Организация накопительной системы отметки: портфолио ученика
Автор: Фокина Татьяна Леонидовна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.
Дата публикации: 04.11.2015
Статья просмотрена: 514 раз
Библиографическое описание:
Фокина, Т. Л. Организация накопительной системы отметки: портфолио ученика / Т. Л. Фокина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/436/ (дата обращения: 16.11.2024).
Оптимальным способом организации накопительной системы отметки является портфолио ученика, понимаемое как коллекция работ и результатов учащихся, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) — комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга ученика.
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важнейших педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Выделяются следующие функции портфолио:
диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определённый период времени);
целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения)
мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей)
рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика).
Принципы портфолио:
открытость
прозрачность
простота
доступность
полнота представления
Жёстких требований (государственного образца) по оформлению портфолио на данный момент не существует. Работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче ученикам, родителям и учителям.
Рис. 1. Пример оформления листов портфолио
Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний.
Примерами таких работ могут быть: различные диктанты, проверочные работы и сочинения, тесты, иллюстрации, фотоизображения своих работ, исследовательские работы, оценочные листы и т. д.
Примерный перечень разделов портфолио:
Техника чтения
Математические диктанты
Решение задач
Контрольные работы
Проверочные работы по русскому языку
Словарные диктанты
Участие в конкурсах, конференциях и т. д.
Мои достижения
Мои творческие работы