Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида
Автор: Скворцова Татьяна Александровна
Рубрика: Типы и виды общеобразовательных учреждений
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.
Дата публикации: 25.12.2015
Статья просмотрена: 1554 раза
Библиографическое описание:
Скворцова, Т. А. Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида / Т. А. Скворцова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/559/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ещё Константин Дмитриевич Ушинский рассматривал воспитание, связанное неразрывно со свободой, инициативой, самостоятельностью ребёнка и утверждал, что нормальное развитие и становление личности ребёнка может происходить только при эмоциональном комфорте. Он отмечал, что эмоциональный человек активно воспринимает окружающее, а, следовательно, стремится заботиться, ухаживать за окружающими природными объектами, проявлять заботу о них.
Экологическое образование способствует воспитанию у детей правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Поэтому, одной из задач экологического образования детей с ОВЗ является развитие эмоциональной сферы.
Работа по формированию экологического сознания у детей в школе-интернате проводится педагогами ежедневно, непрерывно и охватывает все сферы деятельности.
Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении.
В «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» рассматривались два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Под «Жизненной компетенцией» концепция предусматривала «формирование доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме».
В естественно-географических дисциплинах формирование экологических знаний происходит на биологии и географии согласно требованиям программы и учебного плана. Для более полного и осознанного формирования этих знаний проводятся уроки-экскурсии,предлагается детям выразить своё отношение к техногенным катастрофам в мини-сочинениях, составить план мероприятий по охране водных, воздушных и почвенных ресурсов и т. д.
Воспитание экологической культуры прослеживается на таких предметных курсах, как чтение и развитие речи, развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Одним из условий успешного воспитания гуманных чувств является постоянное обращение к природоведческой тематике, поэтому в программный материал включены произведения, которые способствуют воспитанию нравственной и экологической культуры школьников. Читая эти произведения, дети проживают чувства героев-животных, проживают их действия, деятельность. Педагог на уроках — не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать. Тем самым реализует ресурсы учащегося, скрытые в подсознании.
Практика показывает, что учащиеся и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к урокам трудового обучения. На них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, но возможности. Используя на уроках ручного труда современные технологии и направления, позволяют учителю не только включать учащихся в творческую трудовую деятельность, но и параллельно прививать экологические знания. Например, во время работы над аппликацией «Полевые цветы», учащиеся дополнительно узнают: какие бывают полевые цветы, время их цветения, какой цветок какого цвета, формы, размера, какое имеют значение для человека.
Дети с большим интересом принимают участие в общешкольных конкурсах-акция, таких как «Креативная кормушка», «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Эти конкурсы проводятся в рамках реализации социальных проектов или на предметных неделях. Во время изготовления поделок учитель акцентирует внимание учащихся на том, что используя бросовый материал, учащиеся могут изготовить не только полезную вещь, но и внесут свой вклад в охрану окружающей среды. На уроках профессионально-трудового обучения старшеклассники каждый год для школьного сада изготавливают кормушки и скворечники. Это уже стало традицией.
Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья внеклассная деятельность по предмету является, прежде всего, эффективным методом для развития творческого потенциала, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и психики. Поэтому, традицией в нашей школе стало проведение предметной недели по экологии и биологии. Для формирования и развития у детей с ОВЗ основ экологической культуры на предметных неделях проводим праздники, например, «День Земли», «День Зиновия Синичника», «Возвращаются певцы», «Виртуальная экскурсия в Московский зоопарк». Благодаря спонсорам в 2013 году появилась возможность свозить активных членов организации «Росток» в зоопарк «Лимпопо». Ребята не только отдохнули и провели интересно время, но получили знания о многообразии животного мира, о среде обитания животных, и их экологических проблемах.
На предметной неделе ребята, с большим удовольствием, включаются в организацию праздников: разучивают стихи, рисуют рисунки, инсценируют сценки. Все это в конечном итоге содействует становлению личности ребёнка, компенсаторному развитию их способностей, определению жизненной перспективы и экологическому просвещению.
На протяжении нескольких лет в школе-интернате действует детская организация «Росток». Цель, которую «Росток» ставит перед собой: «Помочь каждому познать и изучить окружающий мир, вырасти достойными гражданами своего Отечества», красной нитью проходит через все дела организации.
В течение трех лет с 2012–2014 года «Росток» организует работу трудовой подростковой бригады. Традиционными делами трудовой бригады является благоустройство школьной территории, посадка деревьев, цветников. Воспитательная ценность трудовой бригады состоит в том, что она создаёт условия не только для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, но и творческую самореализацию, включающую экологическое познание, искусство, культуру, и другие сферы возможного самоопределения.
Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и исследовательские, в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничении возможностей. Этому способствует метод социальных проектов. Благодаря тесному взаимодействию детской организации «Росток», педагога-организатора и учителя биологии были разработаны и реализованы социальные проекты: «Родничок», «Поможем зимующим птицам». И другие социально-значимые проекты, которые способствовали формирования у школьников надпредметных навыков и личностных качеств, социально значимых компетентностей, навыков мобилизации полученных знаний и умений в определённой ситуации.
Участие в районных туристических слётах рассматривается, как обязательный элемент экологического воспитания. Основная задача этих мероприятий — отработка не только туристических навыков и повышение физической подготовленности, но и приобретение опыта экологической и краеведческой работы. Успех участия в туристическом слёте во многом зависит от того, насколько оно подготовлено. Поэтому, подготовка к этому мероприятию в школе-интернате ведется постепенно на протяжении всего учебного года, с учетом навыков, приобретенных в ходе изучения программного материала, но и знаний, полученных на занятиях туристического кружка.
Также хочется выделить и участие младших школьников в районном конкурсе «Юные Робинзоны». На данном этапе происходит пропедевтическая работа по получению первоначальных знаний, умений и навыков, которые потребуются учащимся для участия в туристических слётах. А также происходит формирование первоначальных знаний по биологии и экологии.
Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, стараемся сформировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического обучения — создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.