Правовой статус ученика (урок обществознания в 9 классе)
Автор: Алендеева Надежда Евгеньевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и карты уроков
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (24) март 2022 г.
Дата публикации: 30.01.2022
Статья просмотрена: 61 раз
Библиографическое описание:
Алендеева, Н. Е. Правовой статус ученика (урок обществознания в 9 классе) / Н. Е. Алендеева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 2 (24). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/221/7045/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья представляет собой технологическую карту урока по теме «Правовое регулирование отношений в сфере образования». Ее можно использовать как для урока, так и внеклассного и внеурочного мероприятия.
Ключевые слова: ФЗ Об образовании в РФ, Устав Учреждения, права, обязанности ученика.
Цели урока:
– для учителя : создать условия для правового просвещения школьников, формирования у них осознанного, уважительного отношения к другим участникам образовательного процесса и их правомерного поведения в школе; развития читательской грамотности и глобальных компетенций.
– для учащихся: оценить уровень своих знаний по теме «Правовой статус ученика», соотнести собственное поведение и поступки одноклассников с нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации.
Задачи урока:
– структурировать знания по теме «Права и обязанности субъектов образовательного процесса»;
– формировать коммуникативные компетенции в общении со сверстниками и старшими.
Планируемые результаты:
П редметные: учащиеся смогут различать понятия «права и обязанности человека», «права и обязанности участников образовательного процесса», обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов образовательного процесса, применять знания в повседневной жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД: анализировать правовую информацию, обобщать и оценивать факты, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, делать выводы, высказывать предположения,формулировать и обосновывать свое мнение.
Регулятивные УУД: видеть и формулировать проблему, ставить цель, оценивать правильность выполнения задачи, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах, работать в паре, излагать своё мнение, слышать, понимать мнение другого, оппонировать.
Личностные: осмысление своего социально-нравственного опыта, освоение социальных норм, правил поведения и ролей.
Формы работы: работа в парах, работа с документами и печатным текстом.
Оборудование: компьютер /телефон, печатный текст.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технологии: проблемного диалога.
Ход урока.
На прошлом уроке, изучая тему «Правовое регулирование отношений в сфере образования», мы кратко познакомились с законодательством в сфере образования, выявили, каким образом государство гарантирует право на образование, что означает право на образование.
Предлагаю вам выполнить задание «Удивительный школьный дом», оценив 13 суждений с точки зрения правильности. Каждое суждение имеет определенное количество баллов. Запишите пять номеров ячеек, в которых содержатся верные утверждения. Сумма номеров с верными ответами будет равна 40.
Правильный ответ: 1+7+8+11+13=40
Учитель проверяет ответы учеников, комментирует, оценивает.
Готовясь к сегодняшнему уроку, вы должны были проанализировать права и обязанности участников образовательного процесса на основе ФЗ «Об образовании в РФ». Предлагаю вам определить правовой статус ученика нашего Учреждения, опираясь на данный ФЗ и Устав нашего Учреждения. Работая в парах, обсуждая суждения, вы заполняете таблицу. В случае отсутствия единства оценки вы можете, используя телефон, обратиться к Уставу нашего Учреждения на сайте гимназии.
Всегда |
В большинстве случаев |
Иногда |
||
1 |
Ученик имеет право выбирать предметы для обучения |
|||
2 |
Ученик имеет право обучаться дома |
|||
3 |
Ученик имеет право отказаться от участия в олимпиаде |
|||
4 |
Ученик имеет право пользоваться телефоном на уроке |
|||
5 |
Ученик имеет право на конфиденциальность сообщения отметки |
|||
6 |
Ученик имеет право знать тему и дату проведения контрольной работы |
|||
7 |
Ученик имеет право отказаться от отметки и на пересдачу контрольной работы |
|||
8 |
Ученик имеет право на выбор прически |
|||
9 |
Ученик имеет право на критические высказывания в адрес педагога |
|||
10 |
Ученик обязан успешно пройти промежуточную аттестацию |
|||
11 |
Ученик не обязан объяснять классному руководителю причину пропущенного урока |
|||
12 |
Ученик не обязан участвовать в мероприятиях, проводимых в школе после уроков |
|||
13 |
Ученик имеет право выбрать школу |
|||
14 |
Ученик обязан участвовать в уборке классного кабинета |
|||
15 |
Ученик обязан работать на пришкольном участке |
По завершении работы ученики дают ответы, обосновывая их статьями Устава. Учитель комментирует, оценивает ответы.
Ключевые слова
права, ФЗ Об образовании в РФ, Устав Учреждения, обязанности ученикаПохожие статьи
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания
В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...
Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)
Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.
Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе
В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...
Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка
В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.
Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ
В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...
Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...
Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя
В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подг...
Похожие статьи
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания
В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...
Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)
Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.
Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе
В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...
Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка
В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.
Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ
В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...
Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...
Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя
В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подг...