Методическая разработка «В мире театра» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.

Дата публикации: 02.05.2020

Статья просмотрена: 636 раз

Библиографическое описание:

Хромцова, Ю. Н. Методическая разработка «В мире театра» / Ю. Н. Хромцова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5195/ (дата обращения: 18.12.2024).



В методической разработке автор предлагает сценарий мероприятия для учеников 5–6 классов на тему «В мире театра». Предполагается участие 4 команд по 7–8 человек, которые выполняя различные задания пытаются разобраться, чем интересен театр и как можно завлечь туда сверстников. В каждой команде у ребят есть определенные роли, исполняя которые, ученики продвигаются к победе в различных номинациях.

Ключевые слова: театр, театральное искусство, история театра, командная игра.

Всего 300 лет назад у нас не строили театральные здания и не создавали постоянные труппы. Но сегодня в стране более 600 театров — исторических и экспериментальных, традиционных и современных, музыкальных и драматических, детских и эстрадных. На отечественных площадках не только ставят собственные спектакли, но и принимают артистов из ведущих театров мира и проводят международные театральные фестивали. К сожалению, нынешние подростки не так охотно посещают театральные представления. Мероприятие проводится для того, чтобы заинтересовать ребят в театральном искусстве.

Цель игры:Формирование у подростков неравнодушного отношения к культурному наследию прошлого, в частности к мировому театральному искусству.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования интереса к истории театра и современному его развитию;
  2. Развить интеллектуальные способности;
  3. Выявить наиболее творческих ребят;
  4. Создать условия для формирования понятий об общечеловеческих ценностях, о ценностях гражданского общества театральной культуры, социальных норм.

Возраст участников: Данная интеллектуальная игра подойдёт для ребят среднего школьного возраста, ориентирована на пяти- и шестиклассников.

Условия реализации:

– интеллектуальная игра проводится для одного класса или группы ребят до 32 человек;

– время игры — 1 час;

– оформление: фотографии и изображения известных театральных зданий, актёров, цитаты великих людей о театральном искусстве;

необходимое оборудование: электронная доска; канцелярские принадлежности (клей, ножницы, ручки, карандаши и др.); экран, ноутбук, колонки, таблички для названия команд (приложение 1).

На мероприятие «В мире театра» предварительно приглашены ученики 5-х классов, они заранее придумали название своим командам. Перед началом игры, как в театре, подаётся 3 звонка.

Педагог: Добрый день, ребята! Рада вас сегодня видеть на мероприятии «В мире театра». 27 марта — Международный день Театра, он был установлен 59 лет назад, в 1961 г. на конгрессе Международного института театра в Вене. По замыслу, этот праздник, так же, как и вся деятельность организации в целом, должен способствовать укреплению мира и дружбы между народами и расширять творческое сотрудничество всех деятелей искусства в мире.

Сегодня в нашей стране более 600 театров — исторических и экспериментальных, традиционных и современных, музыкальных и драматических, детских и эстрадных. На отечественных площадках не только ставят собственные спектакли, но и принимают артистов из ведущих театров мира и проводят международные театральные фестивали. К сожалению, нынешние подростки не так охотно посещают театральные представления. Вот вы сами, давно были в театре? Поднимите руку, кто был в театре за последнюю неделю? Месяц? Два? Полгода? Год?

Ответы обучающихся

Педагог: Но ведь театр – это позитивное явление в жизни общества? Посмотрите, как известные люди высказываются о театре!

(Обратить внимание на цитаты, высказывания, использованные в оформлении мероприятия)

Педагог: Разве все эти люди могли ошибаться?

Ответы обучающихся

Педагог: Сегодня мы вместе с вами попробуем придумать решение — как привлечь подростков в театр. В течение игры мы с вами проработаем разные формы, а в конце выберем команду, которая справилась лучше всех. Итак, вы готовы?

Дети: Да!

Педагог: Но для начала нужно проверить, насколько хорошо вы знакомы с театральным искусством и историей театра. Должны же мы знать, куда зовём остальных, верно? Приступим к викторине! Сейчас на экране будут появляться вопросы, а вы должны посоветовавшись принять верное решение и выбрать один из вариантов ответов. Капитан команды — принимает решение и жмёт на кнопку. Времени на раздумья — 30 секунд. Готовы?

Дети: да!

Викторина «Знатоки театральной истории»

Вопрос 1. Какая страна считается родиной театра? (Варианты ответов: Древняя Греция, Древняя Русь, средневековая Франция, современная Англия).

Вопрос 2. Сюжеты о жизни какого божества легли в основу первых театральных представлений? (Варианты ответов: Зевс, Посейдон, Дионис, Гефест)

Вопрос 3. В Греции между драматургами проводились соревнования, при выборе победителя учитывалось мнение публики. Как назывались такие соревнования? (Варианты ответов: олимпийские игры, агон, забастовка, скачки).

Вопрос 4. Кто из перечисленных личностей — древнегреческий драматург? (Варианты ответов: Сократ, Писистрат, Еврипид, Перикл).

Вопрос 5. На изображении — схема древнегреческого механизма — эоремы. Для чего он нужен? (Варианты ответов: для подъема занавеса, для смены декораций, для поднятия в воздух героев сюжета, для запуска воздушных шаров).

Вопрос 6. Как звали греческую музу комедии? (Варианты ответов: Клио, Каллиопа, Талия, Терпсихора).

Вопрос 7. В Древней Руси не существовало театра, но были развлекательные представления. Кого мы можем назвать древнерусским актёром? (Варианты ответов: летописцы, скоморохи, торговцы, сказители легенд).

Вопрос 8. Когда появился первый в России царский театр, при каком царе? (Варианты ответов: в 1672 году при Алексее Михайловиче, в 1695 году при Петре I, в 1803 году при Александре I).

Вопрос 9. В каком городе находится старейший ныне действующий театр в России? (Варианты ответов: Москва и театр на Арбатской площади, Санкт-Петербург и Большой каменный театр, Ярославрь и Ярославский академический театр им. Ф. Г. Волкова).

Вопрос 10. Первое выступление актёра в театре или спектакле — это … (Варианты ответов: премьера, дебют, антракт, показательное выступление).

Вопрос 11. Объявление о том, что все билеты проданы, называется… (Варианты ответов: антракт, аншлаг, партер, нет специального названия).

Вопрос 12. Какого вида театра не существует? (Варианты ответов: оперный, кукольный, уличный, драматический, декоративный)

Вопрос 13. В Большом театре в Москве в основном играют (Варианты ответов: драматические спектакли, комедии, оперу и балет, кукольные представления).

Вопрос 14. Отзыв, критический разбор и оценка произведения или театрального представления — это … (Варианты ответов: аннотация, описание, рецензия).

Вопрос 15. Реклама того или иного спектакля называется… (Варианты ответов: репертуар, афиша, плакат).

Вопрос 16. Число и месяц празднования Дня театра? (Варианты ответов: 27 марта, 27 февраля, 17 марта, 27 апреля).

Педагог: Отлично! С этим заданием вы справились! Как вам кажется, почему люди ходят в театр? Что там такого интересного?

Ответы обучающихся

Педагог: Отлично. А кто всё это создаёт? Кто дарит зрителям такое ощущение?

Ответы обучающихся

Педагог: А сможете ли вы сказать какая профессия в театре самая значимая? Кто играет большую роль?

На этом этапе игры каждая команда должна будет показать достоинства той профессии, которая вам достанется по жеребьёвке. Показать не просто так, а попробовав инсценировать эти достоинства. На подготовку у вас 6 минут!

Жеребьёвка, подготовка, выступление.

Этап «Самый главный человек в театре».

Педагог: Ребята! Большие молодцы! Сложно выбрать, какая же профессия всё же лучше. Французский просветитель Дени Дидро когда-то даже сказал: «Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр». Заметили, он не выделял ни одной профессии отдельно. Как думаете, почему?

Ответы обучающихся

Педагог: Молодцы! Доказали, что с миром театра знакомы, разбираетесь. О достоинствах и главных чертах — всё знаете. Значит, можно приступать к созданию рекламы! Сейчас ваша задача в командах создать настоящий рекламный плакат для театра. Постарайтесь на нём изобразить все его достоинства, привлечь юных зрителей! А что главное в рекламе?

Ответы обучающихся

Педагог: Правильно! Важно найти нужные слова. Не забудьте на самом видном месте плаката оставить слоган! Так как заготовка у вас уже есть, на выполнение этого задания у вас 10 минут!

Этап «Рекламный плакат о театре»

Педагог: Какие интересные слоганы! Думаю, если мы разместим такие плакаты у нас в школе, многие ребята задумаются, а не сходить ли им на этих выходных на спектакль. Вы большие молодцы. Но любой плакат нужно проверить перед демонстрацией. Настоящие рекламщики и маркетологи создают специальные фокус-группы — собирают людей, которые оценивают — понравилась ли им реклама или нет. Нашей фокус-группой будем сегодня мы сами, так что предлагаю вам проголосовать за понравившийся плакат фот такими вот жетонами. За свой плакат, увы, голосовать нельзя!

Голосование

Педагог: Но, думаю, что привлечь к театру на один спектакль — всё-таки не достаточно. Важно же научиться понимать театр, чувствовать переживания главных героев, полюбить театр после одного посещения — не всегда получается, нужна практика!

Я подготовила для вас «Дневник театрала», вот только он пока получился очень маленьким. Но вы такие молодцы, думаю, поможете мне его дополнить. Здесь уже есть словарик театральных терминов, цитаты о театре и театральном искусстве и одно задание — посетить выставку «Кто делает театр?» и описать её. А вам нужно придумать задание на ещё одну страничку — оформить его на вот этом листе. Попробуете? На подготовку у вас 5 минут!

Этап «Дневник театрала»

Ребятам выдаётся заготовка-шаблон, в котором уже есть рубрики «Театральный словарь» (термины, связанные с театральным искусством), «Цитаты великих о театре» и места для заданий, которые им необходимо самостоятельно придумать и записать. Эти задания должны быть для самих ребят: например, сходить на городскую выставку «Кто делает театр?» и записать 5 фактов о ней, подготовить для класса кукольный спектакль, посетить городской театр и т. д. Важно, чтобы дети сами придумали и бросили себе «вызов».

Педагог: Ничего себе, какие интересные задания. Думаю, если заполнить такой дневник, то каждый точно влюбится в театр и театральное искусство по уши! Вам самим хочется попробовать выполнить эти задания? Давайте опять проголосуем за самое интересное?

Голосование

Педагог: Думаю, если вы предложите одноклассникам пройти все испытания, то получится интересное соревнование. Эти дневники я передам вам в классе со всеми придуманными вами же заданиями. А сейчас время подвести итоги!

Подведение итогов

Вручение дипломов и медалей победителям в номинациях и во всей игре. Номинации: «Знаток театральной истории» (победа в викторине), «Самый творческий рекламный плакат о театре», «Стратеги в театре» (разработка заданий юным зрителям), «Настоящие театралы» (1 место в игре).

Педагог: Действительно, большие молодцы. Сейчас хотелось бы обратить ваше внимание на ещё одно высказывание. На этот раз — французского писателя Ромена Роллана. «Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг… Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра». Действительно, театр многому может научить человека. А мне интересно, научились ли вы сегодня чему-то? Узнали ли чего-то новое?

Предлагаю вам, высказать своё мнение, записав мне небольшое послание на маске. Если вам понравилось сегодня на мероприятии, вы узнали что-то новое, то выбираете улыбающуюся маску жёлтого — на ней пишете, что вам больше всего понравилось или запомнилось, чего интересного вы узнали. Если вам грустно, и не понравилось сегодня здесь — выбираете маску без улыбки, голубого цвета.

Все ваши записи анонимны, так что не бойтесь высказаться.

Рефлексия (2–3 минуты)

Педагог: И напоследок, последний исторический факт о театре. Знаете ли вы, почему люди аплодируют? Хлопать артистам начали ещё в древнем Риме, при императоре Нероне, считавшем себя гениальным актёром. При его появлении на сцене зрители должны были вставать с мест и бить в ладоши. Никому не хотелось быть казнённым, поэтому бедные римляне, не жалея сил, стоя аплодировали своему императору, стараясь «перехлопать» друг друга, показывая всем своим видом восхищение и одобрение. Спустя несколько столетий во Франции в XVIII веке пылкие поклонники рукоплескали красавицам, восторгаясь и восхищаясь их очарованием и красотой. Постепенно обычай аплодировать в знак одобрения распространился на любые публичные выступления.

Думаю, вы каждый сегодня себя отлично показал и достоин громких аплодисментов! До свидания, ребята!

Литература:

  1. Официальный сайт Года театра в России // О Годе театра. URL: https://2019.culture.ru/ (дата обращения: 20.03.2020).
  2. Арсенина Е. Н. Внеклассные мероприятия в 5–11 классах. — Волгоград: Учитель, 2007. — 155 с.
  3. Цитаты и афоризмы // О театре. URL: https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-teatr (дата обращения: 20.03.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Вариант ответов, театр, театральное искусство, ответ обучающихся, педагог, задание, история театра, ребята, сегодня, Древняя Русь.

Похожие статьи

Развитие интереса к изучению истории через прием театральных постановок

Познавательный интерес к истории пробуждается в 5-х и 6-х классах. В этой связи педагог может поддерживать этот интерес через интересные и увлекательные уроки. Театральные постановки на уроках истории, как мы заметили, гармонично сочетаются с педагог...

Технология «веб-квест» на уроках математики

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как ...

Проблемы повышения концентрации внимания учащихся на уроках

Цель статьи реализация на уроке активных методических приемов, используемых для пробуждения внимания учащихся к получению знаний через коррекцию проблемы дисциплины. В этой статье учителя расскажут, какие методы и приемы они использовали для повышени...

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Использование интерактивной доски для обобщения и систематизации знаний учащихся на уроке русского языка

Данный урок был разработан с использованием новых педагогических технологий, задания продуманы таким образом, чтобы учащиеся, выполняя их, закрепили знания по сложным темам синтаксиса. Использование интерактивной доски разовьет интерес учащихся к раб...

Посткроссинг между детскими садами России

В данной статье подробно описывается, что такое посткроссинг, а также реализация проекта «Посткроссинг между детскими садами России». Данный проект поможет приобрести детям интересное увлечение, которое будет способствовать знакомству с разными культ...

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Похожие статьи

Развитие интереса к изучению истории через прием театральных постановок

Познавательный интерес к истории пробуждается в 5-х и 6-х классах. В этой связи педагог может поддерживать этот интерес через интересные и увлекательные уроки. Театральные постановки на уроках истории, как мы заметили, гармонично сочетаются с педагог...

Технология «веб-квест» на уроках математики

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как ...

Проблемы повышения концентрации внимания учащихся на уроках

Цель статьи реализация на уроке активных методических приемов, используемых для пробуждения внимания учащихся к получению знаний через коррекцию проблемы дисциплины. В этой статье учителя расскажут, какие методы и приемы они использовали для повышени...

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Использование интерактивной доски для обобщения и систематизации знаний учащихся на уроке русского языка

Данный урок был разработан с использованием новых педагогических технологий, задания продуманы таким образом, чтобы учащиеся, выполняя их, закрепили знания по сложным темам синтаксиса. Использование интерактивной доски разовьет интерес учащихся к раб...

Посткроссинг между детскими садами России

В данной статье подробно описывается, что такое посткроссинг, а также реализация проекта «Посткроссинг между детскими садами России». Данный проект поможет приобрести детям интересное увлечение, которое будет способствовать знакомству с разными культ...

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Задать вопрос