Правовой статус ученика (урок обществознания в 9 классе) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и карты уроков

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (24) март 2022 г.

Дата публикации: 30.01.2022

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Алендеева, Н. Е. Правовой статус ученика (урок обществознания в 9 классе) / Н. Е. Алендеева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 2 (24). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/221/7045/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья представляет собой технологическую карту урока по теме «Правовое регулирование отношений в сфере образования». Ее можно использовать как для урока, так и внеклассного и внеурочного мероприятия.

Ключевые слова: ФЗ Об образовании в РФ, Устав Учреждения, права, обязанности ученика.

Цели урока:

для учителя : создать условия для правового просвещения школьников, формирования у них осознанного, уважительного отношения к другим участникам образовательного процесса и их правомерного поведения в школе; развития читательской грамотности и глобальных компетенций.

для учащихся: оценить уровень своих знаний по теме «Правовой статус ученика», соотнести собственное поведение и поступки одноклассников с нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации.

Задачи урока:

– структурировать знания по теме «Права и обязанности субъектов образовательного процесса»;

– формировать коммуникативные компетенции в общении со сверстниками и старшими.

Планируемые результаты:

П редметные: учащиеся смогут различать понятия «права и обязанности человека», «права и обязанности участников образовательного процесса», обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов образовательного процесса, применять знания в повседневной жизни.

Метапредметные:

Познавательные УУД: анализировать правовую информацию, обобщать и оценивать факты, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, делать выводы, высказывать предположения,формулировать и обосновывать свое мнение.

Регулятивные УУД: видеть и формулировать проблему, ставить цель, оценивать правильность выполнения задачи, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах, работать в паре, излагать своё мнение, слышать, понимать мнение другого, оппонировать.

Личностные: осмысление своего социально-нравственного опыта, освоение социальных норм, правил поведения и ролей.

Формы работы: работа в парах, работа с документами и печатным текстом.

Оборудование: компьютер /телефон, печатный текст.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологии: проблемного диалога.

Ход урока.

На прошлом уроке, изучая тему «Правовое регулирование отношений в сфере образования», мы кратко познакомились с законодательством в сфере образования, выявили, каким образом государство гарантирует право на образование, что означает право на образование.

Предлагаю вам выполнить задание «Удивительный школьный дом», оценив 13 суждений с точки зрения правильности. Каждое суждение имеет определенное количество баллов. Запишите пять номеров ячеек, в которых содержатся верные утверждения. Сумма номеров с верными ответами будет равна 40.

Правильный ответ: 1+7+8+11+13=40

Учитель проверяет ответы учеников, комментирует, оценивает.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы должны были проанализировать права и обязанности участников образовательного процесса на основе ФЗ «Об образовании в РФ». Предлагаю вам определить правовой статус ученика нашего Учреждения, опираясь на данный ФЗ и Устав нашего Учреждения. Работая в парах, обсуждая суждения, вы заполняете таблицу. В случае отсутствия единства оценки вы можете, используя телефон, обратиться к Уставу нашего Учреждения на сайте гимназии.

Всегда

В большинстве случаев

Иногда

1

Ученик имеет право выбирать предметы для обучения

2

Ученик имеет право обучаться дома

3

Ученик имеет право отказаться от участия в олимпиаде

4

Ученик имеет право пользоваться телефоном на уроке

5

Ученик имеет право на конфиденциальность сообщения отметки

6

Ученик имеет право знать тему и дату проведения контрольной работы

7

Ученик имеет право отказаться от отметки и на пересдачу контрольной работы

8

Ученик имеет право на выбор прически

9

Ученик имеет право на критические высказывания в адрес педагога

10

Ученик обязан успешно пройти промежуточную аттестацию

11

Ученик не обязан объяснять классному руководителю причину пропущенного урока

12

Ученик не обязан участвовать в мероприятиях, проводимых в школе после уроков

13

Ученик имеет право выбрать школу

14

Ученик обязан участвовать в уборке классного кабинета

15

Ученик обязан работать на пришкольном участке

По завершении работы ученики дают ответы, обосновывая их статьями Устава. Учитель комментирует, оценивает ответы.

Ключевые слова

права, ФЗ Об образовании в РФ, Устав Учреждения, обязанности ученика

Похожие статьи

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе

В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя

В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подг...

Похожие статьи

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе

В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя

В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подг...

Задать вопрос