Структура урока фортепиано для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.

Дата публикации: 25.04.2020

Статья просмотрена: 311 раз

Библиографическое описание:

Желяскова, С. И. Структура урока фортепиано для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / С. И. Желяскова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5165/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрена проблематика работы с детьми с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроках фортепиано. Представлена примерная структура урока и способы разрешения возникающих в процессе обучения препятствий.

Ключевые слова: дефицит внимания, гиперактивность, двигательная расторможенность.

Актуальность: в ситуации возросшего интереса к немедикаментозным средствам воздействия на различные заболевания и нарушения развития, музыкальная терапия приобретает все большую популярность и распространенность. Все большее место занимает она и в коррекционной педагогике, являясь средством активного раскрытия творческого потенциала ребёнка с проблемами в развитии и стимуляции развития имеющихся у него компенсаторных механизмов. В возможностях музыкального педагога достижение не только воспитательных целей, но и развитие высших психических функций ребёнка, преодоление импульсивности, нарушенной концентрации, дефицита внимания и укрепление нервной системы. Для успешного решения поставленных целей необходимо четко структурировать урок с учеником с особыми потребностями.

В Республике Молдова по данным 2016 г. количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) равняется 5 % детской популяции [3], что является схожим с другими странами: США — 11 % [6], Болгария — 3–7 % [1].

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) производится согласно критериям DSM-V (2013г), где данный синдром фигурирует в главе «Расстройства развития нервной системы» [4].

Дети с СДВГ отличаются нарушением произвольного внимания, импульсивностью и повышенной неконтролируемой двигательной активностью. Для выявления перечисленных нарушений необходимо полугодовое наблюдение за ребёнком в различной среде: дом, школа, детская площадка и пр. Диагноз СДВГ является медицинским. Педагоги, воспитатели и психологи могут лишь предположить его наличие и порекомендовать родителям обследование у невролога, психоневролога, невропатолога.

Основной особенностью, которой характеризируется синдром дефицита и гиперактивности у детей, является цикличность. Продуктивная работа может выполняться учеником в течение 5–15мин, затем ребёнок уходит в стадию «отдыха» на 3–7 мин, во время которой он не реагирует на замечания взрослого. По истечении необходимого для восстановления активности времени, мозг снова способен включиться в новый рабочий цикл на 5–15 мин, после чего произвольный контроль над интеллектуальными действиями вновь нарушается [2]. Именно для активации мозга в стадии «отдыха» и производится большое количество неконтролируемых движений. Ребёнок как бы пытается «разбудить» свой мозг.

Цикличность становится основной задачей для педагога специального фортепиано. От ученика, обучающегося игре на музыкальном инструменте требуется высокая степень концентрации внимания, хорошая переключаемость, вдумчивость, хороший контроль над двигательными процессами и импульсами. Двигательная расторможенность детей с СДВГ является одним из ряда препятствий на пути овладения фортепианной техникой. С одной стороны это исключительная подвижность, с другой — отсутствие контроля движений, что ведет к неряшливости и сумбурности в исполнении. В двигательной расторможенности добавляется не менее значимая проблема повышенной утомляемости и отвлекаемости ученика.

В целях повышения эффективности работы необходима четкая структура урока, в каждом пункте которого будет место для педагогического маневра. Дивергентное мышление педагога играет исключительно важную роль в процессе обучения учеников с нарушенным вниманием.

Ссылаясь на различные исследования, музтерапевт Дафна Риксон (университет Веллингтона, США) подчеркивает эффективность индивидуальных уроков или уроков в малых группах [5]. Работа в большом музыкальном коллективе полна различных отвлекающих моментов, что мешает и без того нарушенной концентрации ученика с СДВГ.

Игра на фортепиано предполагает длительное пребывание в статичном положении, усиленную работу рук, слаженное взаимодействие рук и ног, а также интенсивную интеллектуальную нагрузку. Обилие таких непростых задач зачастую обескураживает ученика с СДВГ и истощает прилагающего огромное количество усилий педагога. Для успешного урока необходимо учитывать специфику обучения гиперактивного ребёнка и иметь ряд педагогических инструментов для разрешения возникающих проблем. Основная структура урока по фортепиано следует проверившей себя годами традиционной схеме. Именно четкое планирование и последовательность этапов уравновешивает повышенную возбудимость и импульсивность детей с СДВГ.

На каждом этапе урока педагогу фортепиано необходимо иметь несколько вариантов решений возникших проблем. Урок фортепиано с учеником с нарушением внимания непременно должен начаться с создания позитивного настроя и психологического комфорта. Данная задача может решиться разными путями: гимнастика для крупной моторики либо пальчиковая гимнастика. Гимнастика для крупной моторики расслабляет мускулатуру, успокаивает ребёнка и нивелирует уровень гиперактивности. Пальчиковая гимнастика активизирует процессы мышления, повышает концентрацию, координирует работу полушарий головного мозга.

Этап урока

Проблема

Решение

1

Организующий

Двигательная расторможенность

Гимнастика: упражнение «Качели», «Шалтай-болтай», «Мельница», «Вентилятор», «Подсолнух», «Волшебник» и пр.

Отсутствие концентрации

Пальчиковая гимнастика

2.

Основной

Повышенная утомляемость

Ритмические задачи, вокализации, подтекстовки, двигательный вариант мелодии

Невнимательность

Смена динамики, тональности, метроритма, темпа, характера

Отсутствие концентрации

Ролевые игры, драматизация художественных образов, изменение ритма, кинезиологические упражнения для повышения концентрации.

Импульсивность

Дыхательные упражнения, кинезиологические упражнения на расслабление.

3.

Заключительный

Повышенная утомляемость

Двигательное изображение пройденного материала, рисование схемы работы на уроке, цветовое изображение(по предварительным заготовкам)

Невнимательность

Схематическое изображение домашнего задания, распределение домашних задач с указанием времени на выполнение.

Выводы: Ученик с синдромом дефицита внимания требует особой подготовки и педагогической оснащенности от преподавателя фортепиано. Активная включенность, творческий подход, дивергентное мышление, атрактивность, умение нестандартно решить возникшую проблему, принятие особых образовательных потребностей являются необходимыми инструментами обучения ребёнка с нарушение внимания. Игра на музыкальном инструменте всесторонне развивает ученика, повышает уровень концентрации, усидчивости, развивает внимание, координацию и улучшает межполушарное взаимодействие головного мозга. При расширении и пополнении необходимых знаний, арсенала педагогических умений успешность преподавания фортепиано значительно возрастет.

Литература:

  1. Боянова В., Станкова М. Хиперактивност и дефицит на вниманието или какво да правим с неудържимото дете. — София: Социална комуникация., 2005. — 99с.
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Изд. Института Психотерапии, 2001. — 145с.
  3. Букун Н., Гыну Д., Кара А. Инклюзивное образование // Методическое пособие для непрерывного обучения дидактических кадров, работающих в области инклюзивного образования детей. Ч. II. — Кишинев., 2016. — С. 195с.
  4. Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: современные принципы диагностики и лечения // «Вопросы практической педиатрии». — М., 2014. — С. т. 13, № 4, с.48–53.
  5. Риксон Д. Instructional and Improvisational Models of Music Therapy with Adolescents Who Have Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD): A Comparison of the Effects on Motor Impulsivity // Journal of Music Therapy. — 2006. — № XUII (1). — С. 39–62.
  6. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD) // Cleveland Clinic. URL: https://my.clevelandclinic.org/health/diseases/4784-attention-deficit-hyperactivity-disorder-adhd (дата обращения: 22.03.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): пальчиковая гимнастика, повышенная утомляемость, синдром дефицита внимания, ученик, DSM-V, головной мозг, дефицит внимания, крупная моторика, музыкальный инструмент, нарушение внимания, нервная система, отсутствие концентрации, ребенок, США, урок фортепиано, этап урока.

Ключевые слова

гиперактивность, дефицит внимания, двигательная расторможенность

Похожие статьи

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения

В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией

Коррекция темпо-ритмических характеристик речи у детей с дизартрией актуально, поскольку нарушение просодики одно из ключевых проявлений данного варианта дизонтогенеза. Целью статьи является обоснование возможностей музыкально-вокальных упражнений в ...

Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности

Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Похожие статьи

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения

В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией

Коррекция темпо-ритмических характеристик речи у детей с дизартрией актуально, поскольку нарушение просодики одно из ключевых проявлений данного варианта дизонтогенеза. Целью статьи является обоснование возможностей музыкально-вокальных упражнений в ...

Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности

Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Задать вопрос