небыл. Ученик не согласился и объяснил, что он заменил не был синонимом отсутствовал (без не). Кто прав? Учащиеся ищут ответ и приходят к выводу, что для правильного написания очень важно сначала определить, с какой частью речи употреблена частица не, так как разные правила регулируют правописание не с существительными и глаголами.

Изучая в 7 классе тему «Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий», предлагает ребятам вставить пропущенную букву в слово, написанное на доске: н…когда. Учащиеся высказывают два предположения: никогда и некогда. Так они осознают зависимость правописания приставок в отрицательных наречиях от ударения.

Вызывают интерес у ребят задания типа:

          На доске записано предложение, которое не имеет смысла. Можно ли его исправить, не изменив ни одного слова? Тетерев сказал: «Охотник — красивая птица».

          Даю небольшой прозаический или стихотворный текст, в котором встречаются разные типы сказуемых. Определить, какой тип сказуемого отсутствует в данном тексте.

          Придумать предложение, не искажая действительности, со следующими словосочетаниями: задуматься о (не) счастье, слезу (не) годования, (не) приязнь к судебной комиссии, (не) примиримость к Троекурову (предлагаю обратиться к повести А С. Пушкина «Дубровский»). Учащиеся составляют предложения, раскрывают скобки, объясняют правописание существительных с НЕ.

          На какие группы в зависимости от правописания гласных в корне можно разделить слова: убирать, удивлять. Запирать, обвинять, освещать, обжигать?

          Что общего у следующих глаголов? В чем их различие? — расстилать (дорожки), примирять (друзей).

Следует отметить, что, решая такие задачи, учащиеся начинают охотно составлять их сами. Такая работа подготавливает ребят к урокам-семинарам, деловым играм и может быть предложена как при проверке домашнего задания, так и на других этапах урока.

Каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность. Иными словами, необходимо как можно чаще давать ученику возможность побывать в позиции автора, стать автором не только творческих работ, сочинений, но и отдельных предложений, высказываний. В этом отношении я часто использую прием, когда ученики составляют свои предложения, включая в них слова на нужное правило, или строят свою мысль по определенной синтаксической модели. Можно дать задание придумать связный текст, используя в нем слова, с которыми шла работа на уроке. Например, изучая тему «Имя прилагательное», учащиеся получают следующее задание: дать определение самому себе, используя прилагательные. Я какой? — добрый, неуравновешенный, способный, вредный, эгоистичный и т. д. Самым трудным, по словам ребят, оказалось решить, что же относится к моей личности: добрый я или нет, ленивый или все-таки не очень. Но именно поэтому задание вызвало интерес. Или другой пример. В процессе закрепления в 8 классе темы «Тире между подлежащим и сказуемым» диктую высказывания великих людей о таких сложных философских понятиях, как свобода, любовь, нравственность, предлагая в такой же короткой афористической форме высказать свое понимание этих явлений и свое отношение к ним.

Различных способов поставить ученика в позицию автора можно придумать множество — это и для учителя источник творчества. Если уроки русского языка для каждого ребенка станут источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поиском ответов на волнующие вопросы, то и проблема интереса к предмету отпадет сама собой. А где же, собственно, грамматика? Наверное, живой интерес ребят просыпается только тогда, когда язык становится тем, чем он есть на самом деле: способом познания окружающего мира, человека, самого себя. В противном случае, стремясь сделать своих учеников грамотными, мы скатываемся на форму, на натаскивание, на бесконечное закрепление и теряем глубинный смысл языка, теряем то, без чего еще никто не добивался результата.

Каждый учащийся должен научиться определять место слова в системе языка, и необходимо добиться, чтобы на уроке учащиеся грамотно приводили необходимые доказательства. Проверяя сформированность умения, правильно определить ту или иную часть речи на основе выделения системных связей, что позволяет осуществлять попутное повторение ранее изученного материала.

Задание. Какой частью речи является выделенное слово? Приведи доказательства.

У смелого сильные руки, у труса — ноги...

Будет ли оно антонимом к слову трус? Докажи. Проверь по «Словарю антонимов русского языка».

Задание. Докажи, что выделенные слова относятся к разным частям речи (определи значение, грамматические признаки, синтаксическую роль).

Я Водяной, Я Водяной.

Никто не водится со мной,

Внутри меня водица,

И что с таким водиться?

Автор считает, что без умения обобщать не может быть обучения. Использует разнообразные способы работы с контрольными вопросами, помещенными в учебнике в конце каждой темы. Вот пример одного из уроков повторения, построенного по плану семинара, по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». Работа организуется так. Учащиеся рассаживаются в классе группами во главе с консультантом. Задаю вопрос и определяю время на рассуждение от 30 до 60 сек в зависимости от сложности задания. Каждая группа самостоятельно решает, кто из ребят будет отвечать на данный вопрос. По сигналу учителя разговоры прекращаются, и указанная группа начинает отвечать. Оценивается не только правильность ответа, но и его полнота, глубина, качество приведенных примеров, а также речевое оформление. Оценку на таком уроке по договоренности с учащимися выставляю всей группе, поэтому каждый заинтересован в наилучшей подготовке, собранности и внимательности на уроке. Работают хорошо также слабо успевающие ученики, т. к. их увлекает дух соревнования.

Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения.

При знакомстве с диалогом и прямой речью обращаю внимание ребят на то, что реплика говорящего сопровождается глаголом «сказал» или синонимами к нему. Говорю, что И. С. Тургенев в одном из своих романов («Отцы и дети») использовал более 70 синонимов к глаголу «сказал». Спрашиваю, какие книги читают ребята сейчас, и предлагаю понаблюдать за употреблением в них синонимов. Через несколько дней приносят листочки с выписанными синонимами (у всех разное количество слов). Среди них, сказал, спросил, поинтересовался, сообщил, пробормотал, застрекотал, подтвердил, предложил, запнулся, провозгласил... Эта работа продолжается при изучении темы «Синонимы». Ребята познакомились с синонимами, имеющими эмоциональною окраску. Читаю им сказку В. А. Сухомлинского «Семь дочерей», семь раз употребив глагол «сказать» (текст размножен для каждого ученика).

Предлагается детям подготовить пересказ сказки, употребив синонимы к глаголу, помогающие раскрыть характер дочерей. Ребята заинтересовались, использовали синонимы «перебила», «лепетала», «щебетала», «ворковала», «проговорила».

Большой интерес у ребят вызывают творческие задания, включающие элементы исследовательской работы. Так, при изучении союзов в 7 классе предлагаю понаблюдать за использованием синонимов союза если в сказках А. С. Пушкина и в рассказе «Хамелеон» А. П. Чехова. Учащиеся выписывают примеры («Коль ты старый человек.».., «Кабы я была царица.».., «Ежели каждый будет кусаться.».. и др.), делают выводы. Такая работа способствует развитию речи учащихся, разнообразит ее.

Обращается внимание ребят на особенности синтаксиса описаний из различных произведений. Даю задание сильным ученикам сделать простейший синтаксический анализ тургеневского стихотворения в прозе «Воробей». Разгадав секрет легкости музыкальности, выразительности его языка, учащиеся замечают, что в тексте мало причастий и причастных оборотов. Союзов всего 15, из них 11 раз употреблен союз и. Почти нет сложноподчиненных предложений.

Один из путей пробуждения интереса к предмету — тесная связь уроков литературы и русского языка. При изучении деепричастия в классе читаю басню Крылова «Осел и Соловей». Трели Соловья автор передает при помощи глаголов защелкал, засвистал, тянул, переливался... А вотдеепричастия дыша, внимая помогают услышать caму тишину (-шая, -ая передают как бы легкий вздох). Идет анализ художественного произведения, анализируются языковые особенности художественного текста.

В процессе изучения фразеологизмов ребята получают задание: найти их в стихотворениях Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», М. Ю. Лермонтова «Бородино» и др. и объяснить их употребление.

Одной из важнейших задач автор считает повышение уровня речевой культуры школьников, свободно владеющих языком, умеющих точно, ясно, выразительно передавать свои мысли, чувства как в устной, так и в письменной форме. С этой целью предлагаю различные творческие задания: изложения с элементами рассуждения (предлагаю только начало какого-то эпизода), сочинения — миниатюры по определенной теме, сочинения с грамматическим заданием. Например, прошу ребят написать сочинение на тему «Профессии, которые нужны нашему городу», используя существительные, называющие профессии людей с суффиксами -чик, -щик. Среди творческих заданий, которые нравятся учащимся, — написание лингвистических сказок, экскурсы в этимологию слов.

Подобные работы активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают речь, умение излагать свои мысли.

Вот образец творческой работы учащейся 6 класса Маркиной Людмилы.

Сочинение

Русский лес зимой

Красив и чудесен русский лес зимой. Земля не видна, она вся засыпана чистым, переливающимся, как алмаз, снегом. Глубокие сугробы лежат под деревьями. Кругом белым-бело. Деревья до самого малого, чуть приметного сучочка убраны снегом. Лишь в вышине чернеют макушки рослых и стройных берез. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоит огромный величественный дуб. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея ветви молодых березок. Лес издали кажется белым. Небо голубое и ясное. Красноватое солнце невысоко висит над облаками. Воздухчистый и свежий. Погода чудесная. Хлопья снега медленно падают и кружатся в воздухе. Как хорош лес зимой!

В арсенале учителя множество методов повышения интереса к предмету. На мой взгляд, элемент, который особенно привлекает ребят, — это занимательность. На уроках русского языка можно использовать различные виды занимательного материала, например «Закончи стихотворную строфу», «Подскажи словечко» и т. д. Уроки, в которые включен занимательный материал, никого не оставляют равнодушными, даже у самых слабых учеников они вызывают интерес.

Найди имя собственное

К нарицательным существительным левого столбца надо найти имя собственное из правого столбца, которое само или прилагательное, от которого в сочетании с определяемым нарицательным существительным образует фразеологизм.

Азбука

Б Близнецы

Авдий Анюта

Бочка

Ариадна

Верста

Ахиллес

Глазки

Буридал

Грамота

Вавилон

Кафтан

Валаам

Конюшни

Геркулес

Конь

Гомер

Лампа

Гордий

Ложе

Дамокл

Меч

Демьян

 

Игра проводится как соревнование: «Кто быстрей и правильно?». Победитель тот, кто наберёт наибольшее число пар за определенное время. Предлагаемый список можно предъявить не весь сразу, а частями, разделив задания по степени трудности. Можно задать дополнительный вопрос: объяснить значение некоторых сочетаний. Если значение неизвестно, предложить самостоятельно найти по словарям. Для закрепления можно предложить учащимся употребить новые для них обороты в предложении или составить с ними короткий рассказ. Можно описать ситуацию, а учащиеся назовут подходящую к ней фразеологическую единицу.

На итоговых уроках доставляет огромную радость детям игра «Клуб знатоков». Работает весь класс, а не несколько знатоков, развлекающих пассивных зрителей. Дети делятся на группы по 5 человек. Игровые столы расставляются по кругу, по количеству групп; один стол, главный — в центре. На главном столе — конверты с вопросами и волчок. Команда, начинающая за главным столом первой, определяется по желанию или по жребию, но она уступит свое место другой, если та дает верный ответ раньше, до истечения положенной на обсуждение минуты. Победные очки засчитываются всем командам, давшим верные ответы.

Все это выглядит так. Команды заняли места. Запускается волчок, указанный его стрелкой конверт вскрывается, вопрос зачитывается. Переворачиваются песочные часы, идет минута обсуждения. Вот в одной из «боковых», «резервных» команд на 30-й секунде капитан поднял руку — есть ответ! Учитель подходит с нему, отвечают или шепотом, или пишут краткий ответ на листочке. Еще через несколько секунд так же принимается ответ еще одной команды. Но вот минута истекла, команда, играющая за главным столом, дает ответ вслух. Если он верен, команда остается за столом, причем по очку получает и она, и команды, ответившие правильно; неверно — она уступает место той из команд, что ответила правильно и первой. Если в ходе игры одна из «боковых» команд наберет три очка за досрочные ответы, она займет место главной, даже если главная тоже отвечала верно. В случае, когда главная команда ответила неверно, а досрочных ответов не было, можно предложить «боковым» попытаться ответить без дополнительной подготовки. Варианты конкретной организации бесконечны. Главное — это участие всего класса и постоянная смена лидера.

Чтобы игра вызвала интерес, вопросы должны носить развивающий, творческий xapактер, подаваться в занимательной форме. Скучно будет ребятам, если из конвертов будут извлекаться вопросы типа «Какие существительные относятся к разносклоняемым?».

Вот примерные вопросы, которые используются:

  1. Из сумки большого серого кенгуру выглядывал детеныш. Может ли быть такое? (Нет. Речь идет о самке животного).
  2. Можно ли определить, кто из перечисленных здесь лиц является женщиной?

Прием у Э.Рузвельт. Открытие зоолога у Ульрих. Рекорд Т.Прясс. Научные труды химика И. Ноддак (Все женщины, т.к мужские фамилии склоняются).

  1. Какие особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях? (Образованы от слов «рука» и «перст»).
  2. Куда можно нырнуть, если рядом нет воды? (в нору).
  3. Слова «панама» и «болонья», конечно же, относятся к заимствованным. Что еще общего в происхождении этих слов? (Название дано по названию географическому).
  4. Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик.»... А вам предстоит показать, где у вас ланиты, чело, выя, десница, шуйца, рамена, персты. (Щеки, лоб, шея, правая рука, левая рука, плечи, пальцы).
  5. Мы говорим «биться не на живот, а на смерть». А почему, например, не «биться на голову» или «на спину»? (Живот означало — «жизнь»).

Как средство активизации познавательной деятельности учащихся выступает на уроке деловая игра, которая помогает выработке умений и навыков использовать знания на практике. Делю класс на группы (в каждой по 4–5 человек), один из которых «учитель», а остальные — «ученики». Ведущий игры — учитель — является экспертом. В помощь эксперту в случае необходимости выбираются консультанты и ассистенты. Ассистенты помогают раздавать карточки с заданиями, фиксируют их выполнение. Консультант подстраховывает качество выполнения здания. Игра включает в себя следующие этапы: постановка задачи «учителем», ответы «учеников, дискуссия, вывод, при необходимости заключение эксперта». Продолжительность игры может колебаться от 10 до 35 минут, что зависит от цели использования деловой игры, объема материала, подготовки учащихся. В 5 классе поначалу включаю только элементы игры, и карточки — задания выглядят примерно так:

Карточка-задание № 1

  1. Почитайте стихотворение. Спишите слова, в которых есть буква Ц. Объясните правописание гласной в корне слова.

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой.

А другой проткнул бумагу.

Уцепился и ни шагу!

  1. Определите падеж имен существительных.
  2. Подберите синонимык слову «лихой».
  3. В каком слове букв больше, чем звуков.

Карточка-задание № 2

  1. Я — малютка-карандашик,

Исписал я сто бумажек,

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

1) Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и разберите их по составу.

  1. В каких словах безударную гласную в корне можно проверить?

Подберите проверочное слово.

  1. Определить падеж всех имен существительных.
  2. Выписать словосочетания «глаг. + сущ»..

К изготовлению подобных карточек привлекаются ученики, потому что работа по подготовке к игре не менее полезна, чем сама игра, т. к. она требует от ребят эрудиции, умения выбрать нужное. После того, как группа справилась со своим заданием, ассистенты отмечают результаты в своей тетради учета, а в конце игры подводят итог, какая группа работала активно, какие задания вызвали затруднения. Оценки выставляются под руководством ассистентов или консультантов, которые видели, как работал каждый ученик.

Одним из эффективных приемов, способствующих активизации познавательной активности учащихся, является использование наглядности. Зрительное восприятие материала уже само по себе облегчает его запоминание.

Таблицы и схемы дают возможность проанализировать языковой материал и сделать необходимые выводы.

Очень любят ребята работать с раздаточным изобразительным материалом, который представляет большие возможности для развития речи учащихся. Рисунок позволяет не только расширять словарный запас детей, но и воспитывать навыки правильного, точного словоупотребления. С этой целью в раздаточный материал целесообразно включать задания: выбрать из нескольких возможных вариантов тот, который в наибольшей степени соответствует содержанию данного рисунка. Например, из двух глаголов «пригореть» или «сгорать» — выберите тот, который в большей степени соответствует данному рисунку (изображен сгоревший, обуглившийся пирог, на который со страхом смотрит повар).

Вспомнить близкие по звучанию слова, значение которых поясняют рисунки: полоскать бельё — поласкать ребенка (рисунки прилагаются).

Работа с раздаточным материалом обычно занимает 5–7 минут. Проверка организуется следующим образом: ученик называет номер карточки, кратко описывает рисунок, читает составленные словосочетания или предложения, объясняет значение (или правописание) определенных слов. Другие ученики, работающие с той же карточкой, дополняют ответ товарища, читают свои примеры.

Важный момент на уроке — звучание классической музыки, восприятие ее и осмысление учащимися. Предлагаю задания:

  1. Прослушайте «Времена года» П. И. Чайковского. Напишите сочинение-миниатюру об осени по впечатлениям от услышанного.
  2. Послушайте «Прелюдию» С. Прокофьева. Какие весенние звуки вы услышали в музыке? Напишите сочинение, передав словом звуки весенней природы.

Чаще всего приходится работать в классах, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями, иногда с задержкой умственного развития. Учащиеся по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Отсюда возникает необходимость дифференцированного обучения на уроках русского языка, позволяющего реализовать творческие возможности всех учащихся.

Работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объёма заданий, а за счёт их разнообразия.

Например:

                    составление текстов, словарных диктантов;

                    составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

                    сочинение лингвистических сказок (миниатюр);

                    работа с дополнительной литературой;

                    проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;

                    выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;

                    работа «учителем» (проведение фрагмента урока).

Для сильных учащихся практикуются задания, способствующие формированию навыка самостоятельного добывания знаний. Цель таких заданий — будить детскую любознательность, желание заглянуть за рамки учебника. Очень полезна здесь пропедевтическая работа. Например, работая над прилагательными, преднамеренно сталкиваю школьников с причастиями: в предложении для разбора слов таинственный и мерцающий учащиеся классифицируют как прилагательные. Исправляю ошибку и предлагаю раскрыть «тайну» второго слова, шагнуть за «горизонт программы», на два года вперед, указав адрес, куда можно обращаться за справками. На следующем уроке заслушиваем сообщения «разведчиков» из страны будущего, показываю сама, как отличить прилагательные от причастий: в дальнейшем этот термин систематически звучит на уроке, и понятие, в основном, усваивается учащимися.

Так же можно поступать и при встрече с незнакомыми орфограммами и пунктограммами. Ответы на вопросы сильные ученики ищут самостоятельно, пользуясь учебниками и справочниками.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями.

Практическую необходимость обращаться к словарям целесообразнее воспитывать на базе ситуативных задач. Например:

  1.                Вы готовите детей к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: газопровод, договор, ходатайствовать, средства, обеспечение. Поставьте ударения в словах, используя словарь.
  2.                Представьте, что вы корректор журнала «Юный натуралист». Вам нужно подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные авторами, машинисткой при печатании текста. Проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте для проверки словарь.

Сильным учащимся предлагаются задания, целью которых является расширение кругозора, формирование навыка передавать полученные знания товарищам. С этой целью используются книги по занимательной грамматике, книги для внеклассного чтения, журнал «Русский язык», «Энциклопедический словарь юного филолога». Ребята получают от учителя задания, готовят небольшие сообщения и выступают с ними на уроках. Для того чтобы работа была планомерной и систематической, можно ввести в уроки этимологические пятиминутки («В мире слов», «Загадки слов», «В гостях у фразеологизмов» и др.). Материалы, используемые на пятиминутках, должны быть логически связаны с темой урока, с дидактическим материалом, используемым для отработки умений и навыков.

Например, при изучении темы «Падеж имен существительных» можно познакомиться с происхождением названий падежей (Шанский Н. М. «В мире слов»), прослушать сообщение о седьмом падеже (Григорян Л. М. Язык мой — друг мой).

Интересен материал о происхождении наречий.

Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог З. И. Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований с реально достигнутым ими уровнем умственного развития. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, рисунки, словари, различные схемы (морфологический, синтаксический, фонетический и др. разборы). Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся могут выполнить задание на карточке.

Обычный диктант не показывает реального состояния орфографической грамотности слабых школьников, поэтому и у учеников, и у учителя может сложиться впечатление, что никаких успехов в процессе обучения достигнуто не было, а задание по карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаю опорные карточки, так как им требуется зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы.

Эффективно использование иллюстраций к орфограммам. К этой работе можно привлекать самих ребят. Например, обобщенный блок «Написание не с некоторыми частями речи» (общие положения: без не слово не употребляется, есть противопоставление — рассматривались отдельно). Ученик представил в виде цветка с лепестками «существительное», «прилагательное», «наречие на -о, -е»: плотно держится лепесток (образовалось новое слово) — надо писать слитно; лепестки «глагол», «деепричастие» уносит ветром — надо писать раздельно; а лепесток «причастие» отрывает гусеница — зависимое слово, потому что при наличии зависимого слова не с причастиями пишется раздельно. Рисунок комментируется учеником.

Или иллюстрация способа проверки пунктограммы «Конструкции с союзом и» выполнена в технике схематического рисунка. На первом рисунке изображен хозяин, который держит на поводке двух одинаковых собачек. Рисунок позволяет усвоить важный признак однородности: однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову. Он помогает усвоить и основной прием самоконтроля: надо проверить, есть ли общее слово («общий хозяин»), которое можно перенести к каждому слову или смысловому блоку, соединенному союзом и: собачки живут дружно и не поссорятся из-за косточки — не будем разделять их запятой. На втором рисунке собачки разных пород (части ССП различны по смыслу) рычат друг на друга, ссорятся из-за косточки; чтобы ссора не произошла, разделим их запятой.

Схема урока дифференцированного обучения может выглядеть так:

  1. Совместная постановка задачи.
  2. Дифференцированное повторение необходимого материала.
  3. Совместное изучение нового материала (Для учащихся III группы он повторяется в облегченном варианте. Если материал уже знаком, возможно, что учащиеся I, II группы работают по учебнику, III группа — с учителем).
  4. Дифференцированное закрепление.
  5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.
  6. Общая проверка усвоения материала.
  7. Дифференцированное домашнее задание.

При планировании урока я, во-первых, определяю систему знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению. Во-вторых, подбираю тексты упражнений, определяю способы их выполнения. В-третьих, продумываю пути взаимодействия групп, рациональные приемы проверки результатов. (Приложение № 3).

В 5–6 классах любой урок (независимо от темы) старается начинать с пятиминутки чтения и орфографической разминки. Пятиминутки строит по-разному: «жужжащее» чтение, «представление» прочитанной книги и т. д. Орфографическая разминка — в форме словарных диктантов по орфографическим темам (безударные гласные в корне слова, чередующиеся гласные в корне, приставки на — з и — с), приставки пре- и при-.

Как осуществляется дифференцированный подход на различных этапах урока? На этапе введения нового материала сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать литературу, проанализировать текст.

Учащиеся II группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.

Слабые ученики нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя, который использует наглядно-опорные материалы. На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается, так как и слабым ученикам постоянно работать на облегченном материале нельзя — затормозится их развитие.

Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учеников III группы. Если их лишить возможности упражняться самостоятельно, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью. Но, с другой стороны, они больше остальных нуждаются в постоянной помощи учителя.

Дифференцированное домашнее задание для учеников I группы должно быть направленно на расширение и углубление знаний, умение и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода; задания для учеников II группы — на углубленное изучение нового материала; у школьников III группы домашние задания служат закреплением основ изученного и ликвидацией пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Дифференцированный подход к учащимся можно осуществлять и на уроках по развитию речи. При работе над сочинениями отдельным учащимся можно предложить карточки с опорными словами, с планом изложения, с возможным началом или заключительной частью. Учащимся 5 класса, имеющим слабую подготовку по предмету и низкий уровень развития зрительной памяти, предлагается дома заранее познакомиться с текстом изложения по учебнику. На уроке изложения слабоуспевающим учащимся дается больше времени на восприятие материала. В то время, когда класс уже приступил к самостоятельной работе, с ребятами, затрудняющимися в воспроизведении текста, работает учитель. Все они собираются в одну группу и негромко, чтобы не мешать остальным, отвечают на вопросы учителя, пересказывают по плану, объясняют правописание отдельных орфограмм.

Примеры заданий для дифференцированного обучения:

Тема «Лексика»

1уровень:

  1. Распределить слова по группам: в первую заимствованные, во вторую — устаревшие.

Император, карнавал, километр, кольраби, акварель, праздник, приказчик, светлица, биография, лапоть, гамма, грузовик.

  1. Приведите примеры профессиональных слов. К одному из слов сделайте словарную пометку.
  2. Подберите синонимы к словам темнота, страна, пурга и антонимы к словам вспыльчивый, свежий, ночной.

II уровень:

  1. Найдите омонимы:

Скосил траву — скосил глаза.

Графин из стекла — вода стекла.

Клуб дыма — новый клуб.

Печь пироги — русская печь.

Побелим потолок — потолок картошку.

Лечу зверей — лечу в Москву.

  1. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным, учитывая лексическое значение слов: свежий (ветер, краска); мягкий (хлеб, характер), сладкое (яблоко, высказывание).

III уровень:

  1. Замените словами — синонимами фразеологические обороты: носить на руках, Фома неверующий, водить за нос, в час по чайной ложке.
  2. Запишите фразеологические обороты, в которых встречаются числительные или имена собственные.

Тема «Сложноподчиненные предложения» (IX класс)

1уровень:

  1. Найдите СПП (знаки препинания не проставлены):

          По краям тропинки что вела к лесу росли цветы.

          В ком добра нет в том правды мало.

          Осенью как водится бывает по ночам много падающих звезд.

          Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные неясные как сон.

          Это я придумал соловья чтоб вздохнула милая моя.

          Мы едем в ту сторону где дороги расходятся

  1. Найдите в предыдущих предложениях придаточные определительные:

А. нет Б. 1,6 В. 2,3 Г. 5,6.

  1. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения:

А. нет Б. 3 В. 1.

  1. Найдите среди записанных предложений СПП с придаточными места (знаки препинания не поставлены).

          Это была школа куда меня направили.

          Я знал куда меня направили.

          Я приехал туда куда меня направили.

          Иди куда влечет тебя свободный ум.

П уровень:

Составьте схемы предложений, определите вид придаточного (знаки препинания не проставлены).

          Я вошел в тамбур вагона и остался в нем чтобы когда поезд тронется посмотреть в последний раз на город.

          Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не привыкли после света к темноте приходилось ощупью ногами отыскивать землю.

III уровень:

В каком предложении допущены пунктуационные ошибки?

          В то время как мы готовили материал экспедиции, начальник отряда договаривался проводником.

          Было слышно, как над полем пел жаворонок, и как вдали куковала кукушка.

          Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу о чем-либо, она опять отвлечется.

          Прости, что видимся мы редко, что время разделяет нас.

Предлагая задания различных уровней, я даю всем учащимся возможность справиться с ними, поверить в свои силы. Но это вовсе не означает, что ученик не имеет права выполнять задания другого уровня. Если на первых порах учитель советует ученику, с варианта какого уровня ему следует лучше всего начинать, то в дальнейшем школьник выбирает его самостоятельно, реализуя свое право свободы выбора.

Считаю, что дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ребенку работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справиться с заданиями, формирует положительные мотивы учения, способствует максимальному развитию и реализации познавательной активности и учебных возможностей каждого ученика.

Уверена, что развитию творческого потенциала каждого ребёнка способствуют не только уроки русского языка, но и строго продуманная система внеклассных мероприятий, которая помогает учителю более тщательно изучать своих воспитанников и совершенствовать их языковую подготовку.

Изложенная мною система работы по активизации познавательной деятельности направлена на привитие интереса к урокам русского языка, повышение грамотности учащихся, формирование умения ясно и точно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, соблюдая все языковые нормы.

Оценка достижений школьника основывается не столько на результатах экзаменов, на выяснении того, какую массу фактов сумел он запомнить, а насколько развиты его «силы ума», склонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильные решения, применять знания на практике.

Надеюсь, что мои воспитанники всегда будут любить и бережно относиться к родному слову, восхищаться красотой и величием великого русского языка.

 

Литература:

 

  1.                Баранов, М. Т. Воспитание интереса к урокам русского языка.- М.: Просвещение, 1985.
  2.                Введенская, Л. А. Русское слово.- М.: Просвещение, 1978.
  3.                Граник, Г. Г. Секреты орфографии.- М.: Просвещение, 1994.
  4.                Граник, Г. Г. Секреты пунктуации.- М.: Просвещение, 1995.
  5.                Закон РФ «Об образовании».
  6.                Калмыкова, З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. — М., 1982).
  7.                Люстрова, З. И. Беседы о русском слове.- М.: Знание, 1976.
  8.                Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение 1983.
  9.                Научно-методический журнал. Русский язык в школе.- М.: ООО «Наш язык».
  10.            Панов, М. В. Занимательная орфография.- М.: Просвещение,1984.
  11.            Сахарный, Л. В. К тайнам мысли и слова.- М.: Просвещение, 1983.
  12.            Успенский, Л. В. Слово о словах.- М.: Издательский дом Русанова, 1997.
  13.            Ушаков, Н. Н. Внеурочная работа по русскому языку.- М.: Просвещение, 1995.
  14.            Шкатова, Л. А. Подумай и ответь.- М.: Просвещение, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ребенок, ученик, группа, класс.

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности учащихся младшего и среднего школьного возраста при изучении английского языка

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения уровня знаний и познавательной активности обучающихся

Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Формирование познавательной активности как основополагающего педагогического условия обучения слабослышащих младших школьников иностранному языку

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности учащихся младшего и среднего школьного возраста при изучении английского языка

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения уровня знаний и познавательной активности обучающихся

Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Формирование познавательной активности как основополагающего педагогического условия обучения слабослышащих младших школьников иностранному языку

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся

Задать вопрос