Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (21) май 2021 г.

Дата публикации: 09.04.2021

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Пашова, А. Н. Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР / А. Н. Пашова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 2 (21). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/195/6267/ (дата обращения: 16.11.2024).



Коррекция (от лат.: «correctio» — исправление, устранение) — это целая система педагогических и психологических мер, которые направлены на устранение и (или) ослабление несовершенства развития детей.

Коррекционно-воспитательная работа — это система целого комплекса мер педагогического и психологического влияния на разнообразные особенности аномального развития личности, так как эти дефекты сказываются не только на отдельную функцию, а в целом на социальную полноценность.

Эта коррекция основывается на сохранение функций, ведь адаптация ребенка с дефектом проходит за счет усиленного использования сохранившихся анализаторов. Л. С. Выготский описывал: «Важно понимать, что ребенок с дефектом — это не дефективный ребенок. Это просто качественно отличный, но достаточно своеобразный тип развития, ведь в личности аномального ребенка есть что — то иное, чем просто сумма недоразвитых свойств и функций. Малыш, созревание которого осложнено этим дефектом, не менее развитый, чем его обычные сверстники, но немного иначе развитый».

Такая исправительная работа результативна, если она правильно направлена, то есть, адресована к необходимой стороне развития аномального ребенка, главное ею грамотно руководить и стимулировать. Но для этого необходимо знать суть коррекционно-воспитательной работы, условия и методы ее проведения [2, с. 95].

Поэтому можно отметить ряд принципов в системе организации работы с детьми [5, с. 113], которые имеют то или иное нарушение:

  1. Принцип развития. В данном принципе предполагается в ходе логопедической работы выделить те задачи, а также трудности и этапы, которые лежат в зоне самого близкого развития ребенка, и очень важен эволюционно-динамический анализ появление того или иного дефекта. Нервно-психические функции у таких детей постоянно находятся в процессе беспрерывного развития и созревания, поэтому очень важно оценить не только прямые результаты самого первичного дефекта, но и возможное отсроченное влияние на создание, и возникновение его речевых и познавательных функций. Рассмотрение речевого дефекта в динамике возрастных изменений в жизни ребенка, оценка начала появления и возможное прогнозирование последствий его, требуют необходимого знания этапов речевого развития, и какие бывают предпосылки и условия, из-за которых появляются речевые нарушения. В определении речевых нарушений очень важное значение несет анализ с позиции развития. Это помогает специалистам найти ведущий дефект и связанные вторичные нарушения. Результат трудного произношения у детей может быть из-за ограниченной активной речи. [4, c. 36] Скудность пассивного словаря, затруднение в усвоении звуковым составом слова — все это нарушает обычный ход овладения грамматическим строем языка, т. к. у ребенка отмечаются признаки речевого недоразвития, они в этом случае будут вторичными по отношению к главному дефекту — не сформированному звукопроизношению, который наступил в результате ограниченности подвижности органов артикуляции.
  2. Онтогенетический принцип. Этот принцип включает в себя разработку методики коррекционно-логопедического и педагогического воздействия. Она идет с учетом порядка появления форм и функций речи, видов деятельности малыша в онтогенезе.
  3. Принцип системности. Принцип базируется на изображении речи как сложной функциональной системе, где все компоненты которой, существуют в тесном взаимодействии. В виду этого изучение речи, процесса ее становления и коррекции нарушений, располагает влияние на все её компоненты, всё стороны речевой системы.
  4. Принцип комплексности. Для полного логопедического заключения, для полной диагностики форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, а также данных медицинского, психологического, сопоставление уровней развития познавательной активности речи, её состоятельности особенности сенсомоторного развития ребенка.
  5. Принцип связи речи — напрямую сотрудничает с другими сторонами психического развития ребенка. Ведь все человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности ребенку не даны от рождения, они создаются под решающим взаимодействием целенаправленного воспитания и обучения, нахождение его жизни в обществе [7, с. 201]. Таким образом, физической основой всех человеческих психических свойств оказываются неврожденные нервные механизмы, а в течение всей жизни формирующиеся функциональные системы, т. е. они приобретённые. Наибольшая роль в процессе восприятия речи отдана аналитико-синтетической деятельности мозга. Именно благодаря ней малыш начинает обобщать и отличать признакифонем одних от других. Важное место занимают мыслительные процессы вразвитии сторон речи: лексико-грамматической и смысловой. Овладениеими происходит успешно, когда ребенок соотносит их и объединяет слово со значением предметов и действий. Речь формируется только в тесной взаимосвязи с развитием мыслительных процессов. Малыш при помощи речи получает и новую информацию и приобретает возможность ее по-другому изучать. Впервые годы жизни у ребенка речь оказывает очень важное влияние на развитие всех ощущений и восприятий, формируются гностические процессы. Благодаря этому, речь преобразует основные психические процессы: восприятие начинает носить более обобщенный характер, развиваются представления, усовершенствуется анемическая деятельность. По мере становления лексико-грамматической стороны речи ребенок постигает такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. Это происходит потому, что в значении слов одновременно показаны общие и отличительные признаки предметов и каждое слово уже является понятием. Итак, речь с другими сторонами психического развития связуется дифференцированно и специфично.
  6. Принцип деятельностного подхода. Этот принцип описывает организацию логопедической работы, которая проходит с учетом ведущей деятельности ребенка. К примеру, у ребенка в год ведущая форма деятельности — это позитивное общение со взрослым. Тут формируются голосовые реакции и их интонационная окрашенность, сенсорные функции, а именно коммуникативно — познавательный комплекс (решающее значение в дальнейшем психическом развитии ребенка имеет именно он). Если данный вид деятельности развит очень слабо, то речевое развитие в будущем сформируются недостаточно правильно, и потом ребенок может отставать в развитии речи. У ребенка второго года жизни предметно–действенное общение со взрослым является ведущей формой взаимодействия. Только вместе со взрослым ребенок сможет усвоить основное предназначение предметов, правильный опыт социального поведения, появляется необходимый запас знаний и представлений об окружающем мире, уже создаются пассивный и активный словари, потихоньку начинает использовать формы речевого общения. С трех же лет жизни ведущая формадеятельности — это игра, тут происходит интенсивное развитие речи. И всядеятельность ребенка проявляется в игре, даже труд преобразуется в ту же игру. Это первая ступень трудового воспитания, ведь игра и труд, происходящие в коллективе, дают необходимые, исключительно благоприятные условия для развития языка. В данном случае слово для ребенка — это часть действительности. Поэтому очень важно в интересах игровой деятельности детей и развития их языка точно продумывать и организовать игровую обстановку, давать им в должном отборе предметы, игрушки, которые будут насыщать её и на конкретных представлениях развиваться зык.

Необходимость педагогических методов и средств работы с такими детьми, должны включать разно — уровневые программы занятий с учетом индивидуальных особенностей детей и структуры их дефектов.

Также результативно использование особенной формы подачи нужного материала, простого и наглядного. Необходимо взаимодействие всех факторов, таких как:

– непосредственно состояние здоровья самого ребенка;

– сложность выбранного задания;

– время и день проведения занятий с малышом;

– нужная степень готовности ребенка к обучению;

– правильно выбранная форма проведения занятия и интенсивность работы.

  1. Принцип новизны. Этот принцип позволяет основываться на не произвольное внимание, ведь именно оно так усиливает интерес к работе. Необходимо повышать уровень заинтересованности, одновременно формируя стойкий интерес и развивать сознательность обучения. Так как именно интерес содействует глубине и прочности знаний и приводит к более успешному использованию знаний [4, с. 126]. Ведь как сказал Л. С. Выготского: «Интерес помогает ребенку охватить различные явления окружающей жизни, активирует не только восприятие, но и мысль».
  2. Принцип завершенности цикла деятельности, позволяет разделить педагогическую задачу на целую систему, следующую друг за другом алгоритмов, которые приводят к намеченному результату. Незаконченность цикла мешает переносу ЗУН ребенка в новые для него условия на новые типы решения задач.

Проведение специальных занятий по исправлению основного дефекта (памяти, внимания, моторики, речи и др.). Тут необходимо проведение занятий необходимыми специалистами, а это — логопед, психолог, инструктор ЛФК и некоторые другие специалисты. Далее в зависимости от самого дефекта, к примеру, по изучению окружающего мира используются уроки социально-бытовой ориентировки.

Лечебные мероприятия, с учетом диагноза ребенка, проводит врач-психиатр и врачи других специальностей.

  1. Принцип полезности — он необходим в получении практической пользы для адаптации к реальной жизни (деятельности, поведения, общения в ней).
  2. Принцип сотрудничества. Этот принцип проявляется в формировании необходимой атмосферы доброжелательности, для эмоциональной раскрепощенности, появляется критичность и адекватность самооценки.

На этом этапе необходимо взаимодействие всех специалистов, принимающих участие в коррекционной работе.

Важными критериями эффективности проводимой коррекционной работы являются: рост в самостоятельности и интеллектуальной активности; также повышение целеустремлённости и работоспособности подобных малышей, и все это содействует их полноценной социальной адаптации и интеграции социум. И. П. Павло заметил: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, можно изменить к лучшему. Лишь бы были созданы соответствующие условия».

С помощью исправительной работы вносятся необходимые коррективы в важные процессы и сферы детей. Благодаря коррекционной работе малыш и привыкают к необходимым ему условиям жизни, готовятся к трудовой самостоятельной жизни.

Необходимо подчеркнуть, что сущность коррекционной работы — это целая система средств, реализовывающихся в процессе всей учебной деятельности.

Литература:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4–5 лет с ОНР и ЗПР / К. Е. Бухарина. — М.: Владос, 2018. — 833 c.
  2. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. — М.: Академия (Academia), 2018. — 717 c.
  3. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — Москва: Огни, 2017. — 314 c.
  4. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. — М.: Академия, 2018. — 272 c.
  5. Дель, Светлана Васильевна Тестовая Методика Диагностики Устной Речи Учащихся 7–8 Классов / Дель Светлана Васильевна. — Москва: Гостехиздат, 2018. — 674 c.
  6. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения / Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий, 2018. — 192 c.
  7. Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика / Т. Г. Никуленко, С. И. Самыгин. — М.: Феникс, 2018. — 448 c.
  8. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие / В. И. Руденко. — Москва: Мир, 2017. — 288 c.
  9. Шашина, В. П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. — М.: Феникс, 2018. — 288 c.

Похожие статьи

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Использование текстового редактора на логопедических занятиях по коррекции нарушений письменной речи обучающихся с ОВЗ

Развитие орфографических навыков у учащихся младших классов с ОВЗ

Похожие статьи

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Использование текстового редактора на логопедических занятиях по коррекции нарушений письменной речи обучающихся с ОВЗ

Развитие орфографических навыков у учащихся младших классов с ОВЗ

Задать вопрос