Преемственность правовых компетенций в системе непрерывного образования “школа-колледж”
Автор: Ядрышников Константин Сергеевич
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.
Дата публикации: 02.01.2016
Статья просмотрена: 129 раз
Библиографическое описание:
Ядрышников, К. С. Преемственность правовых компетенций в системе непрерывного образования “школа-колледж” / К. С. Ядрышников. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 33-42. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/588/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данная статья посвящена анализу правовых компетенций, содержащихся в ФГОС общего образования и среднего профессионального образования, их преемственности. Автор определяет понятие «правовая компетенция», содержательно максимально соответствующее системе «школа-колледж», прослеживает преемственность правовых компетенций, различных уровней образования.
Ключевые слова: компетенция, правовая компетенция, непрерывное образование, школа, колледж, федеральный государственный образовательный стандарт, общие компетенции, профессиональные компетенции.
Система образования Российской Федерации, в соответствии со ст.10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», призвана обеспечить для обучающегося возможность реализовать право на непрерывное образование — образование в течении всей его жизни [1].
Трансформация мировой экономики и глобальная экономическая конкуренция, открывает для России новые возможности развития и расширения своего влияния на мировых рынках, в том числе, на мировом рынке рабочей силы.
Именно предоставление гражданам возможности получения непрерывного образования является одним из ответов Российской Федерации на те долговременные системные вызовы, отражающие как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития, обозначенные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2]. Безусловно, прежде всего, речь идет о вызове, связанном с возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития страны.
В данной работе, мы рассмотрим одну из основных характеристик, определяющих личность в системе непрерывного образования «школа-колледж» и разработанную на основе компетентностного подхода — правовую компетенцию обучающегося, основы ее формирования на различных уровнях образования, содержательную составляющую правовой компетенции.
Общеобразовательные организации, выполняя требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, к результатам освоения обучающимися образовательных программ общего образования, формируют у обучающихся ряд компетенций, среди которых ключевое значение имеют правовые компетенции, которые федеральные государственные образовательные стандарты специально не выделяются, однако наличие которых предполагается, исходя из требуемых ФГОС результатов. Например, невозможно сформировать у обучающегося правосознание, как этого требует ФГОС, без формирования комплекса правовых компетенций, как таковых.
Кроме того, и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», помимо прочего, ставит перед образовательными организациями задачи по изучению правовые норм, формированию правосознания, правовой культуры у обучающихся всех типов образовательных организаций, обучению основным компетенциям (общим и профессиональным) в правой сфере, независимо от профиля обучения.
Само понятие «правовая компетенция» неоднократно являлось и является предметом изучения многих исследователей. Учитывая многоплановость целевого и содержательного компонента правовой компетенции, многие исследователи рассматривают данное понятие как некий симбиоз общекультурных и профессиональных компетенций правовой направленности, что согласуется с логикой законодателя, выраженного в Федеральных государственных образовательных стандартах.
С учетом анализа определений понятия «правовая компетенция» таких исследователей, как Мягкова С. В., Коротун А. В., Высоцкий, Л. А., Безукладников К. Э., а также относительно системы «школа-колледж», имеем основания полагать, что определение, данное исследователем Мягковой С. В. определяющее структуру правовой компетенции, как: правовое сознание, правовое мышление, готовность и способность к правовой деятельности, максимально соответствует требуемому ФГОС содержанию [3].
Правовые компетенции являются гарантом способности и готовности обучающегося осуществлять, как межличностное общение, так и профессиональную деятельность по полученной профессии, ставить перед собой цели, адекватные социально-экономической ситуации в стране и мире, планировать свою профессиональную деятельность, решать задачи, используя творческий подход, рефлексировать полученный результат свое деятельности.
Безусловно, в виду изменяющейся и усложняющейся социально-экономической ситуации, прежде всего профессиональные компетенции имеют все перспективы для роста, а с ними, соответственно, будут расти и правовые компетенции, показывая синергический эффект с такими компетенциями, как: общекультурные, коммуникативными, профессиональными и общепрофессиональными т. д.).
Содержательный компонент правовых компетенций наглядней всего можно проследить, анализируя Федеральные государственные образовательные стандарты по различным уровням образовательных программ, начиная с начальной школы. Данные, приведенные в Приложении 1 и Приложении 2 настоящей работы наглядно демонстрируют присутствие содержательного компонента правовых компетенций в Федеральных государственных образовательных стандартах образовательных программ различного уровня.
Таким образом, мы видим, что целевой компонент правовых компетенций, предусмотренных Федеральным образовательным стандартом соответствующего уровня ставит перед педагогическим процессом главную цель образования — интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [10].
Помимо этого, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р “Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” — Стратегия развития воспитания в Российской Федерации предусматривает как неотъемлемую части образования, взаимосвязанную с обучением, такие аспекты воспитания как: развитие правовой и политической культуры детей, разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой адаптации детей [4].
Данные требования указывают, что государственная доктрина непрерывного образования, в первую очередь, системы «школа-колледж», включающая в себя развитие и совершенствование воспитания детей вообще и гражданского воспитания, в частности невозможна без целого комплекса правовых компетенций, формирование которых, в первую очередь ложится именно на связку «школа-колледж», на педагога.
Соответственно, главная цель и одновременно, содержательный компонент правовых компетенций достигается с помощью решения конкретных педагогических задач — через призму формирования правовой культуры и совершенствования правосознания обучающихся, создавая соответствующие этому педагогические условия (особо характерно, для основного общего и среднего общего уровня образования) [5].
Приложение 1
Содержательный компонент правовых компетенций
Таблица 1
Начальное общее образование |
||
Содержательная составляющая компетенции |
Результат реализации компетенции |
ФГОС |
Воспитание основ правовой культуры. |
Успешная социализация обучающегося в обществе |
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) |
Среднее общее образование |
||
Содержательная составляющая компетенции |
Результат реализации компетенции |
ФГОС |
Осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством |
Формирование правовой культуры и правосознания у обучающегося |
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) |
Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание и т. д. |
Сформированность правосознания |
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) |
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок |
Формирование уважительного отношения к закону и правопорядку |
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) |
Требования к курсу «Право» (базовый уровень) — требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать:
|
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; 2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; 3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; 4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; 5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; 6) сформированность основ правового мышления; 7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; 8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; 9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации; 10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях. |
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) |
«Право» (углубленный уровень) — требования к предметным результатам освоения углубленного курса права должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: |
1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества; 2) владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе; 3) сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности; 4) владение знаниями о российской правовой системе, особенностях ее развития; 5) сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; 6) сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; 7) сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц; 8) понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; 9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. |
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) |
Основное общее образования |
||
Содержательная составляющая компетенции |
Результат реализации компетенции |
ФГОС |
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «портрет выпускника основной школы» |
Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством |
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) |
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: |
Сформированность системы ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание и т. д. |
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) |
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить: |
Формирование правового самосознания |
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) |
Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» должны отражать: Обществознание: |
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности |
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) |
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна быть направлена на: |
Формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством |
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) |
Таблица 2
Среднее профессиональное образование |
|||
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
ФГОС |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл: знать: содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1–9 |
Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 N 474 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм» |
Общепрофессиональные дисциплины уметь: пользоваться законодательными актами и нормативными документами по правовому регулированию туристской деятельности; знать: законодательные акты и нормативные документы по правовому регулированию туристской деятельности, страхованию в туризме, по вопросам регулирования туристских формальностей; |
ОП.02. Организация туристской индустрии |
ОК 1–9 ПК 1.1–1.5, 1., 2.1–2.4, 2.6, 3.1, 3.2, 3.4, 4.2 |
Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 N 474 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм» |
Таблица 3
Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры |
Код формируемой компетенции |
ФГОС |
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при разработке и осуществлении широкомасштабных и социально значимых проектов туристской индустрии, оценки результатов профессиональной деятельности (ОК-12); |
ОК-12 |
Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 N 488 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «магистр»)" |
Приложение 2
Структура процесса формирования правовых компетенций обучающихся
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», N 303, 31.12.2012.
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р “О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»(вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
- Мягкова С. В. Структура и функции правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения [Текст] /С. В. Мягкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2009. — № 3. — С.19–21.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р “Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” // «Российская газета», N 6693, 08.06.2015.
- Ядрышников К. С. К вопросу о педагогических условиях преподавания правовых дисциплин в учреждения среднего профессионального образования // Успехи современной науки, 2015, № 2.
Ключевые слова
компетенция, колледж, непрерывное образование, школа, профессиональные компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт, общие компетенции, правовая компетенцияПохожие статьи
Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования
В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...
К вопросу о содержательном компоненте правовых компетенций обучающихся при формировании у них правовой культуры
Настоящая работа посвящена анализу содержательного компонента правовых компетенций обучающихся, их влиянию на формирование правовой культуры обучающихся.
Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»
В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...
Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов
В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...
Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»
В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...
Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования
В статье рассматривается технология проектирования образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования на основе критериев Агентства по гарантии качества EdNet, приводятся предложени...
Формирование навыков профессионально-ориентированного межкультурного общения у будущих специалистов индустрии гостеприимства
Цель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку состоит в развитии профессиональных иноязычных компетенций межкультурного общения. Успешная реализация этой цели подразумевает формирование лингвистической, коммуникативной и социокуль...
Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...
Моделирование содержания компетенции как научно-педагогическая проблема
В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления, наблюдение за коммуник...
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования
В данной статье проводится анализ старой традиционной системы образования, а также описаны современные подходы к пониманию понятий компетенции, анализируется понятия компетентность и компетенции. Рассматриваются актуальные проблемы современного непре...
Похожие статьи
Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования
В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...
К вопросу о содержательном компоненте правовых компетенций обучающихся при формировании у них правовой культуры
Настоящая работа посвящена анализу содержательного компонента правовых компетенций обучающихся, их влиянию на формирование правовой культуры обучающихся.
Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»
В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...
Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов
В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...
Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»
В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...
Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования
В статье рассматривается технология проектирования образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования на основе критериев Агентства по гарантии качества EdNet, приводятся предложени...
Формирование навыков профессионально-ориентированного межкультурного общения у будущих специалистов индустрии гостеприимства
Цель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку состоит в развитии профессиональных иноязычных компетенций межкультурного общения. Успешная реализация этой цели подразумевает формирование лингвистической, коммуникативной и социокуль...
Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...
Моделирование содержания компетенции как научно-педагогическая проблема
В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления, наблюдение за коммуник...
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования
В данной статье проводится анализ старой традиционной системы образования, а также описаны современные подходы к пониманию понятий компетенции, анализируется понятия компетентность и компетенции. Рассматриваются актуальные проблемы современного непре...