Формирование основных химических понятий с использованием различных школьных учебников
Автор: Зубков Владимир Владимирович
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (22) октябрь 2021 г.
Дата публикации: 11.06.2021
Статья просмотрена: 311 раз
Библиографическое описание:
Зубков, В. В. Формирование основных химических понятий с использованием различных школьных учебников / В. В. Зубков. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 3 (22). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/204/6468/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлен опыт формирования основных химических понятий у обучающихся 8 класса на начальном этапе обучения предмету. Автором показано использование в учебном процессе как дополнительного средства обучения различных учебников химии, изданных в период с 1957 г. по 2016 г. В процессе самостоятельной работы учащихся с текстами различных учебников успешно формируются основные базовые понятия химии.
Ключевые слова: учебник, самостоятельная работа школьников, текст учебника, автор, учащийся, химический термин.
В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умению учащихся самостоятельно работать с разнообразными текстами, извлекать и осмысливать необходимую информацию. Основной целью изучения химии в школе является знакомство с важнейшими химическими понятиями, необходимыми для понимания естественно-научной картины современного мира. Подростки XXI века каждый день сталкиваются с большим потоком информации и читают много текстов различного содержания. Тем не менее, осмысленное чтение школьных учебников является необходимым условием для воспитания и обучения подрастающего поколения. Использование учебников на уроках химии описано в работах таких авторов, как Кузнецова Н. Е., Чернобельская Г. М., Чертков И. Н. Актуальность заявленной темы объясняется необходимостью совершенствования методов, подходов и приемов, используемых учителем в процессе обучения.
Целью данной статьи является информирование учителей химии о возможной организации самостоятельной работы учащихся с использованием текстов учебников разных авторских коллективов. Задачи статьи заключаются в следующем: 1. Привлечь внимание коллег, заинтересованных в решении проблемы, связанной со снижением интереса подростков к осознанному чтению школьных учебников. 2. Показать на конкретном примере принцип организации самостоятельной работы школьников с материалом школьного учебника по ознакомлению с новым химическим термином. 3. Представить результаты проведенной работы.
В учебном кабинете, в котором я провожу уроки, имеются в наличии учебники химии, изданные в разные годы различными авторами. Хочу поделиться опытом по организации работы с данным образовательным ресурсом с учащимися 8-х классов (первого года обучения химии). Изначально с учебниками работали только на уроке, в настоящее время работа с ксерокопиями и фотографиями страниц учебников выполняется в качестве домашней работы. Возможно так же использование имеющихся электронных версий учебников. Основным учебником, используемым на уроке, является учебник авторов О. С. Габриеляна, В. И. Сивоглазова, С. А. Сладкова (2016г.), в качестве дополнительных средств обучения я использую учебники, перечисленные в таблице № 1. Во втором столбце таблицы представлены конкретные определения понятия «химия», содержащиеся в упомянутых учебниках. Ребятам предлагается в ходе самостоятельной работы с текстами учебников (их количество определяется исходя из работоспособности класса в целом и конкретных учеников) найти определение нового для них термина «химия», данного разными авторскими коллективами, сравнить определения, найти общие слова, встречающиеся в толковании термина и заметить различия. Аналогичная работа проводится и по формированию других терминов программы курса химии 8 класса.
В течение учебного года класс выполняет подобные задания несколько раз в месяц. Ориентировочное время выполнения заданий в среднем составляет 10–15 минут. Таким образом, учащиеся регулярно работают с различными школьными учебниками. Аналогичная работа по формированию основных химических терминов, содержащихся в школьных учебниках разных авторов, проводится на разных этапах урока. Тексты учебников используются не только для того, чтобы учащиеся осознанно читали их, но и понимали химические термины, необходимые для более глубокого осмысления и усвоения изучаемого материала. Положительным моментом в данной работе хочется отметить то, что у обучающихся формируется уважительное отношение к авторам не только современных школьных учебников, но и к ученым советской и российской химической школы, по которым изучали химию их бабушки, дедушки, родственники и знакомые.
Главным достижением такой работы школьников является то, что обучающиеся вдумчиво и осмысленно читают тексты учебников. Учащиеся с особым интересом сравнивают определения химических терминов, данные в разные годы различными авторскими коллективами. Приведу вопросы, которые обычно задаю в классе после ознакомления с различными текстами: «Какой учебник Вы, скорее всего, порекомендуете прочитать своим друзьям (знакомым) для изучения данной (конкретной) темы? Почему? Приведите аргументы».
В конце учебного года я прошу восьмиклассников ответить на следующий вопрос: «Считаете ли вы использование в учебном процессе нескольких учебников более полезным, чем привычную работу по одному учебнику?» В таблице № 2 приведены результаты опроса, который проводился среди учащихся на протяжении 4 лет. Ответы юношей в таблице обозначены буковой «Ю», ответы девушек обозначены буквой «Д». Из полученных результатов следует, что за последние четыре года постепенно увеличивается процент учеников, которые считают работу с несколькими учебниками более интересной и эффективной, чем использование одного учебника и уменьшается количество школьников, которые затрудняются с выбором ответа.
Сформированные основные химические понятия в процессе самостоятельной работы школьников с учебниками разных авторов (различных научных источников) позволяют успешно их применять как при контроле знаний, а в дальнейшем и при прохождении процедуры ГИА по химии за курс программы основного общего образования, так и при понимании и объяснении сущности химических явлений. В конечном итоге полученные результаты безусловно способствуют более осознанному научно-мировоззренческому восприятию учащимися окружающего нас мира.
Таблица № 1
Учебник |
Определение термина «Химия» |
Гузей Л. С., В. В. Сорокин В. В., Р. П. Суровцева Р. П. Химия. Учебник для 8 класса. М.: Дрофа, 1988. — 304 с. |
Химия — имеет дело прежде всего с веществами — их свойствами, их взаимными превращениями и процессами, сопровождающими эти превращения. |
Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., В. В. Лунин В. В. Химия. Учебник для 8 класса. М.: Дрофа, 2011. — 252 с. |
Химия — это наука о веществах, их свойствах и взаимных превращениях . |
Минченков Е. Е., Зазнобина Л. С., Смирнова Т. В. Химия. Учебник для 8 класса. М.: Школьная пресса, 2005. — 192 с. |
Химия — это наука о веществах, их составе, строении и свойствах. |
Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия. Учебник для 8 класса. М.: Астрель, 2005. — с. |
Химия — наука о веществах, химических реакциях и их применении. |
Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Учебник для 8 класса. М.: Просвещение, 2009. — 176 с. |
Химия — наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения. |
Ходаков Ю. В., Цветков Л. А., Шаповаленко С. Г., Эпштейн Д. А. Химия. Учебник для 8–10 классов. М.: ГУПИ, 1957. — 424 с. |
Химия — наука о веществах, их превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения . |
Таблица № 2
2015–2016 |
2016–2017 |
2017–2018 |
2018–2019 |
|||||
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
|
Д а (%) |
69 |
61 |
67 |
64 |
74 |
65 |
79 |
69 |
Нет (%) |
10 |
19 |
13 |
17 |
13 |
18 |
12 |
25 |
Затрудняюсь ответить (%) |
21 |
20 |
18 |
19 |
13 |
17 |
9 |
6 |
Литература:
- Кузнецова Н. Е. Познавательная деятельность учащихся в процессе формирования химических понятий. — В кн.: Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. — Л., 1983. — с.3–14
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
- Чертков И. Н. Об освещении химических понятий в школьных учебниках.- В кн.: Проблемы методического построения учебника химии для средней школы. — М., 1974. — с.65–67
Ключевые слова
учащийся, учебник, автор, самостоятельная работа школьников, текст учебника, химический терминПохожие статьи
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Анализ учебного пособия по английскому языку в рамках требований к учебной литературе
Основные требования к учебной литературе касаются принципов организации учебного материала и принципов изложения материала. Автор рассматривает как теоретическую сторону вопроса, так и практическую. На примере учебного пособия «Английский язык для а...
Формирование рефлексии у старших школьников на уроке математики
В статье рассматривается понятие «рефлексия» с точки зрения педагогики и психологии. Описываются различные методы организации рефлексивной деятельности на уроках математики. Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование рефлексии являе...
Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка
В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий
В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...
Специфика организации процесса проблемного начального языкового образования в современных условиях и исследование педагогического эксперимента
В статье представлены основные аспекты организации процесса начального языкового образования, в котором отражено использование метода проблемного обучения. Рассмотрены особенности поликультурной среды в русской школе на примере учителей словесников, ...
Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования
В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...
Электронный учебник как средство повышения качества обучения английскому языку
В статье анализируется опыт создания и использования электронного образовательного контента для системы общего образования. Уточнено понятие электронного учебника, приведены его основные возможности. Охарактеризованы основные структурные компоненты э...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Опытно-экспериментальное исследование влияния предметного мира на формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные направления работы по ознакомлению младших дошкольников с предметным миром как инструментом формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. В статье рассмотрены результаты экспериментальной работы на...
Похожие статьи
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Анализ учебного пособия по английскому языку в рамках требований к учебной литературе
Основные требования к учебной литературе касаются принципов организации учебного материала и принципов изложения материала. Автор рассматривает как теоретическую сторону вопроса, так и практическую. На примере учебного пособия «Английский язык для а...
Формирование рефлексии у старших школьников на уроке математики
В статье рассматривается понятие «рефлексия» с точки зрения педагогики и психологии. Описываются различные методы организации рефлексивной деятельности на уроках математики. Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование рефлексии являе...
Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка
В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий
В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...
Специфика организации процесса проблемного начального языкового образования в современных условиях и исследование педагогического эксперимента
В статье представлены основные аспекты организации процесса начального языкового образования, в котором отражено использование метода проблемного обучения. Рассмотрены особенности поликультурной среды в русской школе на примере учителей словесников, ...
Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования
В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...
Электронный учебник как средство повышения качества обучения английскому языку
В статье анализируется опыт создания и использования электронного образовательного контента для системы общего образования. Уточнено понятие электронного учебника, приведены его основные возможности. Охарактеризованы основные структурные компоненты э...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Опытно-экспериментальное исследование влияния предметного мира на формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные направления работы по ознакомлению младших дошкольников с предметным миром как инструментом формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. В статье рассмотрены результаты экспериментальной работы на...