Методика подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ на уроках обществознания с использованием современных образовательных технологий (из опыта работы) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (22) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.07.2021

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Гаджиева, А. Н. Методика подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ на уроках обществознания с использованием современных образовательных технологий (из опыта работы) / А. Н. Гаджиева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 3 (22). — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/204/6502/ (дата обращения: 19.12.2024).



В последние годы в связи с введением ЕГЭ учителям пришлось значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. На сегодняшний день экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ среди учащихся самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Успешно освоить предмет обществознание и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса. Серьёзной проблемой является отсутствие методики подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по данному предмету. Сложность заключается в том, что эта дисциплина включает в себя основы социально — гуманитарных наук (философии, политологии, права, экономики, социологии, культурологии, а также истории). Изучение человека и общества невозможно с помощью методов точных и естественных наук. На обществознании необходимо думать абстрактно, то есть владеть отвлеченными понятиями, это основной инструмент познания человека и общества. Обществознание — это социальная наука, претерпевающая изменения практически каждый день. В тестовых заданиях часто встречаются вопросы, проверяющие знания школьника о современной политической и социальной обстановке в мире. А школьная программа усложняется с каждым годом, и, для того чтобы знать обществознание на «отлично», уже недостаточно просто ознакомиться с материалом учебника. Именно поэтому подготовка к ЕГЭ по обществознанию несколько отличается от подготовки к экзаменам по другим предметам и должна строиться последовательно и систематично. В рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне просто невозможно. Но готовить их надо. Поэтому нужно максимально использовать возможности школьного урока и дополнительные занятия по предмету по подготовке к ЕГЭ. Современный урок отличают оптимальный выбор методов и приемов обучения, обеспечивающих активное учение школьников. Таким образом, достигается организационная четкость урока. Поэтому при подготовке к уроку важно выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения. За свою практику подготовки ЕГЭ было замечено, что тестовый материал дети усваивают очень хорошо, но как только дело доходит до части Б, то начинаются трудности. И дело далеко не в том, что у учеников нет необходимого багажа знаний. Скорее, неумение использовать их на практике. Поэтому нужно учителю скорректировать свою работу по подготовку к ЕГЭ и разработать более эффективную методику подготовки к сдаче итоговой аттестации. На уроках изучения новой темы материал надо преподносить таким образом, чтобы максимально его структурировать согласно тем заданиям и вопросам, которые входят в задания ЕГЭ. Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ — неумение работать с текстовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. (задания 21,22,23,24) Работа с текстом на уроках обществознания, особенно в старшей школе, является одним из основных видов моей работы. Текст на уроках должен становится стимулом для обсуждения различных проблем. Тексты для анализа подбираются как из учебной, так и из художественной литературы. Кроме того, используются тексты научного и публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Нередко тексты подбирают сами школьники. Начинать урок в 11 классе нужно именно с ознакомления с текстом по изучаемой теме.

В качестве примера можно привести стандартный урок по теме «Конкуренция и монополия». На уроке не даются готовые решения, весь процесс должен находиться в самостоятельной исследовательской деятельности учеников. Текст может быть напечатан на листочках или же спроектирован на интерактивной доске. Ученики внимательно изучают текст и определяют, к какой теме он имеет отношение (это необходимо для актуализации знаний по данной теме). Ученики находят ключевые слова и сами озвучивают тему, которой будет посвящен данный урок. Одним из действенных вариантов применения компьютерных технологий в образовательном процессе с целью подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию является использование программы Microsoft PowerPoint. Эта программа позволяет учителю и ученику создавать и показывать мультимедийные презентации любого содержания в виде слайдов, затем с помощью мультимедийного проектора картинки с монитора проецировать на демонстрационный экран. Такая необходимость возникает в связи с тем, что идет работа с большим объемом информации. Благодаря использованию программы MicrosoftPowerPoint (мультимедийных презентаций) теоретический материал сопровождается устным комментарием или представляется теоретический блок полностью, что, естественно, значительно экономит время. Наиболее удачным, на мой взгляд, является вариант структурирования учебного материала путем составления таблиц и схем, что даёт возможность повторить основные понятия, вычленить главное. Обязательно в презентации разрабатывается слайд с планом изучаемой темы. Но данный план содержит только ключевые моменты. В конце урока ученики дополняют план более детализировано. Таким способом продуктивность урока возрастает в разы. Это своего рода подготовка к заданию № 28, где от ученика требуется составить развернутый план по определенной теме. И на следующем уроке при проведении опроса по пройденной теме ученики должны воспроизвести данный план. Ознакомившись с темой, записав понятия и глоссарий в рабочую тетрадь, возвращаемся к текстовому заданию и разбираем вопросы 21, 22, 23, 24. Проходит это в оживленном конструктивном диалоге, где сообща дети находят ответы на поставленные к тексту вопросы. При работе с данным заданием есть определенная технология. Ученики внимательно читают вопросы к тексту, определяют, сколько позиций ответа предполагает вопрос. Записывать ответы необходимо по пунктам: 1, 2. Очень важно уметь в вопросе выделить ключевые слова , они помогут понять, что требует задание (это важно и в блоке А).

На этапе закрепления пройденной темы желательно направить усилия на решение тематических тестов , которые включают в себя все формы заданий, содержащиеся в структуре КИМа, но ориентированные на конкретный блок вопросов. На этом этапе лучше использовать различные тестовые пособия, презентации-тренажёры (можно составить тренировочные тематические тесты самостоятельно, а также использовать Интернет-ресурсы), онлайн-тесты и онлайн-тренажеры. Очень эффективны в использовании таблицы с определенными суждениями, где нужно лишь отметить верно или неверно данное утверждение. При анализе ответов ученика учитель уясняет, где у ученика образовались пробелы.

ЕГЭ по обществознанию включает в себя задание С9, которое требует от выпускников написание эссе. Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное мнение по определенному вопросу. Такая форма проверки знаний задействуется не только в ЕГЭ по обществознанию, но и по другим учебным дисциплинам. Тем не менее, написание эссе вызывает наибольшие трудности у учащихся. Готовить детей к эссе можно так. После прохождения темы учащимся предлагается дома написать эссе по одному из нескольких предложенных высказываний. У каждого ученика есть памятка по написанию эссе, которая помогает не отходить от требуемых критерий. Высказывания подбираются так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превращается в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинается с того, что 1–2 учащихся зачитывают перед классом свои эссе. Основываясь на установленных критериях оценки, вслух разбираются выступления и оцениваются, к разбору эссе можно привлекать и самих учащихся. Критерий оценки должен примерно совпадать с критерием оценки эссе на ЕГЭ. Затем ученики выполняют в тетрадях по подготовке к ЕГЭ задание № 25, где нужно раскрыть определенное понятие и составить два предложения о сущности понятия и его видах и формах. Следующее задание заключается в том, что ученики должны по памяти записать план прошлой темы (задание 28). Никогда не прекращающееся повторение всего пройденного материала практикуется во время ежеурочной «разминки», когда дети должны ответить на вопрос из любой пройденной темы. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов обществознания.

Таким образом, системная подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: тестирование, повторение терминов, написание творческих работ (эссе). Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень подготовки ЕГЭ по обществознанию обязывает учителя перестроить свою работу с детьми так, чтобы в результате помочь им успешно сдать экзамен. Ведь для этого нужно совсем немного: стремление самих ребят и желание учителя помочь своим ученикам. Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию становится эффективной только в том случае, если вышеперечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

Похожие статьи

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ в процессе преподавания физики на базовом уровне (из опыта работы)

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике в профильных классах (из опыта работы)

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы)

Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы)

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности

Похожие статьи

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ в процессе преподавания физики на базовом уровне (из опыта работы)

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике в профильных классах (из опыта работы)

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы)

Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы)

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности

Задать вопрос