Ключевые характеристики интенсивных технологий. Преимущество ИКТ (из опыта работы) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.08.2020

Статья просмотрена: 691 раз

Библиографическое описание:

Дуринова, З. Г. Ключевые характеристики интенсивных технологий. Преимущество ИКТ (из опыта работы) / З. Г. Дуринова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5490/ (дата обращения: 16.11.2024).



Интенсивные технологии в образовании — это то, что облегчает взаимодействие между учителем и учеником, что повышает результативность, а значит, и качество учебного процесса. Интенсивные технологии могут рассматриваться как положительные моменты в образовательном процессе (все легко и гладко), так и отрицательные (трудности в применении).

Сложно сказать, что является для меня самым трудным в овладении той или иной интенсивной технологии, т. к. можно изучить теорию и понять. Но усвоенный теоретический материал на практике может «не сработать». Например, хочу сказать о предметно-ориентированной технологии. К ней относится технология дифференцированного обучения

Вообще дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на следующее: общий уровень обученности, развитие ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую, поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. В этом моменте видим идеальный подход для работы с данной технологией и в то же время, надо признаться, трудности. Речь идет об огромной нагрузке на учителя! Дифференцированный подход должен позволить в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. Работа с более мотивированными учениками (далее 1 группа) должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий:

1) составление текстов диктантов;

2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу;

3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр);

5) работа с дополнительной литературой;

6) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе.

Дети, испытывающие трудности в обучении (далее 2 группа) получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то ребята из 2 группы выполняют задания по карточкам. Это хорошо. Это в теории. Но на практике это удается далеко не всегда, т. к. возникает сложность встраивания мотивационных компонентов. Необходимо постоянно поддерживать высокий уровень интереса к учебному процессу. Это осуществить непросто. Существует минус во временных ограничениях. Во 2 группе выполнение задания (даже одного) может занять гораздо больше времени, чем запланировано. И этой группе возможно будет требоваться внимание (помощь) учителя на протяжении всего урока. Помочь могут ребята из 1 группы, но возникает необходимость контроля работы ассистентов. А учитель планировал уделить время одинаково каждой группе, включая и среднюю. И еще, на мой взгляд, важный момент, который требует обсуждения-дифференциация. Конечно, школьник на уроке понимает уровень своих способностей, но, когда мы официально делим детей на слабых и сильных, тем самым способствуем развитию у первых превосходства, у вторых-комплекса отстающего. Для некоторых детей разделение на группы — процесс болезненный. Таким образом возникают психологические коммуникативные проблемы. Да, избежать их можно, но опять — таки потребуется колоссальная работа учителя. А если учитывать нагрузку учителя (не по собственному желанию) и ещё количество обучающихся в 32–35 человек, то сложно говорить о качественном применении технологии дифференцированного обучения, поэтому я ее использую эпизодично.

Часто используемая технология развивающего обучения позволяет формировать у ученика активность, открытую позицию себя и мира, коммуникативность, рефлексию через такие виды работ, как: дебаты, диалог, мозговой штурм и т. д. Трудности в ходе урока могут возникнуть там, где низкий уровень развития классного коллектива, отсутствие толерантности-возможно развитие конфликтов между учащимися из-за расхождения во мнениях, некоторые ученики не могут совладать со своими эмоциями.

Хочу сказать о продуктивности концентрированного обучения, цель которого состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе. Для того чтобы вызвать желание читать, изучаются интересные эпизоды, используются рассказы о жизни писателя или поэта.

Использую ИК-технологии в образовательном процессе. Хочу сказать о преимуществах данной технологии: осуществляет компетентностный подход к образованию, индивидуализацию процесса обучения; учитывает познавательные и индивидуальные интересы учащихся; создает образовательную среду для развития одарённости обучающихся; организовывает совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения; обеспечивает формирование общеобразовательных навыков работы с учебной информацией с целью формирования аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования.

И именно использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, осуществить «безболезненный» дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями. Например, при создании анимационного фильма по изученному литературному произведению [7] ребята работают над решением общей цели (создание мультфильма) и решают общие задачи. Задания, кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, без разделения на 2 группы, на самом деле дифференцированные. Первая группа выполняет задания по отбору рабочего материала, конструирует будущий фильм, выбирает фрагменты из текста, устанавливают причинно-следственные связи и т. д. Вторая группа работает над подбором дополнительного материала на определенную тему (предлагают ребята из первой группы под контролем учителя). Подобранный материал используется для создания внешнего вида героя будущего фильма, фона и т. д. Ребята остаются удовлетворенными от важности своей проделанной работы и настраиваются на дальнейшее успешное участие в создании анимационного фильма.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике-формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, метод проектов, обучение как исследование.

На своих уроках я использую метод проектов как самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Пролуктивностью данного метода является сочетание с ИКТ, которые дают преимущество в работе учителя.

Самая доступная ТРИЗ технология, т. к. не требует больших затрат времени, можно использовать на любом этапе урока, развивает фантазию, воображение детей, вселяет уверенность в свои силы. Часто использую такие приемы, как «Лови ошибку!», вживание в образ; эмпатия.; раскадровка (впоследствии становится рабочим материалом для создания анимационных фильмов по изученным художественным произведениям).

Ясно одно, что интенсивные технологии могут быть эффективным инструментом, но это всего лишь инструмент такой среды обучения, которая позволит переключить организацию учебного процесса на сотрудничество и продуктивную учебную деятельность учителя со своим учеником.

Учителю хочется пожелать успехов в нелегком созидательном труде!

Литература:

  1. Владимирова Л. П. Современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии в образовании- ИСМО РАО,2007
  2. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов.-Барнаул,2002
  3. Мухина С. А., Соловьева А. А. Современные инновационные технологии обучения.- М., 2008\
  4. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
  5. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии гуманитарном образовании. Теория и практика.-М.,Икар, 2014
  6. http://ru.iite.unesco.org/ publications/3214694/ (дата обращения: 16.07.2016).
  7. https://www.youtube.com/watch?v=zf3-xrVX_7Y&t=2s
Задать вопрос