Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология»
Автор: Белоногова Надежда Леонидовна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (27) январь 2023 г.
Дата публикации: 27.12.2022
Статья просмотрена: 67 раз
Библиографическое описание:
Белоногова, Н. Л. Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология» / Н. Л. Белоногова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7809/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».
Ключевые слова: одаренность, реальность, планирование работы, дети.
Проблема детской одаренности в настоящее время актуальна тем, что развитие потенциалов одаренности детей напрямую связано с перспективой развития всей страны. В связи с этим в настоящее время для одаренных детей открываются широкие возможности и перспективы, а также активно разрабатываются и внедряются различные президентские программы по реализации творческих возможностей одаренного населения.
Своевременное выявление одарённости у детей, дальнейшее их обучение и воспитание составляет одну их ключевых проблем совершенствования российской системы образования. Организация психолого-педагогической работы и поддержки с одаренными детьми может рассматриваться как один из вариантов конкретной реализации права личности на проявление индивидуальности.
Обращаясь к вопросу понимания термина «одаренность», можно отметить работы таких авторов как:
В. Л. Блинова, под одаренностью понимает: «Системно развивающееся качество психики, определяющее возможность достижения человеком высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности» [2, с. 27].
А. И. Савенков рассматривал явление одаренности как: «Генетически обусловленный компонент способностей, который либо развивается в конкретной деятельности, либо деградирует в случае ее отсутствия» [4, с. 40].
Раскрыв определение одаренности, важно понять, на какие виды ее можно подразделить. На этот вопрос существует несколько точек зрения, которые нашли свое отражение в различных классификациях одаренности. В качестве примера одной из таких, является классификация М. Ю. Агалаковой, по единственному критерию, которым выступает успешность деятельности: специальная и общая:
Специальная одаренность представляет собой своеобразное сочетание способностей, которые создают возможность достижения успеха в конкретном виде деятельности. Специальная одаренность проявляется в определённых видах деятельности и подразделяется на виды, в зависимости от конкретной области: в практической деятельности можно встретить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную; в познавательной деятельности одаренность определяется как интеллектуальная. Она подразделяется исходя из предметного содержания деятельности: в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр; в художественно-эстетической деятельности можно выделить следующие виды: хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная; в коммуникативной деятельности принято выделять лидерскую и аттрактивную одаренность.
Общая одаренность — способность личности к выполнению широкого круга деятельности. Уровень развития способностей при общей одаренности зависит от ряда факторов, к которым можно отнести: качество наличных знаний и умений; наличие природных задатков человека; степень тренированности мозговых структур, которые участвуют в выполнении познавательных и психомоторных процессов [1, c. 13].
На современном этапе развития системы образования остро поднимается вопрос о разработке адекватных и эффективных форм и методов работы с одаренными детьми. Специалистам, работающим с одаренными детьми, важно понимать, что при их обучении и развитии важно применять системный подход.
Методы и формы работы с одаренными обучающимися должны органически сочетаться с теми формами и способами, что применяются ко всем обучающимся, однако должны отличаться качественным своеобразием. В школе система включает в себя работу с одарёнными детьми, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности, а также в виде дополнительного образования. Традиционные образовательные технологии, в основе которых лежит контроль усвоения знаний у школьников, должны смениться новыми развивающими технологиями, где главной является ориентация на развитие способностей ребенка, на активизацию его творческой активности и развитие навыков самостоятельности в процессе познания.
В. В. Рубцов описал планирование работы с одарёнными младшими школьниками:
– Ускорение. Чаще всего в обычных школах стратегию ускорения применяют в форме более раннего поступления ребёнка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. В результате использования такой стратегии одаренный ребенок уже в возрасте 13–15 лет может оказаться в выпускном классе и в дальнейшем поступить в университет. У стратегии «ускорение» есть свои характерные особенности: сокращение количества лет школьного обучения/«перепрыгивание» через класс; ускорение программы обучения по конкретным учебным дисциплинам; прохождение программы в сокращенном виде. К достоинствам и положительным сторонам стратегии можно отнести, что одарённый ребёнок при таком подходе получает адекватную нагрузку, которая соответствует высокому уровню развития его способностей, избавляется от скуки на занятиях в связи с медленным замедленным темпом продвижения по учебному материалу.
– Обогащение. Стратегия «Обогащение» чаще всего реализуется через организацию дополнительных занятий в форме кружков, секций и создания школ по специальным дисциплинам. Использование стратегии позволит в полной мере реализовать индивидуальный подход к одаренному ребёнку и организовать работу на достаточно сложном уровне, который будет соответствовать возможностям и способностям ребёнка. Таким образом, одарённый ребенок работает в темпе, адекватном его высокому уровню развития способностей, и остается в рамках своего возрастного контекста. Стратегия позволяет ребенку максимально реализовать свои интеллектуальные возможности и при этом быть успешным при взаимодействии со сверстниками.
– Однородные классы. Стратегия «Однородные классы» организуется специальными школами и классами для одарённых детей. Такой подход в образовании встречает довольно неоднозначное отношение. Однако большинство педагогов-практиков соглашаются, что обучение в подобных классах позволяет одарённым детям получать нужную им нагрузку, приобретать опыт совместной деятельности с другими одарёнными детьми. При обучении в подобных классах дети перестают испытывать скуку на занятиях. В обычном классе учителю не хватает опыта и времени для работы с одарённым ребёнком в полной мере. В однородных же классах работают специалисты в области детской одаренности, у которых есть опыт организации работы не только с одним одарённым ребёнком, но и с группой таких учеников.
– Эффективные методы работы с одарёнными детьми. К таким методам относятся:
1) Исследовательский. В основе его лежит имитация научного открытия. Обучающиеся должны выявить проблему, затем сформулировать главную цель исследования, выдвинуть ряд гипотез, которые возможно подтвердить или опровергнуть в ходе экспериментов. На основании полученных результатов обучающиеся делают выводы, определяют их значимость и возможность применения.
2) Эвристический (частично-поисковый) метод основывается на выдвижении проблемы учителем и создании условий для самостоятельной деятельности учащихся по её решению. Этот метод удовлетворяет особую образовательную потребность, свойственную одарённым детям — стремление к самостоятельному поиску ответов.
3) Проблемный метод реализуется через создание проблемной ситуации на уроке. Учитель ставит перед детьми вопрос, вынуждающий искать ответ за пределами известной области знаний. В результате дети учатся мыслить логически, оценивать сложность поставленной задачи и искать различные пути её решения.
4) Проектный метод. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку учиться вместе со сверстниками и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности [3, с. 29–30].
Для выявления одаренных детей провожу диагностику, а далее подбираю методы формы и средства работы.
Важно работать со всеми детьми, постепенно «выращивая» умения выполнять не стандартные задания.
Свою работу строю в три этапа:
Первый этап: произвожу диагностику детей на предрасположенность к различным увлечениям, видам деятельности.
Второй этап: подбираю различные методы, формы и средства, которые дают возможность ребенку проявить свои возможности в конкретной сфере деятельности и демонстрировать свой результат. В своей работе с одаренными детьми я использую: активные методы обучения (работа в группах, проектный метод, занятия исследовательской деятельностью, творческие мастерские); участие в различных конкурсах (макетирование, моделирование), стимулирую обучающихся к участию в конкурсах муниципальных. Во внеурочной деятельности внедряю активно проектно-исследовательский метод; творческие мастерские.
Третий этап: предлагаю детям продемонстрировать свою одаренность через конкурсы, разработку проектных и исследовательских работ, в ходе творческих отчетов, фестивалей, организацию персональных выставок.
Не мало важным является и поддержка обучающихся. Для поддержки развития одаренности использую метод ведения «Портфолио» (образцы макетов, изделий).
Например, в 8-х классах, при изучении раздела «Как строят дом», на уроках использую метод макетирования. Вместе с обучающимися создаем макеты: зданий, авиатехники, судостроения, автостроения. Обучающиеся активно участвуют в данной работе. Во внеурочной деятельности данная работа ведется расширенно. Дети активно участвуют в таких конкурсах, где есть номинация «макетирование»: новогодние игрушки, здания, символы города, народная тематика, военная тематика, тема пожаров и т. д. Для работы использую пенопласт, режущие ножи, специальный клей. В школьной мастерской есть образцы таких работ: макеты зданий, макеты пожарной обстановки (щиты, здания в огне, тушение возгораний), макеты авиастроения, судостроения (военная тематика). Данные работы отправляются на конкурсы, обучающиеся занимают призовые места.
Также разрабатывается новое направление внеурочной деятельности: «Народная кукла» (Хакасско-Русские). Обучающимся будет предложено изготовить куклу из различных материалов. Например, на пробных занятиях были изготовлены такие игрушки, как: щелкунчик (губки для мытья посуды), дед Мороз (пластиковые бутылки), Баба — Яга (поролон, ткань, нитки), домовенок Кузя (поролон, ткань, нитки). Обучающимся очень понравилась данная работа. Многие из обучающихся добавили свою идею в создание кукол, кроме тех которые были предложены педагогом.
Также разрабатывается направление внеурочной деятельности, как: «Береги окружающую среду». Данная работы включит методы работы с пластиком.
Таким образом, работа с одаренными детьми в условиях организации урочной, внеурочной деятельности, заключаются в том, что одаренность является важной составляющей, так как одаренность — высокий уровень развития внутреннего потенциала одаренного ребенка. В школе ребенку важно давать возможность свободного выбора и ответственности за этот выбор, а также создать среду, способствующую максимальному использованию его способностей и возможностей, стремиться выйти за их пределы. Одаренность бывает: специальная и общая: явная; скрытая. В школе система включает в себя работу с одарёнными детьми как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Формы и методы работы в рамках урока должны быть более разнообразными и творческими: работа в группах и подгруппах; творчески ориентированные задания; активное привлечение школьников к самостоятельной познавательной деятельности; организация дискуссий и круглых столов по конкретной тематике, использование диалоговой формы при объяснении материала. Во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании используют: факультативы, кружки, интеллектуальные конкурсы и марафоны. Планирование работы с одарёнными младшими школьниками включает: ускорение; обогащение; однородные классы; эффективные методы работы: исследовательский; эвристический; проблемный; проектный метод.
Литература:
- Агалакова, М. Ю. Особенности детской одаренности / М. Ю. Агалакова, А. О. Лучинина // Вестник ВятГУ. — 2018. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detskoy-odarennosti (последняя дата обращения: 10.04.2022).
- Блинова, В. Л. Детская одаренность: теория и практика: учебно-метод. пособие / В. Л. Блинова, Л. Ф. Блинова. ‒ Казань: ТГГПУ, 2010. ‒ 56 с.
- Рубцов, В. В. Теория и практика работы с одаренными детьми / В. В. Рубцов, В. С. Юркевич // Вестник практической психологии образования. ‒ № 1(26). ‒ 2011. ‒ С. 9–15.
- Савенков, А. И. Психология детской одаренности: учеб. Пособие / А. И. Савенков. ‒ М.: Генезис, 2010. ‒ 440 с.
Похожие статьи
Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ
В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями.
Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью
В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.
Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ
В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации
В статье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, прове...
Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями
В статье произведен анализ современной системы образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дистанционной формы обучения.
Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы
В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста
В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...
Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
В данной статье описаны организационно-педагогические условия по формированию коммуникативных УУД во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков
В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании
В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.
Похожие статьи
Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ
В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями.
Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью
В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.
Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ
В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации
В статье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, прове...
Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями
В статье произведен анализ современной системы образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дистанционной формы обучения.
Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы
В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста
В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...
Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
В данной статье описаны организационно-педагогические условия по формированию коммуникативных УУД во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков
В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании
В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.