Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении
Автор: Маркеева Алина Альбертовна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.
Дата публикации: 03.05.2020
Статья просмотрена: 4399 раз
Библиографическое описание:
Маркеева, А. А. Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении / А. А. Маркеева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5177/ (дата обращения: 18.12.2024).
В данной статье рассматривается проблема мотивации в дистанционном обучении. Анализируются основные способы мотивирования обучающихся в традиционной модели обучения. Предлагаются методы мотивации для дистанционного обучения.
Ключевые слова: мотивация, дистанционное обучение
The problem of motivation in distance learning is considered in this article. The main ways of motivating students in the traditional model of learning are analyzed. The methods of motivation for distance learning are proposed.
Современная общемировая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции, привела к переходу с традиционной системы образования на дистанционную форму обучения. Недостаточная готовность современной образовательной системы к такому переходу спровоцировала ряд специфических проблем. Таковыми являются технические возможности проведения дистанционной формы обучения, неготовность некоторых педагогов к использованию современных средств и технологий обучения, неготовность родителей к временным затратам, проблема мотивации на дистанционном обучении и многие другие. Однако именно проблема учебной мотивации обучающихся вызывает обеспокоенность как педагогов, так и самих обучающихся и их родителей.
Правильная мотивация обучающегося является ключевым аспектом результативности дистанционного обучения, поскольку большую часть времени обучающийся самостоятельно осваивает учебный материал. Для эффективного усвоения учебного материала необходима концентрация и устойчивость внимания, настойчивость в решении учебных задач, навыки целеполагания и планирования, высокий уровень самоорганизации и самоконтроля. Все эти навыки обучающийся развивает в процессе традиционного школьного обучения, но в дистантной работе важнее, в первую очередь, именно мотивация. Это связано с тем, что школьникам, находясь в домашней, расслабленной обстановке, насыщенной отвлекающими факторами, гораздо сложнее заставить себя приступить к занятиям. Поскольку у младших школьников еще недостаточно развита произвольность деятельности и отсутствует самоконтроль, они остро нуждаются в координации процесса обучения со стороны взрослого. В подростковом возрасте недостаток мотивации приводит к прокрастинации, поверхностному освоению учебного материала, снижению успеваемости и прочим негативным последствиям.
Традиционные формы мотивирования обучающихся достаточно сложно реализовать в условиях дистанционного обучения, и исходя из этого возникает необходимость трансформации привычных методов. Как правило, в качестве эффективных мотивирующих методов традиционного формата обучения педагоги выделяют хорошие отметки, одобрение педагога, успешность среди сверстников, поощрение родителями в виде бонусов и подарков, а также страх.
Дистанционное обучение, ограничиваясь онлайн-пространством, лишает обучающегося возможности сравнивать собственные успехи с достижениями других. Показателем успешности здесь служит только отметка педагога, но в то же время дистанционная система в данном случае дает возможность педагогу для развернутого ответа с оцениванием, не ограничивая обсуждение результатов выполненной работы одним уроком. Именно обратная связь, даже в виде онлайн-сообщения, способна замотивировать обучающегося.
Иногда педагоги и родители некоторых обучающихся используют страх в качестве мотивирования к обучению. Это выражается в том, что за невыполненную либо некачественно выполненную работу ребенка ожидают негативные последствия в виде каких-либо лишений либо запретов. Такой страх действительно на какое-то время способен замотивировать школьника, но при этом несет негативные последствия в виде воспитания таких качеств личности как зависть, жадность, склонность к чувству вины, изворотливость, корыстолюбие.
Вообще страх, материальные стимулы, негативные прогнозы будущего, соперничество — все это лишь внешняя мотивация, которая обладает неустойчивостью и, зачастую, фиксируется установкой только на ситуативное получение необходимой ценности или избегание наказания, благодаря чему пропадает осознанность в получении знаний, учебный процесс превращается в бесконечную гонку за наградой, не приносящую психологического комфорта школьнику.
Для формирования устойчивого позитивного отношения к учению как к источнику развития и реализации личностного потенциала необходима внутренняя мотивация, основанная не на внешнем вознаграждении, а на удовольствии от содержания деятельности [3]. Такая мотивация имеет критерий осознанности выполняемых действий: «я учусь, чтобы получить знания, расширить свои горизонты и личностно самосовершенствоваться». Школьнику достаточно сложно мотивировать себя таким образом, поэтому внутренняя мотивация должна формироваться с помощью педагога и родителей.
Основной задачей педагога-предметника является поддержание интереса к преподаваемому им предмету. Очень часто, с целью углубления преподаваемого материала, педагог перенасыщает уроки сложной информацией. В формате традиционного оффлайн-формата обучения педагог может видеть обратную реакцию обучающихся на материал, имея возможность для корректировки формата подачи информации и изменения форм работы, а в условиях дистанционного обучения обратная реакция поступает уже в виде выполненного задания по самостоятельно изученной обучающимся теме. В таком случае школьник сталкивается один на один с проблемой непонимания темы, что провоцирует снижение мотивации учения. Также к одной из проблем, провоцирующей снижение уровня учебной мотивации можно отнести трудности с организацией и проведением уроков-видеоконференций, а также возникающие, в связи с этим технические проблемы. Трансляции прерываются, либо к ней могут подключиться злоумышленники, пытающиеся сорвать проведение дистанционного урока. У некоторых обучающихся вообще могут отсутствовать технические средства для присутствия на таком занятии.
Недостаточная вовлеченность в учебный процесс, проявляющаяся в бесконечном самостоятельном выполнении школьником домашних заданий, приводит к потере интереса к изучаемому предмету.
Также существует недостаточная интерактивность процесса дистанционного обучения, но в то же время длительное чтение текста с электронного носителя наносит вред здоровью человека. Парадокс организации дистанционного обучения состоит в противоречии между желанием организовать дистантное обучение без потери интереса обучающихся и соблюдением санитарных норм и требований к проведению занятий [2].
К одному из действующих методов повышения мотивации обучающихся на дистанционном обучении является привлечение внимания к преподаваемому предмету посредством применения нестандартных идей: использование специфического музыкального оформления презентаций; юмор, соответствующий возрасту обучающейся аудитории; интригующий анонс темы предстоящего урока; использование нестандартного образа для проведения дистанционного занятия (сценический образ) и так далее, что требует больших временных затрат педагога на подготовку к проведению таких занятий.
Практическая значимость занятия для обучающегося, также обладает мощным мотивирующим эффектом. Школьнику необходимо понимание, для чего это занятие необходимо конкретно ему. Важно понимать, что в таком случае, весь учебный материал должен соответствовать потребностям определенного возраста, что особенно необходимо учитывать при планировании и подготовке дистанционных занятий с подростками и старшеклассниками.
Не менее значимым источником мотивации на дистанционном обучении является чувство внутренней уверенности школьника в успешности овладевания им учебным материалом. Необходимо отмечать любую положительную динамику, пусть и минимальную, поскольку именно это способствует росту уверенности обучающегося в своих силах. Фиксация на внутреннем удовлетворении школьника от успешно выполненного задания является фундаментом для повышения мотивации. К примеру, ведение дневника/журнала успехов обучающегося с отметкой о повышении уровня определенного навыка, умения или способности, пусть и не всегда совпадающей с целью конкретного занятия.
Разнообразие форм работы, наглядность учебного материала, его соответствие возрастным особенностям субъектов образовательной деятельности, возможность проявления творческого потенциала обучающегося, создание ситуации успеха в процессе обучения способны мотивировать школьника, находящегося на дистанционном обучении, на познавательную активность [1].
Однако в процессе повышения уровня мотивации к учению в условиях дистанционного обучения в большей степени важна роль родителей школьника. Именно родители должны оказывать постоянную всестороннюю поддержку обучающимся, оказавшимся в непривычном для них, самостоятельном формате обучения. Роль родителей состоит в стартовом администрировании и контроле за процессом обучения, постепенно научая школьника самостоятельному планированию и организации дистанционной работы. При этом необходимо замечать положительную динамику и рост самостоятельности, акцентировать внимание школьника даже на незначительных успехах.
Таким образом, проблема учебной мотивации обучающихся на дистанционном обучении является достаточной острой в нынешнее время. При переходе на дистанционную форму обучения необходимо принимать во внимание не только техническую составляющую организации такой формы, но и учитывать мотивацию обучающихся к самостоятельному освоению учебных предметов. Поддерживание устойчивости интереса к обучению, мотивация школьника на познавательную активность находится в равной степени в руках педагогов и родителей, знающих особенности конкретного школьника и способных встать на позицию обучающегося.
Литература:
- Быкова Н. Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2016. № 4–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obuchayuschihsya-pri-primenenii-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 10.04.2020).
- Коротаева Е. В. О дидактических основах обучения в дистанционном формате // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-didakticheskih-osnovah-obucheniya-v-distantsionnom-formate (дата обращения: 08.04.2020).
- Лаврентьева Л. В., Деулина С. А., Ромашова И. А. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 07.04.2020).
Похожие статьи
Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка)
В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ алгоритма использования технологии на различных этапах обучения, выделяется структура игрово...
Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения
В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.
Смешанное обучение русскому языку как иностранному
Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...
Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению
В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...
Методы мотивации трудовой деятельности педагогов
В статье рассматриваются современные методы и способы мотивации трудовой деятельности педагогов. На основе анализа управленческой литературы в статье исследуются основные виды методов мотивации трудовой деятельности педагогов.
Образовательная деятельность на основе технологии личностно ориентированного обучения в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматриваются вопросы использования технологии личностно ориентированного обучения дошкольников в детском образовательном учреждении, а также его отличие от традиционного подхода в обучении.
Учебная мотивация младших школьников
В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...
Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке
В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.
К проблеме внедрения элементов дистанционного обучения в систему среднего профессионального образования
Данная статья посвящена обзорному рассмотрению проблемы введения методики дистанционного электронного обучения в систему СПО на примере урока истории. Рассматриваются некоторые затруднения в данной форме обучения и предлагаются возможные пути их реше...
Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка
В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...
Похожие статьи
Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка)
В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ алгоритма использования технологии на различных этапах обучения, выделяется структура игрово...
Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения
В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.
Смешанное обучение русскому языку как иностранному
Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...
Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению
В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...
Методы мотивации трудовой деятельности педагогов
В статье рассматриваются современные методы и способы мотивации трудовой деятельности педагогов. На основе анализа управленческой литературы в статье исследуются основные виды методов мотивации трудовой деятельности педагогов.
Образовательная деятельность на основе технологии личностно ориентированного обучения в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматриваются вопросы использования технологии личностно ориентированного обучения дошкольников в детском образовательном учреждении, а также его отличие от традиционного подхода в обучении.
Учебная мотивация младших школьников
В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...
Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке
В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.
К проблеме внедрения элементов дистанционного обучения в систему среднего профессионального образования
Данная статья посвящена обзорному рассмотрению проблемы введения методики дистанционного электронного обучения в систему СПО на примере урока истории. Рассматриваются некоторые затруднения в данной форме обучения и предлагаются возможные пути их реше...
Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка
В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...