Урок права в 10-м классе. Судебная система и принципы правосудия в РФ
Автор: Алендеева Надежда Евгеньевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и карты уроков
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.
Дата публикации: 11.01.2023
Статья просмотрена: 676 раз
Библиографическое описание:
Алендеева, Н. Е. Урок права в 10-м классе. Судебная система и принципы правосудия в РФ / Н. Е. Алендеева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/7935/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тип урока: урок систематизации, обобщения и самооценки полученных знаний, развития метапредметных УУД
Цели урока для учителя: создание условий для развития правовой грамотности и умений, соответствующих требованиям ФГОС по обществознанию; для учеников: обобщить и оценить уровень своих знаний по теме «Судебная система и принципы правосудия в РФ», продолжить формирование умений и способов познавательной деятельности, которые включены в модель ЕГЭ-2022 впервые
Образовательные ресурсы:
1) документы: Конституция РФ, ФКЗ: «О судебной системе Российской Федерации», КЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации»
2) Учебник. Никитин, А. Ф. Право: 10–11 классы: учебник: базовый и углубленный уровни /А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина, Т. Ф. Акчурин. — 3-е изд., стер. — М.:Просвещение, 2022. — 462 (параграф 28)
3) задания на сайте «Решу ЕГЭ»
План урока:
- Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность судебной системы РФ
- Конституция о человеке как высшей ценности
- Понятие правосудия и признаки данного понятия
- Принципы правосудия в РФ
- Судебная система: понятие, структура, юрисдикция
- Конституционный Суд РФ (состав, порядок формирования, принципы работы, полномочия), Верховный Суд РФ, его полномочия
- Судебные инстанции
- Судья. Требования, предъявляемые к судьям.
- Порядок отбора кандидатов и наделения их полномочиями судей.
- Роль правосудия и место судьи в нем
Форма и методы урока: форма урока — деловая игра (групповой тренинг на занятии «курсов профессиональной переподготовки слушателей-кандидатов на должность судьи»).
Методы: обсуждение в группах, фронтальный диалог, проблемный и кейс-методы, работа с печатным текстом и иллюстративным материалом.
Понятия: Судебная система Российской Федерации, ее структура. Система федеральных судов. Место в этой системе Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Суды субъектов Российской Федерации. Инстанции судебной системы. Понятие правосудия и его признаки. Принципы правосудия. Мировой судья. Требования, предъявляемые к судьям. Порядок отбора кандидатов и наделения их полномочиями судей.
Планируемые результаты
Предметные: освоение содержания ключевых понятий темы; раскрытие смысла/определение понятия «судебная система РФ», «правосудие», «судья»; различать понятия о разных видах суда и обосновывать взаимосвязь между ними; характеризовать судебную систему РФ; выявлять особенности и специфику профессии судьи; знать механизм реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации; характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; извлекать и анализировать информацию по теме «Судебная система РФ» в Конституции РФ и федеральных конституционных законах; применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов; оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в РФ.
Метапредметные УУД: анализировать правовую информацию, обобщать и оценивать факты, владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, высказывать предположения,формулировать и обосновывать свое мнение, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, умение оценивать ответы одноклассников и свои знания, функциональная грамотность: читательская, правовая, математическая, глобальных компетенций.
Личностные результаты: гражданская позиция человека, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, навыки сотрудничества со сверстниками и старшими, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности.
Ход урока
- Мотивация учебной деятельности
Учитель
1) формулирует цель занятия: систематизировать и оценить свой уровень знаний по теме «Судебная система РФ», определить социальную и личностную значимость правосудия,
2) предлагает провести урок в форме деловой игры: группового тренинга, завершающего воображаемый «курс профессиональной переподготовки кандидатов на должность судей».
- Актуализация знаний
Учитель предлагает оценить уровень своей правовой грамотности по изучаемой теме, вписать в пропуски числа и посчитать их сумму. (Приложение № 1) Учащиеся, работая в группах, решают математическую задачу с правовым содержанием. Называют сумму — 415.
- Изучение нового материала
– Учитель: предлагает дополнить список нормативно-правовых актов (Приложение № 2). Учащиеся анализируют перечень ФКЗ по теме «Судебная система» и называют в дополнение Конституцию РФ.
– Учитель: Конституция РФ провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». На основе положений Конституции РФ приведите три подтверждения этой ценности.
Учащиеся работают в группах, анализируя текст Конституции РФ, приводят подтверждения: 1) Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст.2) 2)Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они обеспечиваются правосудием (ст. 18). 3) Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст.118)
– Учитель предлагает сформулировать и объяснить смысл понятия «правосудие», выявить его родовой и существенные признаки. Учащиеся определяют.
– Учитель предлагает выполнить кейс-задачу: судебное разбирательство по рассмотрению уголовного дела было проведено в кабинете судьи, где отсутствовали места для размещения публики. В процессе рассмотрения дела адвокат пожелал воспользоваться диктофоном для аудиозаписи хода судебного заседания, о чем заявил соответствующее устное ходатайство, однако судья отказал в его удовлетворении. Были ли нарушены судьей принципы правосудия?
Учащиеся отмечают, что судья нарушил принцип гласности правосудия. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. А вот трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.
– Учитель: задача урока: систематизировать знания по теме «судебная власть». Для этого в процессе выполнения групповых заданий составим развернутый план темы «Судебная система РФ».
1) Объясните, почему суды в РФ делятся на федеральные и суды субъектов Федерации. Приведите по два примера каждого вида судов.
Учащиеся объясняют деление судов уровнем финансирования, приводят примеры: федеральные: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ; суды субъектов РФ: Верховный суд республики, суд города федерального значения.
– Учитель предлагает выполнить несколько тестовых заданий (Приложение № 3). Учащиеся, обсудив, дают ответы
– Учитель: кейс-задача. Судье Конституционного Суда РФ после его выступления на съезде одной из политических партий предложили войти в её руководящий орган и принять участие в кампании по выборам в органы государственной власти субъекта РФ. Дайте правовую оценку ситуации. Каким образом судья Конституционного Суда РФ может реализовать свое конституционное право на объединение?
Учащиеся отмечают, что судья Конституционного Суда РФ не может принадлежать к политическим партиям, заниматься политической деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ
– Учитель предлагает задачу-кейс: судья районного суда единолично вынес приговор по уголовному делу об уничтожении имущества по неосторожности. Вступивший в законную силу приговор обвиняемым был обжалован в кассационную инстанцию. А через некоторое время возникли вновь открывшиеся обстоятельства, подготовлено соответствующее заключение прокурора, которое было рассмотрено судом. 1)Каким судом дело рассмотрено в первой инстанции? 2)Какой суд рассмотрел дело в кассационном порядке? 3)Какой суд рассмотрел заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств?
Ответы учащихся:
1) районным,
2) суд субъекта (суды субъектов рассматривают дела по кассационным жалобам на вступившие в законную
силу решения районных судов и мировых судей), 3) районный (проверка в кассационном порядке: пересмотр вступивших в законную силу, проверка собственных решений по вновь открывшимся обстоятельствам)
– Учитель: выполнив задания, мы можем обобщить тему, Составляем развернутый план темы «Судебная система РФ». Учащиеся после совместного обсуждения записывают план.
- Понятие судебной системы РФ
Виды судов
а) федеральные: Конституционный Суд РФ; территориальные суды общей юрисдикции, арбитражные суды
б) суды субъектов РФ: Конституционный Суд республики, Уставный суд, мировой суд
- Специализация судов
а) Конституционный Суд РФ, Конституционный (Уставный) суд субъекта
б) суды общей юрисдикции
в) арбитражные суды
- Инстанции судебной системы
а) первая инстанция
б) апелляционные
в) кассационные
г) надзорные
Учитель: судье запрещено: занимать иные государственные должности, быть третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям, участвовать в политических акциях или материально поддерживать партии, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью. (исключение: творческая или преподавательская деятельность), иметь счета в иностранных банках и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, получать не предусмотренные законодательством вознаграждения (услуги, оплату отдыха, ссуды, деньги)
Чтобы стать судьей, кроме юридического образования, необходимо сдать квалификационный экзамен квалификационной коллегии субъекта РФ. Коллегия судей выносит решение и направляет его Председателю Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ выносит представление о назначении и направляет его Президенту РФ. Президент РФ принимает указ о назначении гражданина на должность судьи.
Почему жесткие нормативные требования предъявляются к кандидату на должность судьи? Почему так подробно прописаны требования к процедуре назначения кандидатов на должность судьи? Какие острые проблемы судопроизводства отражают карикатуры? (приложение № 4)
Учащиеся, обсудив, отмечают важность судьи как носителя судебной власти,
наделенного в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие. От правосудия зависит общественный порядок.
- Контроль и контроль. Учитель: мы обсудили социальную и личностную значимость правосудия. Оцените работу на уроке своей группы и свою собственную.
- Домашнее задание. Учитель поясняет домашнее задание- написать эссе «Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место». Эпиктет
Приложение № 1
Год принятия Конституции РФ…
Год принятия поправок к Конституции РФ…
Судьями могут быть граждане РФ, достигшие… лет
Судьями могут быть граждане РФ, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее…… лет
Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи… лет
Количество судей в Конституционном суде РФ……
День Конституции Российской Федерации … декабря
Международный День прав человека … декабря
День работников суда отмечается… декабря
Свой профессиональный праздник помощники судей отмечают… февраля
Сумма всех чисел равна …
Приложение № 2
Нормативно-правовые акты, регулирующие судебную власть:
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
ФКЗ «О статусе судей в Российской Федерации»
ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»
ФКЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
Приложение № 3
- Выберите верные суждения о принципах правосудия в Российской Федерации
1) Принцип законности выражается в обеспечении судебной защиты прав и свобод личности.
2) Граждане РФ равны перед законом и судом.
3) Участие граждан в осуществлении правосудия.
4) К принципам правосудия относится неприкосновенность личности.
5) Уголовное и административное судопроизводство в РФ осуществляется только на русском языке.
- Выберите верное суждение
В судебную систему РФ не входит:
1) арбитражный суд субъекта Федерации;
2) мировой судья;
3) третейский суд;
4) уставной суд края;
5) Конституционный Суд РФ.
- Установить соответствие между судебными органами и их типом
Судебный орган |
Тип судебного органа |
А) мировые суды Б) районные суды В) областные суды Г) уставные суды Д) Верховный суд РФ |
1) федеральные суды 2) суды субъектов федерации |
- Установить соответствие между правовыми спорами и судами
Правовые споры |
Виды судов |
А) об установлении отцовства Б) о признании гражданина недееспособным В) о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей Г) между двумя фирмами о возмещении убытков, вызванных неисполнением договорных обязательств Д) о соответствии распоряжения министерства уставу субъекта РФ |
1) общей юрисдикции 2) арбитражный 3) Конституционный Суд РФ |
- Установите соответствие между органом власти и его полномочиями
Полномочия |
Орган власти |
A) разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ Б) разрешает дела о соответствии договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ B) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам Г) разрешает экономические споры между субъектами хозяйственной деятельности Д) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти |
1) Верховный Суд РФ 2) Конституционный Суд РФ |
- Выберите правильные суждения о судьях Конституционного Суда РФ
1) Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей.
2) Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
3) Судьи голосуют открыто
4) Решения принимаются коллегиально
5) При голосовании судья может воздержаться
Приложение № 4
|
|
|
|