Программа психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче экзаменов
Автор: Чубарова Татьяна Жановна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 09.09.2020
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Чубарова, Т. Ж. Программа психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче экзаменов / Т. Ж. Чубарова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 16-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5510/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образование наряду с познавательной функцией (передача системы научных знаний, вооружение методами научного познания) должно реализовывать психологическую функцию — создание условий для формирования личности учащегося с учетом уникальности и ценности его психологических возможностей. Это означает, что целью обучения в школе является не только усвоение различных дисциплин, но и развитие способности к самопознанию, самообразованию, саморазвитию, рефлексии, к расширению и усложнению индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности. Старшеклассник должен овладеть общей культурой умственного труда, которая обеспечит ему как возможность дальнейшей успешной учебы в ВУЗе, так и эффективность в различных областях профессиональной деятельности.
Главная задача школьника — учиться, поэтому очень важно знать рациональные способы и приемы эффективного обучения. Особенно, в условиях «информационного взрыва», когда учебный материал непрерывно обогащается новейшими научными данными. Между тем учащиеся зачастую овладевают навыками учебного труда стихийно, путем проб и ошибок, лишь подражая своим сверстникам, заимствуя не всегда самые рациональные способы и приемы обучения, а иногда даже вредные и примитивные (вроде зубрежки). Ведь до сих пор учащиеся перед экзаменом с головой бросаются в омут предэкзаменационной горячки, бессистемно накапливая знания. Естественно, что ни о какой рационализации процесса подготовки при такой ее организации и речи быть не может. На эти раздумья всегда просто катастрофически не хватает времени! Поэтому классическая подготовка к экзаменам выливается в однообразное, многочасовое и механическое повторение разрозненных фрагментов учебного материала. Обязательное упование при этом на знаменитое российское «авось» гармонично сочетается с благополучным забыванием после получения вожделенной оценки почти всего заученного материала. Это приводит к снижению эффективности учебного процесса, информационным перегрузкам, ведет к хронической усталости, переутомлению, истощает их нервную систему, а в конечном итоге может стать причиной стресса. Особенно, в период интенсивной подготовки к экзаменам (выпускным и вступительным).
Следует отметить, что в школьных учебных программах не отводится специального времени для овладения рациональными методами учебной работы, эффективными способами умственной деятельности, не существует подобных программ и в системе дополнительного образования. Также, до настоящего времени отсутствует достаточно полная и систематизированная литература по рассматриваемой тематике, а имеющаяся носит преимущественно декларативный и описательный характер.
Поэтому возникла необходимость создания программы психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче экзаменов, реализация которой поможет школьникам освоить различные методы планирования и организации своей учебной деятельности в период подготовки и во время экзаменов, научиться приемам рационального чтения и конспектирования учебной литературы, овладеть методами снятия эмоционального напряжения, познакомит учащихся с методам развития восприятия, управления вниманием, совершенствования памяти.
Данная программа разработана на основе современных достижений отечественных и зарубежных исследователей в области психологии и педагогики: М. А. Зиганова, Э. В. Минько, Н. Ш. Валеевой, Н. П. Гончарук, Т. Бьюзена, Ф. Лезера.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. В. Рубцова, А. Г. Асмолова. Их исследования наиболее полно описывают структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.
Программа психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче экзаменов может реализовываться как в общеобразовательных учреждениях, так и в системе дополнительного образования.
Целью программы является специальное обучение учащихся необходимым и эффективным способам и приемам организации умственной деятельности в период подготовки и во время экзаменов.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
– ознакомить учащихся с эффективными способами и приемами работы с информацией, организации умственного труда при подготовке к экзаменам;
– формировать у учащихся мотивацию к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
– стимулировать инициативу учащихся в овладении новыми знаниями, самостоятельность в учебе и развитии;
– создавать условия для формирования самосознания учащихся, понимания своеобразия других людей, особенностей взаимодействия с ними;
– развивать коммуникативные умения, навыки ораторского мастерства;
– формировать антистрессовый стиль жизни.
Программа построена на принципах развивающего, проблемно-диалогического обучения и предусматривает проведение проблемных занятий, лекций и семинаров-практикумов.
В начале каждой темы проходят проблемные или лекционные занятия, направленные на овладение учащимися теоретическими знаниями по психологии, необходимыми для формирования мотивации учащихся к самосовершенствованию, и более осмысленного подхода со стороны старшеклассников к необходимости грамотно организовывать свою учебную деятельность. Также в содержание программы включены практические и творческие задания, для закрепления полученных знаний и формирования соответствующих навыков. Для организации самостоятельной исследовательской деятельности старшеклассников в некоторых разделах программы предлагаются темы исследований.
Практические развивающие занятия выстраиваются по следующей схеме: постановка развивающей задачи — формирование у учащихся мотивации самоизменения — решение развивающей задачи — тренинг — рефлексия произошедших изменений.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:
– Умения и навыки планирования учебно-познавательной деятельности. Умения планировать свою самостоятельную работу на занятиях и дома; осуществлять планирование на день, неделю, месяц, исходя из своих индивидуальных особенностей и возможностей; определять последовательность и продолжительность этапов своей умственной деятельности;
– Умения и навыки организации учебно-познавательной деятельности. Умения создавать благоприятные психологические условия для познавательной деятельности, к которым относится организация рабочего места, организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы. Определение наиболее эффективных способов умственных действий; понимание своих индивидуальных интеллектуальных особенностей и предпочитаемых способов умственного труда, оптимальных темпов и форм занятий;
– Умения и навыки эффективного восприятия информации. Умения работать с различными источниками информации: умения и навыки рационального чтения разнообразной литературы; умения работать с учебными и научными текстами, правильно вести конспект;
– Умения управлять вниманием. Владение приемами поддержания внимания; понимание факторов, способствующих усилению внимания; осознание причин невнимательности, рассеянности и ослабления внимания.
– Умения и навыки мыслительной деятельности. Владение базовыми мыслительными операциями: анализом, синтезом, классификацией, обобщением, систематизацией и др. Способность обозначить свое понимание или непонимание по любым возникающим вопросам. Владение приемами, помогающими понять сложный материал: выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, составлять и задавать вопросы по изучаемому материалу, находить разнообразные связи и отношения между изучаемыми объектами.
– Умения и навыки рационального и продуктивного запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Владение мнемоническими приемами запоминания и воспроизведения больших объемов информации.
– Умения и навыки эффективного предупреждения и преодоления стресса. Умение проводить аутогенную тренировку и релаксационные упражнения.
Программа рассчитана на учащихся 9–11-х классов. Продолжительность обучения 1 год. Развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Всего — 34 учебных часа. Наполняемость группы — 15 человек.
Учебно-тематический план
Тема |
Общ. кол. часов |
в том числе |
|
теоретических |
практических |
||
1. Психологические основы эффективной подготовки к экзаменам. |
5 |
2 |
3 |
2. Культура умственного труда. |
3 |
1 |
2 |
3. Основы рационального чтения. |
11 |
3 |
8 |
4. Основы рационального конспектирования. |
4 |
1 |
3 |
5. Мнемотехника |
5 |
1 |
4 |
6. Психическая саморегуляция. |
5 |
2 |
3 |
7. Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
Итого: |
34 |
10 |
24 |
Содержание программы
Тема1. Психологические основы эффективной подготовки к экзаменам.
Умственная деятельность. Информация. Источники информации. Виды информации. Этапы работы с информацией. Прием и передача информации. Роль познавательных психических процессов в работе с информацией. Ощущения и восприятие: понятие, свойства, особенности. Доминантная модальность. Внимание: функции, виды, свойства. Память: механизмы, классификации. Мышление: виды, качества. Мыслительные операции. Воображение: виды, особенности.
Практическая работа: упражнения на развитие восприятия и ощущений. Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения, распределения, избирательности внимания. Упражнения для развития различных видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной, образной и др. Решение головоломок, ребусов, пространственных и логических задач. Практические задания на использование приемов фантазирования: увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, метод фокальных объектов.
Исследования: «Моя доминантная модальность», «Диагностика внимания», «Диагностика памяти».
Тема 2. Культура умственного труда.
Факторы и условия эффективности умственного труда. Культура умственного труда. Рациональное закрепление информации. Организация рабочего места. График чередования умственной деятельности и отдыха. Оптимальный режим подготовки к экзаменам.
Практическая работа: составление опорного конспекта «Рабочее место ученика», составление режима дня, режима занятий, собственного графика подготовки к экзаменам. Деловая игра «Подготовка к экзаменам».
Тема 3. Основы рационального чтения.
Культура чтения. Недостатки традиционного чтения. Эффективность восприятия текстов. Тезаурус. Предварительная подготовка к работе с текстом. Стратегии чтения. Образность, активность, критичность мышления при работе с текстом. Содержательная структура текста. Существенная информация. Основные понятия. Основные и второстепенные мысли. Выявление логических структур абзацев, текстов.
Практическая работа: составление тематических тезаурусов, упражнения, направленные на закрепление умения проводить предварительную подготовку к восприятию текста, выбирать стратегию чтения в зависимости от цели чтения и сложности текста. Упражнения на выявление основных и второстепенных мыслей в тексте. Построение логической структуры абзаца, текста.
Творческие задания: составить «Правила культурного читателя». Исследования: «Диагностика эффективности чтения».
Тема 4. Основы рационального конспектирования.
Организация конспекта. Методы и приемы скоростного конспектирования: сжатие слов, сокращение слов, кванторизация, аббревиация и гипераббревиация. Использование в конспектах символов, пиктограмм, иероглифов, иноязычных слов. Скоростное конспектирование фраз. Виды опорных конспектов. Интеллект-карты: правила создания, способы применения.
Практическая работа: упражнения, направленные на развитие умения грамотно организовать конспект, на закрепление приемов скоростного конспектирования учебного текста, лекционного материала. Составление опорных конспектов, интеллект-карт по учебным текстам, по изучаемым темам.
Творческие задания: создать собственную систему сокращений слов, понятий, терминов. Творческий проект «Учебник в интеллект-картах».
Тема 5. Мнемотехника.
Основы мнемотехники. Мысленные операции с образами. Способы запоминания больших объемов информации: «Гирлянда ассоциаций», «Комната Цицерона», «Маршрут», «Цифро-буквенный код». Запоминание исторических дат.
Практическая работа: упражнения, направленные на развитие умения запоминать большие объемы информации различными способами. Использование способов «Гирлянда ассоциаций», «Комната Цицерона», «Маршрут», «Цифро-буквенный код» для эффективного запоминания учебных текстов, учебной информации.
Творческие задания: создать собственную систему опор для «Маршрута», «Комнаты Цицерона». Составить словарь исторических дат в картинках и пиктограммах.
Тема 6. Психическая саморегуляция.
Характеристики и особенности эмоций и чувств. Классификация психических состояний. Психологическая характеристика стрессов. Профилактика стрессов. Способы и приемы психической саморегуляции. Релаксация. Аутогенная тренировка. Методы преодоления эмоционального напряжения. Антистрессовый стиль жизни.
Практическая работа: упражнения, направленные на развитие умения выражать собственные эмоции, на развитие эмпатии. Упражнения на развитие физической раскрепощенности, на снятие «мышечных зажимов». Упражнения, направленные на закрепление приемов и способов психической саморегуляции: релаксационные, медитативные.
Творческие задания: составить собственные тексты для проведения релаксационных упражнений, аутогенной тренировки, «формул самовнушения».
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Форма проведения занятия |
Творческие задания, самостоятельные, исследовательские работы |
|
Техника эффективной подготовки к экзаменам. |
Проблемное занятие |
Диагностика ведущей модальности. Диагностика памяти и внимания. |
|
Познавательные психические процессы. Ощущения и восприятие. |
Проблемное занятие |
|
|
Внимание. Память. |
Проблемное занятие |
|
|
Мышление и речь. |
Лекция |
|
|
Воображение. |
Лекция |
|
|
Факторы и условия эффективности умственного труда. |
Лекция |
Составление графика подготовки к экзаменам. |
|
Культура умственного труда. Организация рабочего места. |
Семинар-практикум |
|
|
Оптимальный режим подготовки к экзамену. |
Проблемное занятие |
|
|
Диагностика эффективности чтения. |
Диагностика |
Проект «Учебник в логических схемах» |
|
Культура чтения. |
Проблемное занятие |
|
|
Как преодолеть недостатки традиционного чтения. |
Семинар-практикум |
|
|
Подготовка к восприятию текстов. |
Семинар-практикум |
|
|
Методы повышения скорости чтения. |
Семинар-практикум |
|
|
Качество чтения. |
Семинар-практикум |
|
|
Содержательная структура текста. Основные понятия. |
Семинар-практикум |
|
|
Основные и второстепенные мысли. |
Семинар-практикум |
|
|
Логическая структура абзаца, текста. |
Семинар-практикум |
|
|
Активность мышления при чтении текстов. |
Семинар-практикум |
|
|
Стратегии чтения. |
Семинар-практикум |
|
|
Организация конспекта. |
Проблемное занятие |
Создание собственной системы сокращений. Проект «Учебник в интеллект-картах» |
|
Методы и приемы скоростного конспектирования. |
Семинар-практикум |
|
|
Опорные конспекты. |
Семинар-практикум |
|
|
Интеллект-карты. |
Семинар-практикум |
|
|
Основы мнемотехники. |
Лекция |
|
|
«Гирлянда ассоциаций». «Комната Цицерона». |
Практическое занятие |
|
|
«Маршрут» |
Практическое занятие |
|
|
«Цифро-буквенный код» |
Практическое занятие |
|
|
Запоминание исторических дат. |
Практическое занятие |
|
|
Характеристика и особенности эмоций и чувств. |
Лекция |
Составление текстов для проведения аутогенной тренировки |
|
Стресс. Факторы стресса. |
Проблемное занятие |
|
|
Профилактика стресса. |
Семинар-практикум |
|
|
Способы и приемы саморегуляции. |
Семинар-практикум |
|
|
Аутогенная тренировка. |
Семинар-практикум |
|
|
Итоговое занятие. |
Практическое занятие |
Методические рекомендации
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала и организацию практической деятельности учащихся, необходимой для закрепления информации, формирования специальных умений и навыков.
Теоретический материал рекомендуется давать в технологии проблемно-диалогического обучения.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся, вовлечения их в активный мыслительный поиск, разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и обобщений рекомендуется обсуждение изучаемого материала проводить с использованием эвристических бесед, дискуссий, семинаров, «мозгового штурма». Эти методы работы требуют от преподавателя продуманности и четкости в постановке вопросов, умения грамотно и эффективно организовать диалоги: «учитель-ученик», «ученик-ученик». Занятия рекомендуется проводить с использованием фронтальной и группой форм. Формировать подгруппы желательно по разным принципам: по желанию, по уровню подготовки детей, по алфавиту и т. д. Это позволит создать условия для конструктивного взаимодействия различных групп учащихся.
Важно создать на занятиях атмосферу сотрудничества, доброжелательности, свободы высказываний. Это требует от педагога-психолога высокой педагогической и психологической культуры. Для осуществления дифференцированного подхода в обучении старшеклассников и продуктивной организации учебного процесса по данной технологии педагогу-психологу необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности учащихся, которые влияют на процессы восприятия, анализа и усвоения информации.
Педагогу-психологу особенно важно учитывать особенности восприятия информации учащимися в работе с доской: в «опорной» зоне доски необходимо грамотно размещать новый учебный материал: тему, план занятия, опорные сигналы, различные схемы. Необходимо отделять рабочую зону доски для текущих записей, примеров, выполнения учащимися заданий, которые стираются по мере необходимости. Опорная часть доски не стирается, и по ней в конце занятия проводится обобщение изучаемого материала. Рекомендуется использовать маркерную магнитную доску, так как это дает возможность применять в оформлении яркие цветные маркеры, подготовленные карточки с опорными сигналами, что экономит время на заполнение доски.
Для формирования и закрепления специальных навыков рекомендуется использовать различные упражнения, игры, практические и творческие задания, такие как: создание собственной системы сокращений слов, придумывание головоломок, ребусов, загадок и метафор, работа над проектами учебников в логических схемах и интеллект-картах; составление собственного графика подготовки к экзаменам, режима дня и т. д. Выполненные практические и творческие задания позволяют педагогу-психологу отследить уровень сформированности навыков.
Для оценивания уровня усвоения знаний и умений учащихся рекомендуется использовать тесты успешности, которые представляют собой набор вопросов и заданий по изучаемой теме. Количество правильно выполненных заданий фиксируется либо в баллах, либо в процентах от общего числа вопросов. В конце обучения проводится обобщающий тест, позволяющий педагогу-психологу и ученику определить итоговый уровень полученных результатов.
Особенности развития психических процессов определяются в ходе выполнения учащимися самостоятельных исследовательских работ. Диагностические методики, которые предлагается использовать для проведения исследований, представлены в литературе, рекомендованной для учащихся. По результатам исследований учащимся даются рекомендации по организации умственного труда с учетом их индивидуальных особенностей.
Литература:
- Бьюзен Т. Учебник быстрого чтения /Пер. с англ. Е. Г. Гендель; Худ.обл. М. В. Драко. — 2-е изд. — Мн.: ООО «Попурри», 2002. — 256 с.
- Валеева Н. Ш., Гончарук Н. П. Психология и культура умственного труда: Учебное пособие. — М.:КНОРУС, 2004. — 240 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
- Гладкова С. Аутотренинг. Антистрессовые методики / Серия «Будь Здоров!» — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 320 с.
- Зиганов М. А. Скорочтение: Как научиться читать легко, продуктивно, быстро. — М.: Образование, 2001. — 480 с.
- Зиганов М. А., Козаренко В. А. Мнемотехника (техника запоминания на основе визуального мышления): учебно-методическое пособие / — М.: Образование, 2002. — 144 с.
- Как быстро и правильно написать конспект: пособие для старшеклассников и студентов / В. В. Шаповал, К. Г. Митрофанов. — 2-е изд. — М.: Новый учебник, 2004. — 46 с.
- Каменюкин А. Г., Ковпак Д. В. Антистресс-тренинг. — СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
- Лезер Ф. Тренировка памяти / Перевод с нем.: Под ред. Н. К. Корсаковой. — Москва: Мир, 1979. — 166 с.
- Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. — М. Изд-во АПКиПРО, 2002. — 168 с.
- Минько Э. В., Минько А. Э. Ускоренное конспектирование и чтение. — СПб.:Питер, 2003. — 128 с.
- Никитин В. В. Резервы вашего интеллекта: Технология интенсивной подготовки к экзаменам. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 108 с.
- Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. — М.: МГППУ, 2008. — 416 с.
- Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиоогическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
- Стернин И. А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
- Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 135 с.
- Чеховских М. И. Психология: Учеб. пособие — М.: Новое знание, 2003. — 380 с.