Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (25) май 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Караптан, А. И. Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе / А. И. Караптан. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 3 (25). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/222/7321/ (дата обращения: 16.11.2024).



Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами.

Готхольд Эфраим Лессинг, драматург и философ

Главная цель в суворовском училище — подготовка воспитанников к служению Отечеству, посредством постепенной выработки верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине. В настоящее время перед образовательными учреждениями стоят задачи, связанные с созданием благоприятных условий для духовно — нравственного, патриотического и интеллектуального развития обучающихся. Для реализации этих задач, большим воспитывающим потенциалом является внеурочная деятельность. [4,115].

Внеурочная деятельность, согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, предусматривает работу по нескольким направлениям, в том числе и проектная деятельность, которая присутствует во всех программах внеурочной деятельности [1].

Проектная деятельность рассматривается как определенная практическая деятельность обучающихся. С одной стороны, это эксперимент (наблюдение), с другой — производственная деятельность, направленная на обучение и воспитание.

Важным условием проектной деятельности является представление о конечном продукте деятельности, всевозможных этапов реализации проекта, включая его результат и анализ, а также выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий [3,135].

Проекты духовно-нравственно, патриотической направленности дают возможности для воспитания ценностных и волевых качеств суворовцев, формирования чувства патриотизма, ответственности, отношения к явлениям социальной жизни, истории и культурным традициям и т. д. в ходе работы над проектами обучающиеся получают опыт работы с информацией, умение планировать, навыки работы с презентацией, умение взаимодействовать в коллективе. Проектная деятельность суворовцев занимает важнейшее место в процессе воспитания, и мы успешно применяем её в своей работе [1,35–36].

  1. Практикоориентированные проекты.

Данные проекты должны быть направлены на решение практических задач. Конечным результатом данных проектов являются: памятки, буклеты, макеты.

Так, в рамках месячников «Экстремизму нет!», «Армия против коррупции» суворовцы 8–10 классов готовят буклеты, памятки, рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма.

В преддверии дня Победы суворовцы изготавливают макеты исторических сражений и др.

  1. Социальные проекты.

Наиболее востребованные направления: волонтерство, экология, здоровый образ жизни, культура и традиции. В училище не первый год реализуется такие проекты как:

– «Забота о братьях наших меньших», в рамках которого суворовцы изготавливают кормушки, скворечники для птиц, домики для белок;

– «Ветеран живет рядом», в рамках данного проекта суворовцы посещают ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов педагогического труда на дому, оказывают им посильную помощь;

– «Подари жизнь цветку», социальная акция, направленная на озеленение своего подразделения, комнаты.

  1. Исследовательские проекты.

Данные проекты направлены на доказательство или опровержение какой-то проблемы, явления. Результатом является- исследование.

Суворовцы младших курсов исследуют свою родословную, узнают историю своего рода и фамилии, в результате защищают свой проект-генеалогическое древо своей семьи. Суворовцы старших курсов изучают историю края, биографии великих полководцев, изучают исторические данные боевых сражений, проводят различные предметные исследования и др. Большинство исследовательских работ обучающихся принимают участие в научно-практических конференциях и занимают призовые места.

  1. Информационные проекты.

Данные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, и призваны научить суворовцев добывать и анализировать информацию.

К информационным проектам относится стенная печать и выпуск боевых листов.

  1. Творческие проекты направлены на привлечение интереса обучающихся к проблеме проекта. Результатом данных проектов являются плакаты, картины, видеоролики, макеты, творческие поделки, номера художественной самодеятельности.

Применяя проектную деятельность в воспитательной работе с суворовцами подразделения, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом, и профессионализма воспитателя в частности. Воспитательные возможности проектной деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника.

Литература:

  1. Ковалёв Е. Н. «Опыт реализации «Метода проектов» в процессе воспитания суворовцев»/ Е. Н. Ковалев// Журнал «Образование и воспитание». -2021. — № 10-С.35–39.
  2. Казанское суворовское военное училище: официальный сайт. -Казань. — URL: https://ksvu.mil.ru/Obrazov/Vneurochnaya-deyatelnost (дата обращения: 10.10.2021).-Текст: электронный.
  3. Степанишин Р. В. Специфика воспитательного процесса в суворовском военном училище/ Р. В. Степанишин//Журнал «Альманах педагога». -2019-№ 2. -С.135–139.
  4. Сухарев И. В. Проектная деятельность как эффективное средство воспитательной работы в кадетском корпусе/ И. В. Сухарев//Журнал «Образование в школе». -2018-№ 4. -С.115–120.

Похожие статьи

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Формирование компетентностного подхода в ходе опытно-исследовательской работы на учебной практике при освоении профессионального модуля

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Похожие статьи

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Формирование компетентностного подхода в ходе опытно-исследовательской работы на учебной практике при освоении профессионального модуля

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Задать вопрос