Применение приёмов мнемотехники на уроках истории в 10–11-х классах: картографический практикум | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (24) март 2022 г.

Дата публикации: 05.03.2022

Статья просмотрена: 405 раз

Библиографическое описание:

Гаранькина, В. В. Применение приёмов мнемотехники на уроках истории в 10–11-х классах: картографический практикум / В. В. Гаранькина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 2 (24). — С. 18-23. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/221/7150/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлен опыт использования мнемотехнических приемов на уроках истории в 10–11-х классах при разборе заданий с картами, в целях подготовки к единому государственному экзамену. Данные приемы использовались для повышения общего уровня знаний обучающихся и раскрытии их творческого потенциала.

Ключевые слова: технология, мнемотехника, картографический практикум, цифровая таблица.

Среднее (полное) общее образование является заключительной ступенью общего образования на базовом уровне. Оно направлено на реализацию нескольких задач:

1) завершение общеобразовательной подготовки учащихся в соответствии с Законом РФ «Об образовании» [1];

2) преемственность общего и профессионального образования [2].

Школьный курс истории, изучаемый в 10–11 классах, является обобщающим и итоговым разделом. Основная его цель — дать фундаментальное историческое образование, ориентированное на подготовку выпускника средней школы к поступлению в высшие учебные заведения различного профиля. Вместе с тем содержание курса носит интегративный характер и соответствует всем социальным требованиям, предъявляемым к образованию вообще: направлено на социализацию учащихся, их приобщение к культурным ценностям, овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями [2].

Важность изучения данного курса состоит в формировании целостного представления о мире; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории. В немалой степени этому способствует организация и проведение уроков с использованием современных образовательных технологий, в том числе и мнемотехнической. К сожалению, несмотря на высокую результативность данной технологии, современное педагогическое сообщество игнорирует её, используя по-прежнему традиционные методы и средства в своей работе.

Человеческий мозг, к своему сожалению, не способен к запоминанию и хранению большого количества информации, особенно дат и сложных понятий. Приемы мнемотехники существенно облегчают запоминание информации, так как придуманные воображением ассоциации запоминаются легко и быстро [3].

При работе со старшеклассниками на факультативных занятиях по истории мы столкнулись с огромными пробелами в картографических заданиях КИМ (№ 8–11). Для ребят было проблематично сориентироваться и понять к какому веку относится та или иная карта. Знакомая нам «зубрежка» дат, опорных пунктов: городов, рек и т. д. не приносила хороших результатов. Через несколько недель большинство скрупулезно заученной информации «вылетало» из головы. Такие задания, судя по ежегодным отчетам ФИПИ, вызывают наибольшие сложности у школьников, сдающих ЕГЭ. Их выполнение требует привлечения знаний сразу нескольких дисциплин (кроме истории требуется география). Они предполагают знание конкретных исторических личностей, названия битв, войн, хронологических рамок и выбор верных суждений, относящихся к карте.

Запомнить содержание любой карты достаточно сложно, мнемоника — может сыграть здесь вспомогательную роль. Она способна существенно упростить запоминание. Этой технологией мы решили воспользоваться и посмотреть какие результаты она даст.

В качестве основного приёма мы использовали рисование с опорой на ассоциации. Это можно делать самостоятельно, используя контурные карты и атлас, либо можно это делать в цифровом формате, с помощью программы Adobe Photoshop. Старшеклассники МБОУ «Берёзовская СШ» использовали оба варианта. Приведем примеры.

Карта ученицы МБОУ «Берёзовская СШ» Арзамасского района по теме: «Славяне и их соседи в V–IX вв.»

Рис 1. Карта ученицы МБОУ «Берёзовская СШ» Арзамасского района по теме: «Славяне и их соседи в V–IX вв.»

На данном рисунке для запоминания ключевых пунктов, ученица отобразила следующие ассоциации:

  1. Для запоминания расположения г. Киев нарисована «куриная лапка» на пересечение рек Десны, Припяти и Днепра. Достаточно найти три пересекающихся реки, мысленно нарисовать «лапку», и понять, что в её основании — Киев.
  2. Для нахождения г. Новгород, проводим прямую от Киева вверх до первого пересечения, рисуя своеобразную «штангу». Посередине пересечения — стоит город Смоленск.
  3. Москва стоит на «крючке» (чуть выше Смоленска).

Карта ученика МБОУ «Берёзовская СШ» Арзамасского района по теме: «Вхождение украинских земель в состав России»

Рис. 2. Карта ученика МБОУ «Берёзовская СШ» Арзамасского района по теме: «Вхождение украинских земель в состав России»

На втором рисунке обучающийся зарисовал и обозначил границы присоединенных территорий в виде морского конька и рыбы.

Для запоминания дат был использован мнемонический метод «Цифровая таблица». Вней перечисленыцифры от 0 до 9 и те буквы, которые им соответствуют. Буквы в таблице соответствуют той или иной цифре. Например, буква «Т» соответствует цифре 3.И каждые буквы, так или иначе, похожи на цифры. Перекодировав тем самым даты в слоги, мы привязываем их к своим ассоциациям.

Цифровая таблица

Рис. 3. Цифровая таблица

Например, перекодировав дату 988 г., получилось: ДВ и В. Ученик даёт свои ассоциации: ДиВан Вокруг. Затем представляет, как князь Владимир крестил всю Русь, сидя «Вокруг на ДиВане». Одновременно он сможет перекодировать словосочетание «ДиВан Вокруг» в дату 988 г.

Результаты пробных и тренировочных экзаменов показали, что ребята стали лучше ориентироваться в содержании карт. Сформировавшаяся наглядность посредством создания ярких ассоциаций, в немалой степени упростила им задачу без «зубрёжки» и лишнего стресса.

Таким образом, работа, проведённая нами, показала важность использования уроков с мнемонической образовательной технологией при изучении школьного курса истории средней школы.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=341141
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст]: Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2012 г. № 413. — М.: Просвещение, 2019. — 53 с.
  3. Битюкова О. А. Ещё раз о мнемоническом запоминании // Первое сентября. — 2009 — № 16 — С.5–6.

Ключевые слова

технология, мнемотехника, картографический практикум, цифровая таблица

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ

В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.

Использование дистанционных образовательных технологий в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт проведения дистанционных занятий по формированию элементарных математических представлений на тему «Число и цифра», рассмотрены этапы ознакомления с числом и цифрой в формате онлайн общения педагога и воспитанников, даны пра...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка для развития словарного запаса учащихся 5–9-х классов

Анализируется процесс расширения словарного запаса учащихся 5–9 класса на уроках русского языка в школе с помощью использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в частности, рассматриваются возможности таких ЭОР как LearningАpps, Interacty...

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Развитие пространственного мышления школьников на уроках стереометрии средствами ИКТ

Статья посвящена проблеме развития пространственного мышления старшеклассников на уроках стереометрии. Предлагается применение средств ИКТ для создания наглядного материала с целью развития пространственного мышления школьников, а также повышения мот...

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ

В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.

Использование дистанционных образовательных технологий в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт проведения дистанционных занятий по формированию элементарных математических представлений на тему «Число и цифра», рассмотрены этапы ознакомления с числом и цифрой в формате онлайн общения педагога и воспитанников, даны пра...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка для развития словарного запаса учащихся 5–9-х классов

Анализируется процесс расширения словарного запаса учащихся 5–9 класса на уроках русского языка в школе с помощью использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в частности, рассматриваются возможности таких ЭОР как LearningАpps, Interacty...

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Развитие пространственного мышления школьников на уроках стереометрии средствами ИКТ

Статья посвящена проблеме развития пространственного мышления старшеклассников на уроках стереометрии. Предлагается применение средств ИКТ для создания наглядного материала с целью развития пространственного мышления школьников, а также повышения мот...

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Задать вопрос