Пришьём пуговицу. Индивидуальная работа по ручному труду для ребёнка с синдромом Дауна
Автор: Киселева Наталия Николаевна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (21) май 2021 г.
Дата публикации: 02.05.2021
Статья просмотрена: 155 раз
Библиографическое описание:
Киселева, Н. Н. Пришьём пуговицу. Индивидуальная работа по ручному труду для ребёнка с синдромом Дауна / Н. Н. Киселева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 2 (21). — С. 10-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/195/6337/ (дата обращения: 16.11.2024).
Младший школьный возраст — очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность в этот период, тем успешнее идёт всестороннее развитие ребёнка, реализуются потенциальные возможности и развитие творческих способностей. Ручной труд является одним из наиболее близких и доступных видов работы, создающий условия для вовлечения ребёнка в творчество, в процессе которого создаётся что-то новое, красивое, необычное. Этому мы учим ребенка постепенно шаг за шагом, от простого к сложному. Пришивание пуговиц требует от ребёнка ловких движений, и в процессе систематического труда рука приобретает уверенность. Всё это важно для подготовки руки к письму для обучения в школе.
Пришивание пуговиц способствует развитию сенсомоторики: содружественным движениям руки и глаза, а также совершенствованию координации движений, точности в выполнении работы, развитию мышления, умственному развитию ребёнка.
Цель: научить пришивать крупные пуговицы на ножке (с небольшой помощью взрослого).
Адресная направленность: Глеб Х., 7 лет, синдром Дауна, мальчик активный, инициативный, трудолюбивый.
Задачи:
- Учить дифференцировать пуговицы с ножкой, двумя отверстиями, четырьмя отверстиями, а также пуговицы, изготовленные из разных материалов (деревянные, металлические, пластмассовые, обтянутые тканью).
- Учить выполнять отдельные действия: достать швейные принадлежности, отмерить нить нужной длины и отрезать её ножницами, вдеть нитку в иголку, выровнять концы нити, завязать на конце нити узелок (с помощью взрослого), пришить пуговицу, закрепить нить вокруг пуговицы, обрезать лишнюю нить ножницами рядом с пуговицей, убрать швейные принадлежности.
- Учить чётко выполнять алгоритм действий с направляющей вербальной помощью взрослого.
В процессе достижения результата было важно:
— обучение правилам работы с иголкой, ножницами
— на начальном этапе обучения выполнение отдельных действий, затем — выполнение последовательности действий.
— на начальном этапе обучения выполнение всех действий методом «рука в руке»
— использование в работе коллекции пуговиц, изготовленных из разных материалов (деревянных, металлических, пластмассовых, обтянутых тканью)
— использование материала для дидактических игр и упражнений («Разложи пуговицы отдельно: деревянные, металлические, пластмассовые, обтянутые тканью», «Найди пуговицу с ножкой», «Найди пуговицу с четырьмя отверстиями», «Подбери к пуговице нитки такого же цвета», «Выбери все металлические пуговицы»)
— акцентирование внимания Глеба на результатах своей деятельности
Подготовительный этап. На этом этапе очень важно обучить ребёнка правилам работы с иголкой:
- Храни иглу всегда в игольнице.
- Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
- Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
- Если иголка упала, обязательно найди её.
- Храни игольницу с иголкой только в одном и том же месте (в коробке).
- Не отвлекайся во время работы с иглой, потому что можно уколоться.
Обучение правилам работы с ножницами
- Работай ножницами только за столом.
- Не оставляй ножницы открытыми.
- Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
- Не держи остриём вверх.
- Используй ножницы по назначению.
- Храни ножницы только в одном и том же месте (в коробке).
Дидактические игры
— «Разложи пуговицы отдельно: деревянные, металлические, пластмассовые, обтянутые тканью» (ребенок сортирует пуговицы в разные контейнеры)
— «Подбери к пуговице катушку с ниткой такого же цвета» (подбирает, к пуговице катушку с нитками такого же цвета)
— «Найди пуговицы» (по просьбе взрослого вкладывает в кармашки альбома пуговицы с двумя отверстиями).
— «Выбери все металлические пуговицы» (из множества пуговиц, изготовленных из разных материалов, находит только металлические).
Готовим швейные принадлежности (достаём из коробки игольницу с иголкой, ножницы, катушку с ниткой, ткань).
Алгоритм действий по пришиванию пуговицы
1. Отмеряем нить нужной длины (от края стола до красной метки) и отрезаем её ножницами.
2. Вдеваем нитку в иголку
3. Выравниваем концы нити
4. Завязываем узелок с помощью взрослого
5. Пришиваем пуговицу (продеваем иглу через ткань с изнаночной стороны, ножку пуговицы и ткань, повторяем действия продевания несколько раз)
6. Закрепляем нить вокруг пуговицы (делаем оборот ниткой вокруг пуговицы трижды, в получившуюся петлю продеваем иголку с ниткой и затягиваем)
- Обрезаем лишнюю нить ножницами рядом с пуговицей
8. Убираем швейные принадлежности
Результаты работы:
На протяжении процесса обучения у Глеба наблюдались положительные эмоции и большой интерес к выполнению этой работы
1. Глеб научился дифференцировать пуговицы с ножкой, двумя отверстиями, четырьмя отверстиями, а также пуговицы, изготовленные из разных материалов (деревянные, металлические, пластмассовые, обтянутые тканью).
2. Мальчик научился выполнять отдельные действия:
— достаёт швейные принадлежности,
— отмеряет нить нужной длины (от края стола до красной метки) и отрезает её ножницами,
— вдевает нитку в иголку,
— выравнивает концы нити,
— завязывает на конце нити узелок (с помощью взрослого),
— пришивает пуговицу (продевая иглу через ткань с изнаночной стороны, ножку пуговицы, ткань, повторяя действия продевания несколько раз), — закрепляет нить вокруг пуговицы трижды (сделав оборот ниткой вокруг пуговицы, в получившуюся петлю продевает иголку с ниткой и затягивает),
— обрезает лишнюю нить ножницами рядом с пуговицей,
— убирает швейные принадлежности.
3. Научился чётко выполнять алгоритм действий с направляющей вербальной помощью взрослого.
За время обучения Глеб сделал несколько поделок: Пришил пуговицы в виде звёздочек к ёлочке, чешуйки к рыбке, яблоки к яблоньке.
Пришил пуговку к кофточке Насти
Украсил пуговицами декоративную подушку в группе.