План-конспект урока по русскому языку «Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения» для 5-го класса
Авторы: Шининова Айса Владимировна, Молчанова Олеся Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 20.08.2020
Статья просмотрена: 5456 раз
Библиографическое описание:
Шининова, А. В. План-конспект урока по русскому языку «Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения» для 5-го класса / А. В. Шининова, О. В. Молчанова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5480/ (дата обращения: 16.11.2024).
Русский язык — это национальный язык русского народа. Это язык науки, культуры. Именно поэтому с помощью языка можно наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, многообразие окружающего мира. Национальный язык включает в себя не только нормированный литературный язык, но и народные диалекты, просторечные формы языка, профессионализмы.
История русского национального языка начинается с XVII в., когда окончательно сложилась русская нация. Дальнейшее развитие русского национального языка непосредственно связано с развитием истории и культуры народа. Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения народов Российской Федерации. Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
– формирование представлений о русском языке как родном языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения народов России;
– создание условий для осознания учащимися роли русского языка в жизни России, в дружбе народов, в жизни общества через рассмотрение функций русского языка;
– создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
– развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
– создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка
– развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
– формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
– воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.
Метапредметные УУД:
– развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
– способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Познавательные УУД:
– формирование всех видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом.
Коммуникативные УУД:
– формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
Регулятивные УУД:
– обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Предметные УУД :
– формирование представления о функциях русского языка; о роли русского языка как национального языка; как государственного языка РФ и языка межнационального общения.
Основные понятия : родной язык, национальный язык, межнациональное общение, государственный язык Российской Федерации
Методы и приёмы : системно-деятельностный подход, беседа, «мозговой штурм», побуждающий диалог.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в группах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
|
Приветственное слово учителя. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. — Друзья мои! я очень рада Войти в ваш светлый дружный класс И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок! |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель — создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Слайд № 1,2,3 (4 минуты) |
Создает проблемную ситуацию. — Темой нашего урока станет то, о чём писал С. Н. Сергеев-Ценский: К нам пришёл он по наследью, Для нас дороже он всего, Мы заменять чужого медью Не смеем золота его. Как стража драгоценной чаши, Должны мы дар веков сберечь И новым блеском жизни нашей Обогатить родную речь. — О чём же писал С. Н. Сергеев-Ценский? —Как называется наше государство? —Что вам известно о нашей стране? —Сколько народов в ней проживает? На каких языках они говорят? А когда общаются люди разных национальностей нашей страны? —Какая же тема нашего урока? Какую цель мы поставим перед собой? |
Восприятие, высказывание предположений. Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока. (Познакомиться с ролью русского языка в жизни общества и государства). Запись темы на доске, обучающиеся записывают тему урока в тетради. |
Регулятивные: проблемная подача учебного материала. Познавательные, регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование. Личностные: осознавать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей, уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него; стремиться к речевому самосовершенствованию на основе выразительного чтения, эмоционального отклика на эстетическую ценность языкового выражения. |
Слайд № 4 (3 минуты) |
Слово учителя —Задумывались ли вы, какое значение в жизни человека имеет язык? Да, это самое удивительное и мудрое, что было создано человечеством. Люди говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача — дать людям возможность общаться, работать, делать открытия. Без языка жизнь человека невозможна. — А знаете ли вы, какой язык называют родным? Родным принято считать тот язык, на котором человек думает, разговаривает с родными, на котором мать поёт ребёнку колыбельные песни. Какой язык является для вас родным? А какой язык является общим для всех народов нашей страны? Правильно, русский язык, изучение которого вы продолжаете в новом учебном году. — Прочитайте предложение. Как вы понимаете эти слова? Запишите его в тетрадь. Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. Л. В. Успенский |
Анализируют и записывают предложение. Отвечают на вопросы, приводят примеры. |
Коммуникативные: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
Слайд № 5 (5 минут) |
Слово учителя — Мы выяснили, что русский язык многогранен, он выполняет различные функции. Я предлагаю вам попробовать догадаться о каких функциях языка идёт речь. Национальный язык — язык одной нации. Язык межнационального общения — основной язык, который используют как общепонятный в многонациональных государствах (например, русский язык в России). Государственный язык — предусмотренный Конституцией страны язык, который используется в законодательстве. Международный язык — язык глобального использования, мировой язык, получивший широкое распространение в мире, рабочий язык международных организаций (например, ООН — Организации Объединённых Наций). |
Знакомятся с основными понятиями. Учатся различать понятия. |
Предметные: формирование представления о роли русского как национального языка; как государственного языка РФ и языка межнационального общения; обогащение словарного запаса Познавательные: формирование всех видов речевой деятельности |
Слайд № 6,7 (5 мин) |
Организует работу с текстом Задание. — Прочитайте высказывание К. Г. Паустовского о русском языке. Определите его тему и основную мысль. Выпишите эпитеты с 1 абзаца. Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев; томительно звучал в стихах Пушкина; гудел, «как колокол на башне вечевой», у Лермонтова; рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова; был громоподобен в устах Маяковского; прост и строг в раздумьях Горького; колдовскими напевами звенел в строфах Блока. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость! Богатство русского языка неизмеримы. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передает. Так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории. |
Выписывают эпитеты, описывающие русский язык; определяют в каких функциях употреблён русский язык. (Самопроверка) |
Регулятивные: самостоятельная работа с материалом; планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей Предметные: определение темы и основной мысли текста; нахождение изобразительно — выразительных художественных средств(эпитетов) Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. |
|
|||
(5 мин) |
Учитель организует работу в паре (работа с пословицами и поговорками о русском языке, о Родине) |
Правильно соотносят пословицы и поговорки о русском языке и о Родине |
Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей Познавательные: построение рассуждения Коммуникативные: контролирование действий партнёра, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения. |
(10 мин) |
Мини-проектная работа в группах с применением ментальных карт. |
Составляют ментальную карту (групповая работа) Координатор группы заполняет лист оценивания |
Коммуникативные: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться Познавательные: опираются на уже известное Личностные: развитие творческих способностей |
Слайд№ 8 –( 2 мин) |
с.251 параграф 1 Базовый: с. 253 № 5 (1) Повышенный: с. 253 № 5 (2) |
Записывают домашнее задание в дневник |
|
(4 мин) |
Песня «С чего начинается Родина? Стихотворение И. В. Тургенева «Русский язык» |
Ученики поют песню «С чего начинается Родина?» |
Личностные: развитие чувства любви и уважения к Родине, родному языку, русской культуре. |