Программа «Школьное лесничество». Экологическое воспитание школьников | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 15.01.2016

Статья просмотрена: 429 раз

Библиографическое описание:

Свиязов, С. В. Программа «Школьное лесничество». Экологическое воспитание школьников / С. В. Свиязов. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/567/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

В настоящее время в соответствии с национальным проектом “Образование” экологическое воспитание школьников становится одним из наиболее перспективных направлений. При школах организуются детские и подростковые экологические объединения. Они различаются по форме, методам, приемам и стилю работы, однако задачи у них одни: привить учащимся любовь к родному краю, научить их бережно относиться к природе, расширить знания в области биологии, экологии и других естественных наук, сформировать трудовые умения и навыки.

Программа «Школьное лесничество» Муниципального Автономного Общеобразовательного Учреждения «Захарьинская ООШ».

  1.                Информационная карта
    1.          Программа “Школьное лесничество”.
    2.          Основные цели: экологическое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация лесохозяйственного профиля и охраны природы.
    3.          Авторы программы: Бунин А. М. –участковый лесничий Мясноборского лесничества, Свиязов С. В.- учитель биологии и географии МАОУ «Захарьинской ООШ».
    4.          Адрес: Новгородская обл., Новгородский район, д.Захарьино, ул.Рахманинова, д.6
    5.          Структура программы:

                         — теоретическая часть — 150 ч;

                         — практическая часть — 80 ч;

                         — исследовательская часть — 32 ч.

    6.             Практическая часть осуществляется в условиях летнего экологического лагеря с июня по август, а также осенью и зимой по выходным дням.
    7.             “Зеленая лаборатория” школьного лесничества — обустройство пришкольного участка(территории). Озеленение школьного двора(посадка сосен, ёлочек).
    8.             Условия реализации: программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научноисследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность. Курс могут вести учителя географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания. Программу можно вводить во 2–9 классах.
  1.                Цели и задачи программы

Цели: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к “зеленому другу”.

Задачи:

                   — укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, особо охраняемых территориях, развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;

                   — осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.

  1.                Отличительные особенности программы:

Разработанная программа школьного лесничества учитывает национально-региональный компонент. Школьники, изучая природу и экологию родного края, приобретают знания о природно-культовом комплексе Новгородского края.

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края — экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ.

  1.                Тип и вид программы
    1.          Возрастной контингент обучающихся — 7–15 лет.
    2.          Статус — объединение.
    3.          Вид программы — межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).
    4.          Состав группы –сменный.
    5.          Срок реализации программы — 3 года
  2.                Формы и режим занятий

Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии в Новгу на лесохозяйственный факультет, работа на экологических тропах, полевые экспедиции. Режим занятий — 2 часа в неделю.

  1.                Ожидаемые результаты

Программа нацелена на следующие результаты:

                   — развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей — ценностносмысловых, учебнопознавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;

                   — профессиональную ориентацию лесотехнического направления;

                   — ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;

                   — привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;

                   — получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;

                   — практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними;

                   — умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет, благоустройство территории школы, изготовление кормушек, скворечников;

                   — умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;

                   — участие в экологических акциях; научнопрактических конференциях школьников;

                   — воспитание юных хозяев леса — будущих кадров “зеленого цеха”;

  1.                Подведение итогов реализации программы

Предусматриваются следующие формы:

                   — выставки;

                   — научно-практические конференции “Шаг в будущее”;

                   — школа тьюторов: выступления с докладами;

                   — пресс-конференции “Войди в лес с другом”;

                   — круглый стол с учеными НовГУ по экологии и криологии;

                   — конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;

                   — экологическая спартакиада;

                   — конкурсы, соревнования, праздники и т. д.;

                   — научно-исследовательская работа учащихся;

  1.                Содержание программы
    1.          Основы лесоведения и лесоводства — 150 ч:

                   — Мой Новгородский край. Легенды и рассказы старожилов.

                   — История создания лесокультур.

                   — Природнокультовые объекты леса.

                   — Лес — наше богатство.

                   — Основы лесоведения и лесоводства.

                   — Изучение леса в селе Захарьино.

                   — Лесной биоценоз, его охрана.

                   — Лесная подстилка — “одеяло почвы”.

                   — Дары нашего леса.

                   — Мелодии леса — птицы.

                   — Звериными тропами наших лесов.

                   — Парад лесных ягод.

                   — Грибное лукошко.

                   — Лесная аптечка.

                   — Лес и здоровье человека.

                   — Роль леса. Биосферное значение леса.

                   — Культура общения с природой.

                   — Традиции русского народа по охране леса.

                   — Народные промыслы нашего края.

                   — По лесным экологическим тропам.

                   — Мой любимый уголок леса.

                   — Писатели и поэты о красоте родного лесе.

                   — Рубка леса. Очистка мест рубки.

                   — Посади свое дерево.

                   — Полезные насекомые леса.

                   — Подведение итогов работы.

8.2.           — Исследовательская и практическая работа — 32 ч:

                   — геоботаническое описание лесного массива;

                   — флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;

                   — фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;

                   — ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;

                   — фенологическое состояние растений;

                   — фитопатологическое обследование леса на закрепленном участке леса;

                   — учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;

                   — наблюдения за хвоелистогрызущими насекомыми;

8.3.           — Опыты в школьном лесничестве — 80 ч:

                   — правила очистки лесов и лесных насаждений;

                   — подготовка черенков красной и черной смородины к посадке;

                   — размножение красной и черной смородины черенками и уход за ними;

                   — размножение шиповника и малины сахалинской корневыми отпрысками в лесу и определение лучших сроков посадки;

                   — определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева. Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;

                   — наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;

                   — создание кабинета лесничества;

                   — создание зеленой зоны вокруг школы.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, лес, школьное лесничество, экологическое образование, Лесной биоценоз, практическая работа, Практическая часть, противопожарная безопасность, профессиональная ориентация, черная смородина.
Задать вопрос