Пришьём пуговицу. Индивидуальная работа по ручному труду для ребёнка с синдромом Дауна | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (21) май 2021 г.

Дата публикации: 02.05.2021

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Н. Н. Пришьём пуговицу. Индивидуальная работа по ручному труду для ребёнка с синдромом Дауна / Н. Н. Киселева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 2 (21). — С. 10-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/195/6337/ (дата обращения: 16.11.2024).



Младший школьный возраст — очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность в этот период, тем успешнее идёт всестороннее развитие ребёнка, реализуются потенциальные возможности и развитие творческих способностей. Ручной труд является одним из наиболее близких и доступных видов работы, создающий условия для вовлечения ребёнка в творчество, в процессе которого создаётся что-то новое, красивое, необычное. Этому мы учим ребенка постепенно шаг за шагом, от простого к сложному. Пришивание пуговиц требует от ребёнка ловких движений, и в процессе систематического труда рука приобретает уверенность. Всё это важно для подготовки руки к письму для обучения в школе.

Пришивание пуговиц способствует развитию сенсомоторики: содружественным движениям руки и глаза, а также совершенствованию координации движений, точности в выполнении работы, развитию мышления, умственному развитию ребёнка.

Цель: научить пришивать крупные пуговицы на ножке (с небольшой помощью взрослого).

Адресная направленность: Глеб Х., 7 лет, синдром Дауна, мальчик активный, инициативный, трудолюбивый.

Задачи:

  1. Учить дифференцировать пуговицы с ножкой, двумя отверстиями, четырьмя отверстиями, а также пуговицы, изготовленные из разных материалов (деревянные, металлические, пластмассовые, обтянутые тканью).
  2. Учить выполнять отдельные действия: достать швейные принадлежности, отмерить нить нужной длины и отрезать её ножницами, вдеть нитку в иголку, выровнять концы нити, завязать на конце нити узелок (с помощью взрослого), пришить пуговицу, закрепить нить вокруг пуговицы, обрезать лишнюю нить ножницами рядом с пуговицей, убрать швейные принадлежности.
  3. Учить чётко выполнять алгоритм действий с направляющей вербальной помощью взрослого.

В процессе достижения результата было важно:

— обучение правилам работы с иголкой, ножницами

— на начальном этапе обучения выполнение отдельных действий, затем — выполнение последовательности действий.

— на начальном этапе обучения выполнение всех действий методом «рука в руке»

— использование в работе коллекции пуговиц, изготовленных из разных материалов (деревянных, металлических, пластмассовых, обтянутых тканью)

— использование материала для дидактических игр и упражнений («Разложи пуговицы отдельно: деревянные, металлические, пластмассовые, обтянутые тканью», «Найди пуговицу с ножкой», «Найди пуговицу с четырьмя отверстиями», «Подбери к пуговице нитки такого же цвета», «Выбери все металлические пуговицы»)

— акцентирование внимания Глеба на результатах своей деятельности

Подготовительный этап. На этом этапе очень важно обучить ребёнка правилам работы с иголкой:

  1. Храни иглу всегда в игольнице.
  2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
  3. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
  4. Если иголка упала, обязательно найди её.
  5. Храни игольницу с иголкой только в одном и том же месте (в коробке).
  6. Не отвлекайся во время работы с иглой, потому что можно уколоться.

Обучение правилам работы с ножницами

  1. Работай ножницами только за столом.
  2. Не оставляй ножницы открытыми.
  3. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  4. Не держи остриём вверх.
  5. Используй ножницы по назначению.
  6. Храни ножницы только в одном и том же месте (в коробке).

Дидактические игры

— «Разложи пуговицы отдельно: деревянные, металлические, пластмассовые, обтянутые тканью» (ребенок сортирует пуговицы в разные контейнеры)

— «Подбери к пуговице катушку с ниткой такого же цвета» (подбирает, к пуговице катушку с нитками такого же цвета)

— «Найди пуговицы» (по просьбе взрослого вкладывает в кармашки альбома пуговицы с двумя отверстиями).

— «Выбери все металлические пуговицы» (из множества пуговиц, изготовленных из разных материалов, находит только металлические).

Готовим швейные принадлежности (достаём из коробки игольницу с иголкой, ножницы, катушку с ниткой, ткань).

Алгоритм действий по пришиванию пуговицы

1. Отмеряем нить нужной длины (от края стола до красной метки) и отрезаем её ножницами.

2. Вдеваем нитку в иголку

3. Выравниваем концы нити

4. Завязываем узелок с помощью взрослого

5. Пришиваем пуговицу (продеваем иглу через ткань с изнаночной стороны, ножку пуговицы и ткань, повторяем действия продевания несколько раз)

6. Закрепляем нить вокруг пуговицы (делаем оборот ниткой вокруг пуговицы трижды, в получившуюся петлю продеваем иголку с ниткой и затягиваем)

  1. Обрезаем лишнюю нить ножницами рядом с пуговицей

8. Убираем швейные принадлежности

Результаты работы:

На протяжении процесса обучения у Глеба наблюдались положительные эмоции и большой интерес к выполнению этой работы

1. Глеб научился дифференцировать пуговицы с ножкой, двумя отверстиями, четырьмя отверстиями, а также пуговицы, изготовленные из разных материалов (деревянные, металлические, пластмассовые, обтянутые тканью).

2. Мальчик научился выполнять отдельные действия:

— достаёт швейные принадлежности,

— отмеряет нить нужной длины (от края стола до красной метки) и отрезает её ножницами,

— вдевает нитку в иголку,

— выравнивает концы нити,

— завязывает на конце нити узелок (с помощью взрослого),

— пришивает пуговицу (продевая иглу через ткань с изнаночной стороны, ножку пуговицы, ткань, повторяя действия продевания несколько раз), — закрепляет нить вокруг пуговицы трижды (сделав оборот ниткой вокруг пуговицы, в получившуюся петлю продевает иголку с ниткой и затягивает),

— обрезает лишнюю нить ножницами рядом с пуговицей,

— убирает швейные принадлежности.

3. Научился чётко выполнять алгоритм действий с направляющей вербальной помощью взрослого.

За время обучения Глеб сделал несколько поделок: Пришил пуговицы в виде звёздочек к ёлочке, чешуйки к рыбке, яблоки к яблоньке.

Пришил пуговку к кофточке Насти

Украсил пуговицами декоративную подушку в группе.

Похожие статьи

Играют дети — играем вместе (игровая терапия для детей с ранним детским аутизмом)

Театрализованные игры в обучении и воспитании детей с различными возможностями. Социальная адаптация детей с ОВЗ

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад

Консультация для воспитателей «Обучение лепке в детском саду»

Ребёнок начинает рисовать. Младший дошкольный возраст. Консультация для родителей

Ортобиотика — основополагающая технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья!

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Краткосрочный проект «Труд дошкольника», или «Копилка моего труда»

Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Похожие статьи

Играют дети — играем вместе (игровая терапия для детей с ранним детским аутизмом)

Театрализованные игры в обучении и воспитании детей с различными возможностями. Социальная адаптация детей с ОВЗ

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад

Консультация для воспитателей «Обучение лепке в детском саду»

Ребёнок начинает рисовать. Младший дошкольный возраст. Консультация для родителей

Ортобиотика — основополагающая технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья!

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Краткосрочный проект «Труд дошкольника», или «Копилка моего труда»

Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Задать вопрос