Эстетическое воспитание на уроках математики
Автор: Мазуренко Наталья Ивановна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (23) январь 2022 г.
Дата публикации: 15.12.2021
Статья просмотрена: 104 раза
Библиографическое описание:
Мазуренко, Н. И. Эстетическое воспитание на уроках математики / Н. И. Мазуренко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/212/6936/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье автор пытаются определить связь уроков математики с эстетическим воспитанием школьников.
Ключевые слова: математика, эстетическое воспитание, дети.
В условиях внедрения новых образовательных технологий особо важную актуальность приобретает педагогическая проблема, над которой в свое время работал А. Сухомлинский. Целью воспитания он считал развитие творческих способностей ребенка в условиях коллектива на основе этико-эстетических ценностей, интересов и потребностей, направленных на творческую работу и саморазвитие. Математика — это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты и культуры мира. А красота многогранна и многолика.
Задайте сами себе вопрос: «Каков уровень развития эстетической культуры у меня?» Хотите определить? Перед Вами анкета, состоящая из 6 вопросов. Ответьте на вопросы анкеты:
Диагностика уровня эстетической культуры
1) Как часто вы посещаете музеи и выставочные залы?
а) регулярно;
б) нет на это времени;
в) редко.
2) Классическая музыка скучна:
а) нет;
б) не слушаю музыку вообще;
в) да.
3) Записаны ли вы в библиотеку?
а) да;
б) нет;
в) пользуюсь домашней.
4) Мне больше нравится классическая литература, чем детективы:
а) да;
б) не люблю читать вообще;
в) нет.
5) Мне нравится рассматривать картины с пейзажами:
а) да;
б) нет;
в) иногда.
6) Сколько раз в своей жизни вы были на спектакле в театре?
а) больше пяти раз;
б) один раз;
в) три раза.
За каждый ответ: а) 2 балла, б) 0 баллов, в) 1 балл.
Оценка результатов:
0–6 баллов — низкий уровень эстетической культуры;
6–9 баллов — средний уровень эстетической культуры;
9–12 баллов — высокий уровень эстетической культуры.
Итак, Вы оценили уровень своей эстетической культуры. Наверняка, получились различные результаты — может не потому, что мы не хотим ходить в театры, посещать выставки, читать произведения классиков — может потому, что на это никогда не остается времени.
Вам предлагается пример проведения фрагмента урока с обучающими карточками, который можно проводить на любом уроке, по любой дисциплине, насытив обучающие карточки не только математическими примерами по теме урока, но и историческими сведениями, культурными ценностями, которые выполняют развивающие функции.
На уроке учащиеся объединяются в группы. Каждой группе выдается карточка с примерами по теме урока. Учащиеся должны выполнить математическое задание и расшифровать ответ к карточке, который скрывается в ней.
Тема урока «Действия с целыми числами» (6 класс).
Каждая группа получает свою обучающую карточку, в которой содержатся примеры по теме урока и зашифрована фамилия известного человека. Решив математические задания в карточке, ребята смогут расшифровать фамилию. После этого проверяется правильность выполнения математического задания (выступает один человек от группы). Ребята из группы называют зашифрованную фамилию и говорят несколько слов об этом человеке. Время на выполнение математического задания 3 минуты.
Ива́н Ива́нович Ши́шкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.
Ш |
И |
Ш |
К |
И |
Н |
13 |
15 |
13 |
-258 |
15 |
-6 |
(-9–57): (60–49) |
(-32–11)(-5-(-11)) |
-32: (-8)-4+15 |
(-15+28)(-13-(14)) |
-6 |
-258 |
15 |
13 |
Н |
К |
И |
Ш |
Ива́н Константи́нович Айвазо́вский — русский художник-маринист и баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте
А |
Й |
В |
А |
З |
О |
В |
С |
К |
И |
Й |
3 |
-23 |
0 |
3 |
2 |
-1 |
0 |
-2 |
20 |
-4 |
-23 |
-9∙0 |
(-15+16)∙(-2) |
-40: (-5)-12 |
-12: (-6) |
-7–5(-2) |
(-56+57)∙20 |
-15–16:2 |
4–20:4 |
0 |
-2 |
-4 |
2 |
3 |
20 |
-23 |
-1 |
В |
С |
И |
З |
А |
К |
Й |
О |
Карл Па́влович Брюлло́в — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Автор жанровых и исторических полотен
Б |
Р |
Ю |
Л |
Л |
О |
В |
-5 |
-8 |
0 |
67 |
67 |
-23 |
2 |
15∙(-2)+30 |
(-11–12)(-11+12) |
(-2-(-7))∙(-1) |
-12: (-2–4) |
-17∙(-1)+50 |
2: (-2)-7 |
0 |
-23 |
-5 |
2 |
67 |
-8 |
Ю |
0 |
Б |
В |
Л |
Р |
Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом.
В |
А |
С |
Н |
Е |
Ц |
О |
В |
0 |
-90 |
24 |
-22 |
-19 |
-7 |
-30 |
0 |
(-5–7)∙(-2) |
-17–10:2 |
(12-(-3))∙(-2) |
(-5+12)∙(-1) |
5–15: 3 |
3∙(-7)+2 |
(-10–20)(-2+5) |
24 |
-22 |
-30 |
-7 |
0 |
-19 |
-90 |
С |
Н |
О |
Ц |
В |
Е |
А |
После выполнения математического задания по карточкам, ребятам предлагается совершить виртуальную экскурсию по залам Третьяковской галереи , где находятся картины этих художников.
Подводя итоги, хотелось бы сказать несколько слов о достоинствах этой формы работы с детьми:
- Способствует активизации познавательной деятельности учащихся;
- Способствует формированию всестороннего и культурного развития учащихся;
- Дает возможность эффективно проводить групповую работу на уроках закрепления учебного материала по разным темам (такие карточки можно составить к разным темам: «Интегралы», «Производная», «Логарифмы», и т. д.)
- Форма работы может использоваться во внеклассной работе по предмету и стать основой проведения различных математических конкурсов.
- Эту форму работы может применить учитель любой дисциплины у себя на уроке.
- Эта форма работы способствует личностному развитию самого учителя-предметника.
Красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, математика дает возможность осознать явления и упрочить знания о гармонии всего мира. Роль эстетического и культурного воспитания в развитии личности, во всестороннем ее формировании трудно переоценить. Еще в древности встречалась мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом говорится в притче Плутарха:
Три раба везут тачку с камнем.
Каждому из них философ задает один и тот же вопрос:
«Зачем ты везешь эти тяжелые камни?»
Первый отвечает: «Приказали везти эту тачку, вот и везу».
Второй отвечает: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб».
Третий же сказал: «Строю прекрасный храм».
Литература:
- Волошинов А. В. Союз математики и эстетики / А. В. Волошинов // Математика в школе. — № 7. — 2006. — С.62–68.
- Воронина Л. В. Математическая культура личности // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 3. — С.60–67.
- И. Г. Зенкевич, “Эстетика урока математики”: Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1981.
- Саранцев Г. И. Эстетическая мотивация в обучении математике. Саранск, 2003. 136 с.
Похожие статьи
Эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе
В данной статье рассматривается роль эстетического воспитания подрастающего поколения в данный временной период, эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе. Описывается исследование, определяющее значение эстетического воспитания ...
Особенности эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста
В статье автор пытается описать особенности эстетической культуры старших дошкольников.
Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.
Эстетическое воспитание детей старшей группы детского сада
В статье рассматривается эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ.
Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства
В данной статье представлены результаты и анализ диагностического исследования эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства. Статья посвящена роли эстетического, нравственного и музыкального воспитания детей; особое в...
Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников
В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.
Дидактические игры в средней группе детского сада
В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.
Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.
Первые дни ребёнка в школе
В статье авторы раскрыли тему эстетического воспитания младших школьников с первых дней обучения в школе.
Реализация эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в средней школе
Статья посвящена изучению эстетического воспитания в средней школе, исследованию методов воспитания восприятия на уроках изобразительного искусства в средней школе.
Похожие статьи
Эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе
В данной статье рассматривается роль эстетического воспитания подрастающего поколения в данный временной период, эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе. Описывается исследование, определяющее значение эстетического воспитания ...
Особенности эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста
В статье автор пытается описать особенности эстетической культуры старших дошкольников.
Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.
Эстетическое воспитание детей старшей группы детского сада
В статье рассматривается эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ.
Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства
В данной статье представлены результаты и анализ диагностического исследования эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства. Статья посвящена роли эстетического, нравственного и музыкального воспитания детей; особое в...
Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников
В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.
Дидактические игры в средней группе детского сада
В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.
Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.
Первые дни ребёнка в школе
В статье авторы раскрыли тему эстетического воспитания младших школьников с первых дней обучения в школе.
Реализация эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в средней школе
Статья посвящена изучению эстетического воспитания в средней школе, исследованию методов воспитания восприятия на уроках изобразительного искусства в средней школе.