План-конспект урока по русскому языку «Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения» для 5-го класса | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 20.08.2020

Статья просмотрена: 5456 раз

Библиографическое описание:

Шининова, А. В. План-конспект урока по русскому языку «Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения» для 5-го класса / А. В. Шининова, О. В. Молчанова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5480/ (дата обращения: 16.11.2024).



Русский язык — это национальный язык русского народа. Это язык науки, культуры. Именно поэтому с помощью языка можно наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, многообразие окружающего мира. Национальный язык включает в себя не только нормированный литературный язык, но и народные диалекты, просторечные формы языка, профессионализмы.

История русского национального языка начинается с XVII в., когда окончательно сложилась русская нация. Дальнейшее развитие русского национального языка непосредственно связано с развитием истории и культуры народа. Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения народов Российской Федерации. Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

– формирование представлений о русском языке как родном языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения народов России;

– создание условий для осознания учащимися роли русского языка в жизни России, в дружбе народов, в жизни общества через рассмотрение функций русского языка;

– создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

– развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

– создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка

– развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;

– формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;

– воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.

Метапредметные УУД:

– развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

– способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Познавательные УУД:

– формирование всех видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом.

Коммуникативные УУД:

– формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

Регулятивные УУД:

– обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Предметные УУД :

– формирование представления о функциях русского языка; о роли русского языка как национального языка; как государственного языка РФ и языка межнационального общения.

Основные понятия : родной язык, национальный язык, межнациональное общение, государственный язык Российской Федерации

Методы и приёмы : системно-деятельностный подход, беседа, «мозговой штурм», побуждающий диалог.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Орг. момент, мотивация учебной деятельности(1 минута)

Приветственное слово учителя. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Друзья мои! я очень рада

Войти в ваш светлый дружный класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель — создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

  1. Постановка учебной задачи, целеполагание.

Слайд № 1,2,3

(4 минуты)

Создает проблемную ситуацию.

Темой нашего урока станет то, о чём писал С. Н. Сергеев-Ценский:

К нам пришёл он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужого медью

Не смеем золота его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

— О чём же писал С. Н. Сергеев-Ценский?

—Как называется наше государство?

—Что вам известно о нашей стране?

—Сколько народов в ней проживает? На каких языках они говорят? А когда общаются люди разных национальностей нашей страны?

—Какая же тема нашего урока?

Какую цель мы поставим перед собой?

Восприятие, высказывание предположений.

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока. (Познакомиться с ролью русского языка в жизни общества и государства).

Запись темы на доске, обучающиеся записывают тему урока в тетради.

Регулятивные: проблемная подача учебного материала.

Познавательные, регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование.

Личностные: осознавать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей, уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него;

стремиться к речевому самосовершенствованию на основе выразительного чтения, эмоционального отклика на эстетическую ценность языкового выражения.

  1. Беседа

Слайд № 4

(3 минуты)

Слово учителя

—Задумывались ли вы, какое значение в жизни человека имеет язык?

Да, это самое удивительное и мудрое, что было создано человечеством. Люди говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача — дать людям возможность общаться, работать, делать открытия. Без языка жизнь человека невозможна.

— А знаете ли вы, какой язык называют родным?

Родным принято считать тот язык, на котором человек думает, разговаривает с родными, на котором мать поёт ребёнку колыбельные песни. Какой язык является для вас родным? А какой язык является общим для всех народов нашей страны? Правильно, русский язык, изучение которого вы продолжаете в новом учебном году.

— Прочитайте предложение. Как вы понимаете эти слова? Запишите его в тетрадь.

Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. Л. В. Успенский

Анализируют и записывают предложение.

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Коммуникативные:

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  1. Изучение нового материала. Беседа с элементами игры.

Слайд № 5

(5 минут)

Слово учителя

— Мы выяснили, что русский язык многогранен, он выполняет различные функции.

Я предлагаю вам попробовать догадаться о каких функциях языка идёт речь.

Национальный язык язык одной нации.

Язык межнационального общения — основной язык, который используют как общепонятный в многонациональных государствах (например, русский язык в России).

Государственный язык предусмотренный Конституцией страны язык, который используется в законодательстве.

Международный язык язык глобального использования, мировой язык, получивший широкое распространение в мире, рабочий язык международных организаций (например, ООН — Организации Объединённых Наций).

Знакомятся с основными понятиями. Учатся различать понятия.

Предметные:

формирование представления о роли русского как национального языка;

как государственного языка РФ и языка межнационального общения;

обогащение словарного запаса

Познавательные:

формирование всех видов речевой деятельности

  1. Первичное закрепление

Слайд № 6,7

(5 мин)

Организует работу с текстом

Задание.

Прочитайте высказывание К. Г. Паустовского о русском языке. Определите его тему и основную мысль. Выпишите эпитеты с 1 абзаца.

Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев; томительно звучал в стихах Пушкина; гудел, «как колокол на башне вечевой», у Лермонтова; рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова; был громоподобен в устах Маяковского; прост и строг в раздумьях Горького; колдовскими напевами звенел в строфах Блока. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость!

Богатство русского языка неизмеримы. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передает.

Так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории.

Выписывают эпитеты, описывающие русский язык; определяют в каких функциях употреблён русский язык. (Самопроверка)

Регулятивные:

самостоятельная работа с материалом; планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей

Предметные:

определение темы и основной мысли текста;

нахождение изобразительно — выразительных художественных средств(эпитетов)

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с полнотой и точностью;

формулирование и аргументация своего мнения;

учёт разных мнений.

  1. Физминутка 1 минута (презентация) «Две руки»
  1. Вторичное закрепление

(5 мин)

Учитель организует работу в паре

(работа с пословицами и поговорками о русском языке, о Родине)

Правильно соотносят пословицы и поговорки о русском языке и о Родине

Регулятивные:

планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

построение рассуждения

Коммуникативные:

контролирование действий партнёра, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения.

  1. Итог урока

(10 мин)

Мини-проектная работа в группах с применением ментальных карт.

Составляют ментальную карту (групповая работа)

Координатор группы заполняет лист оценивания

Коммуникативные:

сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться

Познавательные:

опираются на уже известное

Личностные:

развитие творческих способностей

  1. Объяснение домашнего задания

Слайд№ 8 –( 2 мин)

с.251 параграф 1

Базовый: с. 253 № 5 (1)

Повышенный: с. 253 № 5 (2)

Записывают домашнее задание в дневник

  1. Рефлексия

(4 мин)

Песня «С чего начинается Родина?

Стихотворение И. В. Тургенева «Русский язык»

Ученики поют песню «С чего начинается Родина?»

Личностные:

развитие чувства любви и уважения к Родине, родному языку, русской культуре.

Похожие статьи

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Методическая разработка урока истории в пятом классе «Чему учил китайский мудрец Конфуций» (урок-исследование)

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Методическая разработка учебного занятия в системе дополнительного образования «Александр Невский — великий полководец, защитник православия и земли русской» (для обучающихся 11–13 лет)

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)

Конспект индивидуального интегрированного урока для детей с умственной отсталостью на основе учебного материала двух дисциплин: «Основы социального мира» и «Изобразительная деятельность»

Конспект урока русского языка во 2-м классе «Твердые и мягкие согласные звуки. Правильное употребление слов надеть и одеть»

Похожие статьи

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Методическая разработка урока истории в пятом классе «Чему учил китайский мудрец Конфуций» (урок-исследование)

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Методическая разработка учебного занятия в системе дополнительного образования «Александр Невский — великий полководец, защитник православия и земли русской» (для обучающихся 11–13 лет)

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)

Конспект индивидуального интегрированного урока для детей с умственной отсталостью на основе учебного материала двух дисциплин: «Основы социального мира» и «Изобразительная деятельность»

Конспект урока русского языка во 2-м классе «Твердые и мягкие согласные звуки. Правильное употребление слов надеть и одеть»

Задать вопрос