Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (24) март 2022 г.

Дата публикации: 22.02.2022

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Чертихина, Л. В. Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время / Л. В. Чертихина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 2 (24). — С. 13-18. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/221/7126/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, деятельность, взаимодействие.

У большинства подростков на низком уровне развиты коммуникативные навыки общения. Это приводит к отклонению в развитии эмоционально-волевой сферы, нарушениям в социальном взаимодействии, неуверенности в себе, низкой целеустремленности и степени готовности подростков брать на себя ответственности [1]. Проявление акцентуации в поведении, приводит к нарушениям в коммуникативном взаимодействии подростка с социумом: неконструктивное общение, проявление поведенческих отклонений с окружающими. Основное направление в воспитательной работе с подростками, в связи с этим, акцентируются в настоящее время на проблемах:

— межличностные отношения;

— коммуникабельность человека;

— адаптация в социуме.

Так как взаимодействие подростка со сверстниками является первостепенным, определяющие его поведение и деятельность, то встает вопрос о коррекционной воспитательной работе имеющихся уже приобретенных коммуникативных умений на момент взросления.

Коммуникативные умения можно условно разбить на:

— умение воспринимать и понимать оппонента (на уровне социализации);

— умения проявлять свое отношение и воспринимать критику;

— умения реагировать на провоцирующее поведение со стороны собеседника;

— умения оказывать сочувствие, поддержку;

— принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей;

— умения контактировать с другими людьми [1].

Сформированность коммуникативных умений (навыки общения, умение слушать, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию) влияют на процесс самореализации, самоопределения и социализацию в целом обучающегося в жизни.

Воспитательная работа по формированию коммуникаций осуществляется поэтапно:

— диагностические мероприятия, направленные на анализ особенностей развития личности подростка;

— занятия, направленные на самоопределение, социализацию, познавательность, интеллектуальную деятельность;

— коррекционная работа (индивидуальная, групповая), направленная на устранение затруднений в общении.

В общеобразовательных учреждениях в настоящее время выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, научно-исследовательское, общественно полезная деятельность.

В организации о внеучебной деятельности с подростками необходимо помнить о результативности и эффективности деятельности.

Таблица 1

Формы внеурочных мероприятий и задачи их проведения

Формы работы

Задачи мероприятий

Олимпиады, конкурсы, викторины

Создание творческой (индивидуальной или групповой) среды для решения прикладных задач в увлекательной форме, направленных на интеллектуальное, духовно-нравственное, креативное развитие ребенка

Научно-исследовательская работа

Приобретение функциональных навыков исследования, развития способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личной позиции обучающегося

Видеотворчество

Формирование универсальных учебных навыков — личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Сенситивный тренинг

Осознание подростком своих интеллектуальных, творческих возможностей, а также представление участникам тренинга возможности посочувствовать и обсудить суть партнерских отношений

Внеурочные мероприятия

Развитие навыков взаимодействия, способствующие самоопределению подростков и т. д.

Основными показателями формирования коммуникативных навыков можно считать желание обучающегося вступить во взаимодействие с социумом по этапам:

— «Я хочу!» — мотивация к коммуникации;

— «Я знаю!» — вовлечение в коммуникативные деятельность;

— «Я умею!» — овладение практическими навыками.

Показателями сформированности коммуникативных навыков являются:

— реализация совместной идеи;

— умение взаимодействовать в группе, коллективе;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности и взаимопомощь;

— эмоциональная атмосфера от реализуемой совместной работы.

В образовательно-воспитательном процессе коммуникация включает в себя передачу и прием знаний и навыков, мнений и т. д., осуществляемые через универсальное средство коммуникации — речь.

Возрастающая роль коммуникативных способностей человека, его умение взаимодействовать в группе, коллективе, эффективно можно развивать через диалоговые технологии. Данные технологии реализуются в рамках классного часа. Речевая культура, как часть коммуникативной культуры, подразумевает формирование навыков общения, публичных выступлений, обсуждения проблем, которые реализуются непосредственно на занятии. Формирование данных навыков невозможно без умения обучающегося слышать и понимать собеседника, анализировать различные точки мнения, аргументировать свою позицию и корректно выражать оценочные суждения.

Основная воспитательная цель на занятии — посредством диалогического взаимодействия создать комфортные условия, при которых каждый обучающийся вовлекается в дискуссионный процесс, где источником познания для подростка служит его собственный жизненный опыт.

Так как коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, а одной из основных причин, приводящей к неконструктивному общению является проявление акцентуации у личности, что затрудняет внутреннее раскрытие и реализацию обучающегося в социуме, что приводит к уязвимости с психологической точки зрения, менее развитым коммуникативным навыкам, приводящие в заключении к результату неконструктивного общения.

Проведение информационно-профилактических работ с акцентуированными подростками позволяет рассчитывать на эффективность в данном направлении.

Еще одной из эффективных форм организации коммуникативной деятельности является тренинги, в которых применяются ролевые игры, дискуссии и др.

Главные задачи тренинговой работы:

— снижение эмоционального напряжения;

— развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое;

— формирование привычек положительного влияния на других;

— игровая коррекция поведения: устранение чрезмерного напряжения и тревожности; искоренение барьеров, которые мешают продуктивным конструктивным действиям;

— регуляция социальных отношений.

Подростковые трудности становления личности связаны также с чувством одиночества, беспокойности, неуверенности, приводящие к желанию общения, группирования со сверстниками, в обществе которых они находят спонтанность, деятельность, признание собственной значимости. Социально-ориентированное взаимодействие, в связи с этим, целесообразно реализовывать через коллективные творческие дела, направленные на общественно-полезную деятельность, способствующей на искоренение (или понижению потребности) стихийно-групповому взаимодействию подростков.

Проблемы формирования у подростков коммуникационных навыков является актуальной в социализации обучающихся в обществе, которое представляет высокие требования к уровню развития подрастающего поколения.

Литература:

  1. Как работает технология этического диалога в 10–11 классах. — URL: https://multiurok.ru/files/kapustina-l-kak-rabotaet-tekhnologiia-eticheskogo.html
  2. Этический диалог как форма нравственного воспитания. — URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/11/14/eticheskiy-dialog-kak-forma-nravstvennogo

Похожие статьи

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Похожие статьи

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Задать вопрос