Сценарий учебного занятия по предмету «Материаловедение»: работа в малых группах | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.06.2020

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Антонова, А. С. Сценарий учебного занятия по предмету «Материаловедение»: работа в малых группах / А. С. Антонова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5379/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описываются основные этапы проведения итогового занятия методом обучения «работав малых группах», материаловедение.

Ключевые слова: работа в малых группах.

Учебный предмет: Материаловедение.

Тема учебного занятия: «Электротехнические материалы и изделия. Строительные материалы и изделия. Топливо. Смазочные материалы. Итоговый контроль знаний».

Целевая аудитория: Осмотрщики — ремонтники вагонов.

Форма организации занятия: Групповая.

Тип занятия: Комбинированное учебное занятие.

Методы обучения: Работа в малых группах.

Цель учебного занятия: Ознакомить обучающихся с электротехническими, строительными, смазочными материалами, с топливом. Проверить базу усвоенных знаний.

Задачи учебного занятия:

– Активизировать работу обучающихся на учебном занятии, применяя нетрадиционные методы обучения;

– Закрепить пройденный материал посредством визуализации.

– Провести итоговый контроль знаний по предмету и скорректировать знания обучающихся.

Ход учебного занятия

Подготовительный этап:

– Разбить группу на 6 команд по 5 человек (в зависимости от количества обучающихся), при комплектовании групп, заранее предусмотреть состав подгрупп, учитывая уровень учебных успехов обучающихся, характер межличностных отношений и индивидуальные особенности обучающихся (в подгруппу включаем обучающихся разных возрастов и с разным опытом работы, для получения интерактивного эффекта обучения). Состав группы следует распределить так, чтобы объединить обучающихся разного уровня информированности по предмету, учесть совместимость обучающихся, что позволит им взаимно дополнять друг друга. При этом нужно учитывать различные факторы: темперамент обучающихся, общительность, наличие лидера в создаваемой группе и т. д.

– Подгруппам подготовить название и девиз, выбрать капитана команды.

– Заранее организовать рабочее пространство для проведения занятия (приготовить в конце аудитории пять сдвоенных столов для групповой работы).

– Подготовить раздаточный материал в достаточном количестве (индивидуальные итоговые тесты, кроссворды для групповой работы, задания по карточкам), а также ручки, бумагу.

Этап 1. Организационный. Приветствие обучающихся, проверка присутствующих.

Этап 2. Проверка ранее изученного материала.

Первое задание — написать эссе на тему «Материаловедение, как много в этом слове!».

Второе задание — дать ответы, используя раздаточный материал. Выдается поочередно пять комплектов карточек.

Задание: соотнести карточки с их наименованием. Определить на какой из карточек изображена(ы) (таблица 1):

Таблица 1

Примерные задания

Пример раздаточного наглядного материала

  1. стальная, медная, цинковая и алюминиевая деталь (по цвету коррозии).

2. термическая (химико — термическая) обработка — закалка, отпуск, отжиг, хромирование, алитирование.

3. обработка металлов давлением — прокатка, прессование, волочение, штамповка.

4. виды сварки -точечная, стыковая, шовная.

5. методы обработки металла резанием — точение, фрезерование, шлифование, строгание.


Подведение итогов и корректировка знаний, после каждого выполненного задания.

Этап 3. Изучение нового материала с использованием слайдовой презентации в форме беседы с обучающимися.

Этап 4. Закрепление пройденного материала. Выдаются листы с тестовыми заданиями, кроссвордами (Приложение 3,4). Бланки подписываются, выполняется групповая работа с тестовыми заданиями, затем с кроссвордом, за быстроту ответа добавляются бонусные баллы.

Этап 5. Подведение итогов. Комментируются результаты занятия. Цель занятия достигнута, озвучиваются полученные командами баллы, поздравление победителей, мотивация на дальнейшее обучение.

Вопросы и задания для итогового контроля знаний по предмету «Материаловедение»

№ п\п

Вопрос

Примечание

Варианты ответов

Самопроизвольное разрушение твердых материалов, вызванное химическими или электрохимическими процессами, развивающимися на их поверхности при взаимодействии с внешней средой, называется:

Выберите правильный ответ:

а) коррозией;

б) диффузией;

в) эрозией;

г) адгезией.

На какие две группы разделяют все металлические материалы?

Выберите правильный ответ:

а) цветные и чёрные;

б) бронзы и латуни;

в) углеродистые и неуглеродистые;

г) редкоземельные и щелочные.

Какие материалы относятся к чёрным металлам?

Выберите правильный ответ:

а) Fe и сплавы на его основе

б) Fe, Co, Ni.

в) Au, Pt, Ag.

г) Cu, Al, Fe.

При превышении какой температуры железо становится немагнитным?

Выберите правильный ответ:

а) 678 градусов Цельсия.

б) 687 градусов Цельсия.

в) 768 градусов Цельсия.

г) 876 градусов Цельсия.

По процентному содержанию какого химического элемента в сплавах на основе железа эти сплавы классифицируют на стали и чугуны?

Выберите правильный ответ:

а) кремния Si;

б) углерода C;

в) азота N;

г) марганца Mn.

Какой процент содержания углерода в сплаве железа с углеродом разграничивает между собой сталь и чугун?

Выберите правильный ответ:

а) 2,14 %.

б) 3,14 %.

в) 4,14 %.

г) 5,14 %.

Укажите процессы, относящиеся к химико-термической обработке.

Выберите правильные ответы:

а) Отжиг.

б) Закалка.

в) Старение.

г) Отпуск.

д) Цементация.

е) Оксидирование.

Как называется процесс нагрева детали выше температур фазовых превращений, выдержки для завершения всех превращений и охлаждения с высокой скоростью?

Выберите правильный ответ:

а) Отжиг.

б) Отпуск.

в) Старение.

г) Закалка.

Укажите процессы, относящиеся к диффузионному удалению элементов.

Выберите правильный ответ:

а) Обезводороживание.

б) Оксидирование.

в) Алитирование.

г) Силицирование.

д) Обезуглероживание.

е) Цементация.

Каким элементом проводят насыщение поверхности металлической детали при цементации?

Выберите правильный ответ:

а) Цементом.

б) Портландцементом.

в) Кремнием.

г) Углеродом.

Кроссворд по теме «Общие сведения о металлах и сплавах»

По горизонтали:

  1. Наука, изучающая состав, внутреннее строение и свойства материалов и сплавов в их взаимосвязи.
  2. Свойство металлов и сплавов под действием нагрузки изменять форму, не разрушаясь, и сохранять принятую форму после нагрузки.
  3. Одно из химических свойств металлов и их сплавов.(стойкость) Разрушение металла в результате действие на него внешней среды.
  4. Свойство металла оказывать сопротивление проникновению в него другого, более твердого металла, не получающего остаточных деформаций.
  5. Способность металлов и сплавов проводить электрический ток.

По вертикали:

  1. Химические элементы, обладающие характерными признаками: непрозрачностью, хорошей проводимостью тепла, электрического тока и др.
  2. Свойство металла проводить тепло.
  3. Свойство металла давать доброкачественное соединение при сварке, характеризующееся отсутствием трещин и других недостатков.
  4. Свойство металла или сплава сопротивляться разрушению под действием внешних сил.

Литература:

  1. Власова И. Л. Материаловедение: Учебник для специальности 26.02.03 Техническая эксплуатация подвижного состава.-М.: УМЦ по образованию на ж. д.т., 2016.128с.
  2. Моряков О. С. Материаловедение: Учебник для студентов учреждений факультета профессионального образования/ О. С. Моряков 7-е издание., стер.-М: изд центр «Академия», 2014.-288 с.

Ключевые слова

работа в малых группах

Похожие статьи

Обучение химии и выбор профессии

В статье уделяется внимание обучению химии на подготовительных курсах в единстве дидактического и профориентационного аспектов.

Организация проектной деятельности на уроках в начальных классах

В статье автор раскрывает тему проектной деятельности и её организации у младших школьников.

Подготовка современных специалистов по предмету «черчение»

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов предмета Черчение с учетом современного состояния образовательного процесса. Особое внимание уделяется технической, технологической и интеллектуальной подготовке педагогов.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология»

В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии»

В статье представлена авторская педагогическая разработка – Рабочая тетрадь «Математика в профессии» составлена для обучающихся по профессии 19601 «Швея», которые имеют интеллектуальные нарушения.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Похожие статьи

Обучение химии и выбор профессии

В статье уделяется внимание обучению химии на подготовительных курсах в единстве дидактического и профориентационного аспектов.

Организация проектной деятельности на уроках в начальных классах

В статье автор раскрывает тему проектной деятельности и её организации у младших школьников.

Подготовка современных специалистов по предмету «черчение»

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов предмета Черчение с учетом современного состояния образовательного процесса. Особое внимание уделяется технической, технологической и интеллектуальной подготовке педагогов.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология»

В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии»

В статье представлена авторская педагогическая разработка – Рабочая тетрадь «Математика в профессии» составлена для обучающихся по профессии 19601 «Швея», которые имеют интеллектуальные нарушения.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Задать вопрос