Информационные технологии для занятий с учащимися
Авторы: Келбусова Светлана Сергеевна, Белозерова Оксана Юрьевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.
Дата публикации: 22.12.2020
Статья просмотрена: 28 раз
Библиографическое описание:
Келбусова, С. С. Информационные технологии для занятий с учащимися / С. С. Келбусова, О. Ю. Белозерова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5896/ (дата обращения: 16.11.2024).
Информационной технологией называется совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности. [1]
Дети всегда любили и любят играть, неважно, где это происходит: на уроке, на перемене, во дворе, на внеурочном занятии. Только игры сейчас другие, не как во времена нашего детства. И это понятно, меняется мир, появляются новые технические устройства, новые технологии.
Наблюдая на переменах за учащимися, замечаешь, что они используют каждую минуту свободного времени, чтобы «посидеть в телефоне». Иногда это игра «одиночки», но чаще всего сетевая, где они взаимодействуют со своими же одноклассниками, находящимися рядом, на расстоянии вытянутой руки. Почему так происходит? Мир современных технологий диктует свои правила.
Ребятам нравится заниматься с телефоном, с компьютером. Эти устройства стали неотъемлемой частью их жизни. Однако надо детям показать, что это не только игрушка, но и средства для обучения.
В образовательном процессе на различных этапах урока можно использовать компьютер или смартфон. Это удобно и ребятам, и взрослым. Учащиеся с интересом выполняют задания и сразу тут же видят результат на экране, а учитель не сидит после уроков склоняясь над тетрадками или листочками проверяя их. Урок прошел и все сразу проверено, осталось только оценки выставить в журнал.
При аттестации каждый учитель в своем портфолио указывает на то, что является ИКТ компетентным, давайте эту компетентностью показывать учащимся на уроках, не будем отставать от молодежи и начнем использовать гаджеты на занятиях. Нет не на каждом и не целый урок, но хотя бы иногда.
Например, самое простое это создавать тесты в Google формах. Готовясь дома к «стандартному» уроку, учителя часто создают тесты, печатают их на листочках и выдают учащимся, затем тратят кучу времени на их проверку. Можно, конечно, спрашивать устно и избежать этой процедуры, но если урок у тебя раз в неделю, как тогда накопить по три оценки за четверть? Только самостоятельные работы для всего класса. Оценка сразу у всех. Оказывается, можно просто выдать учащимся qr-код со ссылкой на форму и все, жди результат. Сегодня существует множество программ для генерации qr-кода. Программу можно даже не скачивать, она онлайн сформирует двухмерный штрих код, можно черно-белый или цветной и даже с картинкой.
Итак, Google-формы. Для того чтобы создавать при их помощи интерактивные тесты, надо завести почтовый ящик на gmail.com, зайти на google диск (рис 1).
Рис. 1
В левом углу выбрать Формы и создать ее. Интерфейс приложения на русском языке, все интуитивно понятно.
Вопросы для тестирования можно копировать из уже готового к уроку теста. Они могут быть с одним правильным ответом или несколькими; можно организовать их по типу соответствие; так же загрузить для вопроса файл, рисунок, видеофрагмент; установить в настройках обязательным будет вопрос или нет; настроить критерий оценки для каждого из них. Когда тест будет готов, ссылку на него только останется закодировать в qr или скопировать ее и отправить учащимся в группу, чат. На уроке или дома ребята откроют тест и начнут работать, ответы автоматически будут собирать в Формах в виде электронной таблицы, останется только открыть ее и выставить оценки за работу. Сколько верных ответов у каждого ученика учитель увидит в статистике — отчетной электронной таблице.
Можно так же настроить отчет по работе для учащегося, будет или нет он видеть свои ошибки, оценка придет ему на почту или он узнает ее только от учителя и много других функций.
Это приложение на сегодняшний является самым популярным среди учителей, к тому же оно является бесплатным и дает возможность работать удаленно.
Две тысячи двадцатый год ознаменовался тем, что пришлось переходить на дистанционный формат обучения. В помощь преподавателем и ученикам снова пришли электронные помощники — смартфоны, компьютеры и их аналоги. Учителя осваивали новые форматы работы, изучали программные приложения. Задача состояла не только в том, чтобы выбрать какое-нибудь приложение, а и в том, чтобы учесть технические возможности компьютеров, а они иногда оставляют желать лучшего, да и интернет при удаленном обучении бывает «слабоват».
Сегодня самой популярной программой является Zoom, ее бесплатный вариант вполне является достаточным для 30 минутного занятия, если этого времени недостаточно, можно снова организовать занятие и продолжить, только ссылку придется отправлять учащимся снова.
Вот еще одна интересная программа Discord, она популярна среди компьютерных игроков, позволяет нескольким участникам переговариваться во время видеоконференции и обмениваться текстовыми сообщениями. Discord легко устанавливается на компьютеры, смартфоны, телефоны, планшеты. Для работы в приложении надо только создать свою учетную запись. Сделать это просто — необходимо указать адрес вашей электронной почты и имя. Самый большой плюс этой программы заключается в том, что количество участников и время общения в ней не ограниченно. В текстовом чате поддерживается присоединение файлов, картинок, вставка ссылок, форматирование текста. Также в нем доступна возможность создания отдельных комнат, для разных классов.
Диалоговое окно Discord состоит из четырех частей: чата, списка участников, списка серверов и списка каналов (рис.2). [2]
Рис. 2
Когда учащийся подключается, он выбирает основной канал общения, — текстовой канал «Общее» и его аватарка появляется в левой части окна. Если создано несколько каналов, то можно переключаться между ними, управляя левой кнопкой мыши. Помимо установки уровня звука для каждого пользователя отдельно в режиме рация, в Discord есть еще множество других полезных функций, таких как демонстрация рабочего стола учителя, презентации или видео.
Однако есть такой минус в программе, при большом количестве участников возможны шумовые помехи, но эту проблему можно решить, применив режим рация, при котором микрофон включается при нажатии кнопки.
Изучив приложение Discord, узнаете, что оно предлагает практически огромные возможности для персонализации и организации, и сможете сделать свой кабинет таким, каким его задумали.
Мир современных технологий не стоит на месте, задача педагога — успевать за ними, используя его новшества в образовательном процессе. Наставники не должны отставать от своих учеников и овладевать технологиями на ровне с ними. И не только овладевать технологиями, но и найти им применение в школьной практике, чтобы показать подросткам, что телефон и компьютер не только дорогая игрушка, но и средство для корректировки и получения знаний.
Изучая новые приложения, каждый учитель найдет для себя то, которое придется ему по душе. Начните с программ, по которым есть уже инструкции в сети интернет, расширяйте свой кругозор электронных приложений и увидите, что это даст вам в дальнейшем бонус — свободное время от проверки тетрадей и поднимет рейтинг у учащихся, надо переходить в категорию «продвинутый учитель».
Литература:
- Информационная технология / История возникновения и развития информационных технологий / [Электронный ресурс] // URL: https://www.sites.google.com/site/informacionnaatehnologia44044/
- Учитель в школе и дома [Электронный ресурс] // URL: https://zen.yandex.tj/media/id/5efed516c5c63c474b93f8ac/