Развитие математической грамотности младших школьников
Автор: Дюкарева Ольга Александровна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.
Дата публикации: 23.12.2020
Статья просмотрена: 3732 раза
Библиографическое описание:
Дюкарева, О. А. Развитие математической грамотности младших школьников / О. А. Дюкарева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5900/ (дата обращения: 16.11.2024).
В начальной школе многие дети не понимают значимости математики в жизни и с трудом заставляют себя сесть за решение задачек или заняться заучиванием «никому не нужной» таблицы умножения. Поэтому так важно помочь ребёнку понять ценность математики в реальной жизни ещё в младших классах, в период самой активной любознательности.
Формирование математической грамотности, т. е. способности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений — одна из приоритетных задач, стоящих перед учителем.
Учащийся в итоге должен понять для чего и где может пригодится полученное знание в повседневной жизни, иметь потребность и умение в различных ситуациях применять эти знания. Например, рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала, уметь действовать по инструкции и т. д.
Состояние математической грамотности учащихся оценивается развитием математической компетентности.
Инструментами формирования математической грамотности могут служить:
– технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения;
– технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразных ситуациях;
– игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших школьников к урокам математики.
Математические компетентности можно формировать через систему задач:
- Задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления.
- Задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики.
- Задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.
Особое внимание следует уделить задачам третьего вида. Это сюжетные задачи, связанные с проблемными ситуациями, возникающими в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами — задачи-расчёты: расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и т. д.
Например, «2 тетради стоят столько же, сколько 1 блокнот, а 1 набор красок в 4 раза дороже, чем блокнот. Посчитай, хватит ли 100 руб., чтобы купить 8 таких тетрадей, 2 блокнота и 1 набор красок, если 1 тетрадь стоит 4 руб. Что ещё можно купить на оставшиеся от 100 руб. деньги?» или «Для оборудования нового кафе привезли 90 стульев. Хватит ли этих стульев, если в кафе 9 четырёхместных столиков, 5 — восьмиместных и 2 — двухместных?».
Можно организовать конкурс проектов, связанных с задачами-расчётами. Темами таких проектов могут быть: «Расчёт стоимости приготовления домашней пиццы и сравнение со стоимостью ресторанной пиццы», «Составление сметы расходов на поездку в музей», «Расчёт времени, затрачиваемого на дорогу в школу (кружок). Построение удобного маршрута», «Затраты времени и денежные расходы на поездку» и др.
Данные задачи практико-ориентированы, связаны с реальной жизнью. Здесь важно постоянно обращать внимание школьников на эту связь, задавая вопросы: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями и объектами?», «Где и как вам могут пригодиться данные знания или умения?»
Формированию математической грамотности также способствуют задания с использованием символических текстов, направленные на преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами. Данная работа учить младших школьников работать с информацией, без чего в наше время не обойтись.
Таблицы содержат данные (площади стран, сведения о массе животных и др.), которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Дети должны уметь найти информацию, классифицировать её, расположить по уменьшению и т. д.
Например, в таблице указано расписание движения поездов и учащимся предлагается: 1) номер поезда определённого маршрута; 2) время отправления конкретного поезда; 3) определение города, в который отправляется поезд раньше остальных.
На уроках математики дети узнают о том, что одной из самых эффективных форм подачи, хранения и систематизации информация могут выступать схемы, графики и диаграммы. Учащиеся должны научиться находить конкретную информацию по графику или диаграмме.
Пример задачи: Таня, Лена, Ваня и Серёжа за летние каникулы заметно подросли. На диаграмме показано кто и на сколько подрос за лето, и какой рост имеет каждый из ребят к началу учебного года. Ответьте на вопросы. Кто из ребят стал выше всех? Кто меньше всех? У кого из ребят рост стал одинаковым? На сколько сантиметров подросли вместе Лена и Таня?
Практическую значимость имеет работа со схемами и представленной в них информацией.
Например, на схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены занятые места. Пятеро друзей хотят сидеть на одном ряду и выбирают самый дешевый вариант. Определите их места, ряд и стоимость билетов.
Таким образом, цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать.
Литература:
- Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе Текст: курс лекций / А. В. Белошистая. — М.: Владос, 2007. — 455 с.
- Авдейчик, Е. А. Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных класса средствами ОС Л. В. Занкова Электронный ресурс / Е. А. Авдейчик // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — 2014. — 24 декабря. — http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/24/formirovanie-funktsionalnoy-matematicheskoy-gramotnosti-na