Преподавание права в образовательной организации на примере учебника по праву С. А. Лосева. Рабочая программа
Автор: Павлова Дарья Юрьевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.
Дата публикации: 14.01.2023
Статья просмотрена: 24 раза
Библиографическое описание:
Павлова, Д. Ю. Преподавание права в образовательной организации на примере учебника по праву С. А. Лосева. Рабочая программа / Д. Ю. Павлова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 10-19. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/7949/ (дата обращения: 16.11.2024).
Пояснительная записка
Право как социальный институт возникает вместе с государством. Обеспечивая эффективность друг друга. Возникновения Права длительный процесс, возникло право как классовое явление.
Правовые нормы складываются тремя путями [3;25]:
1. Перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их с силой государства.
2. Правотворчество государства-издание специальных документов нормативных актов (закон, указ, постановление)
3. Судебное право, состоящее из конкретных решений.
Данная программа для 10–11 классов направлена на решение таких целей и задач как:
– Основы социальной динамики
– Перспективы развития современного общества, в том числе Российской Федерации
– Навыки оценивания социальной информации и умения соотносить различные оценки социальных явлений
– Готовность и способность делать объектом рефлексии собственный социальный опыт; использовать его (опыт при решении познавательных задач, разрешении жизненных проблем, разрешение конфликтов правовыми способами.
– Продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на основе правовых норм, обеспечение прав человека и гражданина в Российской федерации.
*Контроль может корректироваться преподавателем дисциплины, например, вопросы после параграфа для слабых учеников. (форма контроля, прописанная в РПД, рекомендована для использования именно на базовом уровне, для лучшего понимания углублённого уровня права)
**Дата по плану зависит от плана образовательной организации
Рабочая программа Право (базовый уровень) по учебнику Лосева С. А.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип/форма урока |
*Контроль |
Планируемые результаты |
* * Дата по плану |
1 |
Предисловие, или Обращение к ученику |
1 |
Лекция |
- |
||
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ |
5 |
|||||
2 |
§ 1. Государство и его признаки |
1 |
Лекция |
Составление плана по теме |
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; |
|
3 |
§ 2. Происхождение государства |
1 |
Лекция |
Составление плана по конкретной теме |
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; |
|
4 |
§ 3–4. Функции государства. Аппарат государства |
1 |
Лекция |
Эссе Государственный аппарат и социальная политика |
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
|
5 |
§ 5–6. Формы государства |
1 |
Лекция |
конспект в виде схем и таблиц |
готовность и способность к самостоятельной информацио-ннопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации. |
|
6 |
§ 7. Правовое государство и гражданское общество |
1 |
Лекция |
Составление плана по конкретной теме |
умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
|
ГЛАВА II. ТЕОРИЯ ПРАВА |
5 |
|||||
7 |
§ 8–9. Правовое регулирование общественных отношений |
1 |
Лекция |
Эссе |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок |
|
8 |
§ 10. Источники права. Правотворчество. Правовое сознание |
1 |
Лекция |
разбор документов, административное, гражданское, семейное право |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок |
|
9 |
§ 11. Законность и правопорядок. Правовая культура |
1 |
Лекция |
Составление плана по конкретной теме |
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; |
|
10 |
§ 12. Реализация права |
1 |
Лекция |
Эссе: Соблюдением норм права в обычной жизни |
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; |
|
11 |
§ 13. Правонарушения и юридическая ответственность |
1 |
Лекция |
Изучение административного права |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок |
|
ГЛАВА III. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА |
7 |
|||||
12 |
§ 14. Права человека: история развития |
1 |
Изучение конвенции о правах ребенка |
Контент анализ |
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, |
|
13 |
§ 15. Личные и политические права |
1 |
Избирательное право документ |
Избирательное право контент анализ |
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; |
|
14 |
§ 16. Социальные, экономические и культурные права |
1 |
Лекция |
Составление плана по конкретной теме |
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; |
|
15 |
§17. Права ребенка |
1 |
контент анализ конвенции о правах ребёнка |
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; |
||
16 |
§ 18. Юридическая защита прав человека |
1 |
Лекция |
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания |
||
17 |
§ 19. Международное право |
1 |
Проблемы применения международного права в Европе и Америке |
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, |
||
18 |
§ 20. Международное гуманитарное право |
1 |
Гуманитарное право во время боевых действий соблюдение и нарушения |
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания |
||
ГЛАВА IV. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ |
11 |
|||||
19 |
§ 21. Понятие конституции. Виды конституций |
1 |
Текст Конституции РФ. Изучение документа |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
||
20 |
§ 22. Основы конституционного строя Российской Федерации |
1 |
Текст Конституции РФ. Изучение документа |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
||
21 |
§ 23. Федеративное устройство России |
1 |
Текст Конституции РФ. Изучение документа |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
||
22 |
§ 24. Президент Российской Федерации |
1 |
Текст Конституции РФ. Изучение документа |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
||
23 |
§ 25. Федеральное собрание |
1 |
Текст Конституции РФ. Изучение документа |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
||
24 |
§ 26. Законодательный процесс |
1 |
Текст Конституции РФ. Изучение документа |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
||
25 |
§ 27. Правительство Российской Федерации. Органы исполнительной власти |
1 |
Текст Конституции РФ. Изучение документа |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
||
26 |
§ 28. Правоохранительные органы |
1 |
Текст Конституции РФ. Изучение документа |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
||
27 |
§ 29. Судебная власть в Российской Федерации |
1 |
Текст Конституции РФ. Изучение документа |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
||
28 |
§ 30. Конституционное судопроизводство |
1 |
Текст Конституции РФ. Изучение документа |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
||
29 |
§ 31. Местное самоуправление |
1 |
Текст Конституции РФ. Изучение документа |
Итоговый тест по всем разделам |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
|
ГЛАВА V. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО |
5 |
|||||
30 |
§ 32. Гражданство Российской Федерации |
1 |
Лекция |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности |
||
31 |
§ 33. Избирательное право |
1 |
Лекция |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности |
||
32 |
§ 34. Избирательный процесс |
1 |
Лекция |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности |
||
33 |
§ 35. Военная и альтернативная гражданская служба |
1 |
Лекция |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности |
||
34 |
§ 36. Права и обязанности налогоплательщика |
1 |
Лекция |
Итоговый тест по всем темам раздела |
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности |
|
ГЛАВА VI. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО |
8 |
|||||
35 |
§ 37. Принципы гражданского права. Субъекты гражданского права |
1 |
Лекция |
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития. |
||
36 |
§ 38. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности |
1 |
Лекция |
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития |
||
37 |
§ 39–40. Право собственности и его защита |
1 |
Лекция |
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития |
||
38 |
§ 41. Обязательственное право. Сделки и договоры |
1 |
Лекция |
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития |
||
39 |
§ 42–43. Наследование. Защита интеллектуальной собственности |
1 |
Лекция |
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития |
||
40 |
§ 44. Банковское право. Страхование |
1 |
Лекция |
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития |
||
41 |
§ 45. Права потребителя |
1 |
Лекция |
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития |
||
42 |
§ 46–47. Гражданское процессуальное право. Арбитражный процесс |
1 |
Лекция |
Итоговый тест по всем темам раздела |
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития |
|
ГЛАВА VII. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО |
3 |
|||||
43 |
§ 48. Заключение и прекращение брака |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
44 |
§ 49. Права и обязанности супругов |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
45 |
§ 50–51. Права и обязанности детей и родителей. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей |
1 |
Лекция |
Итоговый тест по всем темам раздела |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
|
ГЛАВА VIII. ТРУДОВОЕ ПРАВО |
5 |
|||||
46 |
§ 52. Трудовой договор |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
47 |
§ 53. Оплата труда. Охрана труда |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
48 |
§ 54. Время труда и отдыха |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
49 |
§ 55. Дисциплина труда |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
50 |
§ 56. Трудовые споры |
1 |
Лекция |
Итоговый тест по всем темам раздела |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
|
ГЛАВА IX. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО |
4 |
|||||
51 |
§ 57. Закон и порядок: административно |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
52 |
§ 58. Административная ответственность |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
53 |
§ 59. Экологическое право |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
54 |
§ 60. Государственная защита природы. Ответственность за экологические правонарушения |
1 |
Лекция |
Итоговый тест по всем темам раздела |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
|
ГЛАВА X. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС |
6 |
|||||
55 |
§ 61–62. Понятие и принципы уголовного права. Преступления |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
56 |
§ 63. Уголовная ответственность |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
57 |
§ 64. Уголовная ответственность несовершеннолетних |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
58 |
§ 65. Уголовный процесс |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
59 |
§ 66. Уголовное судопроизводство. Суд присяжных |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
||
60 |
§ 67. Юридические профессии. Профессиональная деятельность юриста |
1 |
Лекция |
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни |
Литература:
- Инфоурок. Ведущий образовательный портал https://infourok.ru/workProgram/40965.
- Лосев С. А. Право(базовый уровень) //Интелект-Центр.2019
- Н. И. Мантузов, А. В. Мальков. Теория государства и права// Юристъ 2004
- ФГОС с внесениями изменений от 12 августа 2022. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации.
- Метапредметные результаты освоения ООП