Преподавание права в образовательной организации на примере учебника по праву С. А. Лосева. Рабочая программа | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.

Дата публикации: 14.01.2023

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Павлова, Д. Ю. Преподавание права в образовательной организации на примере учебника по праву С. А. Лосева. Рабочая программа / Д. Ю. Павлова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 10-19. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/7949/ (дата обращения: 16.11.2024).



Пояснительная записка

Право как социальный институт возникает вместе с государством. Обеспечивая эффективность друг друга. Возникновения Права длительный процесс, возникло право как классовое явление.

Правовые нормы складываются тремя путями [3;25]:

1. Перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их с силой государства.

2. Правотворчество государства-издание специальных документов нормативных актов (закон, указ, постановление)

3. Судебное право, состоящее из конкретных решений.

Данная программа для 10–11 классов направлена на решение таких целей и задач как:

– Основы социальной динамики

– Перспективы развития современного общества, в том числе Российской Федерации

– Навыки оценивания социальной информации и умения соотносить различные оценки социальных явлений

– Готовность и способность делать объектом рефлексии собственный социальный опыт; использовать его (опыт при решении познавательных задач, разрешении жизненных проблем, разрешение конфликтов правовыми способами.

– Продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на основе правовых норм, обеспечение прав человека и гражданина в Российской федерации.

 *Контроль может корректироваться преподавателем дисциплины, например, вопросы после параграфа для слабых учеников. (форма контроля, прописанная в РПД, рекомендована для использования именно на базовом уровне, для лучшего понимания углублённого уровня права)

 **Дата по плану зависит от плана образовательной организации

Рабочая программа Право (базовый уровень) по учебнику Лосева С. А.


Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип/форма урока

*Контроль

Планируемые результаты

* * Дата по плану

1

Предисловие, или Обращение к ученику

1

Лекция

-

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ

5

2

§ 1. Государство и его признаки

1

Лекция

Составление плана по теме

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

3

§ 2. Происхождение государства

1

Лекция

Составление плана по конкретной теме

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

4

§ 3–4. Функции государства. Аппарат государства

1

Лекция

Эссе Государственный аппарат и социальная политика

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

5

§ 5–6. Формы государства

1

Лекция

конспект в виде схем и таблиц

готовность и способность к самостоятельной информацио-ннопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации.

6

§ 7. Правовое государство и гражданское общество

1

Лекция

Составление плана по конкретной теме

умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

ГЛАВА II. ТЕОРИЯ ПРАВА

5

7

§ 8–9. Правовое регулирование общественных отношений

1

Лекция

Эссе

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок

8

§ 10. Источники права. Правотворчество. Правовое сознание

1

Лекция

разбор документов, административное, гражданское, семейное право

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок

9

§ 11. Законность и правопорядок. Правовая культура

1

Лекция

Составление плана по конкретной теме

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

10

§ 12. Реализация права

1

Лекция

Эссе: Соблюдением норм права в обычной жизни

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

11

§ 13. Правонарушения и юридическая ответственность

1

Лекция

Изучение административного права

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок

ГЛАВА III. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

7

12

§ 14. Права человека: история развития

1

Изучение конвенции о правах ребенка

Контент анализ

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,

13

§ 15. Личные и политические права

1

Избирательное право документ

Избирательное право контент анализ

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

14

§ 16. Социальные, экономические и культурные права

1

Лекция

Составление плана по конкретной теме

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

15

§17. Права ребенка

1

контент анализ конвенции о правах ребёнка

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

16

§ 18. Юридическая защита прав человека

1

Лекция

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания

17

§ 19. Международное право

1

Проблемы применения международного права в Европе и Америке

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,

18

§ 20. Международное гуманитарное право

1

Гуманитарное право во время боевых действий соблюдение и нарушения

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания

ГЛАВА IV. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

11

19

§ 21. Понятие конституции. Виды конституций

1

Текст Конституции РФ. Изучение документа

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

20

§ 22. Основы конституционного строя Российской Федерации

1

Текст Конституции РФ. Изучение документа

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

21

§ 23. Федеративное устройство России

1

Текст Конституции РФ. Изучение документа

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

22

§ 24. Президент Российской Федерации

1

Текст Конституции РФ. Изучение документа

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

23

§ 25. Федеральное собрание

1

Текст Конституции РФ. Изучение документа

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

24

§ 26. Законодательный процесс

1

Текст Конституции РФ. Изучение документа

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

25

§ 27. Правительство Российской Федерации. Органы исполнительной власти

1

Текст Конституции РФ. Изучение документа

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

26

§ 28. Правоохранительные органы

1

Текст Конституции РФ. Изучение документа

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

27

§ 29. Судебная власть в Российской Федерации

1

Текст Конституции РФ. Изучение документа

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

28

§ 30. Конституционное судопроизводство

1

Текст Конституции РФ. Изучение документа

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

29

§ 31. Местное самоуправление

1

Текст Конституции РФ. Изучение документа

Итоговый тест по всем разделам

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

ГЛАВА V. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО

5

30

§ 32. Гражданство Российской Федерации

1

Лекция

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности

31

§ 33. Избирательное право

1

Лекция

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности

32

§ 34. Избирательный процесс

1

Лекция

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности

33

§ 35. Военная и альтернативная гражданская служба

1

Лекция

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности

34

§ 36. Права и обязанности налогоплательщика

1

Лекция

Итоговый тест по всем темам раздела

осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности

ГЛАВА VI. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

8

35

§ 37. Принципы гражданского права. Субъекты гражданского права

1

Лекция

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития.

36

§ 38. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

1

Лекция

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития

37

§ 39–40. Право собственности и его защита

1

Лекция

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития

38

§ 41. Обязательственное право. Сделки и договоры

1

Лекция

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития

39

§ 42–43. Наследование. Защита интеллектуальной собственности

1

Лекция

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития

40

§ 44. Банковское право. Страхование

1

Лекция

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития

41

§ 45. Права потребителя

1

Лекция

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития

42

§ 46–47. Гражданское процессуальное право. Арбитражный процесс

1

Лекция

Итоговый тест по всем темам раздела

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития

ГЛАВА VII. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

3

43

§ 48. Заключение и прекращение брака

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

44

§ 49. Права и обязанности супругов

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

45

§ 50–51. Права и обязанности детей и родителей. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1

Лекция

Итоговый тест по всем темам раздела

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

ГЛАВА VIII. ТРУДОВОЕ ПРАВО

5

46

§ 52. Трудовой договор

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

47

§ 53. Оплата труда. Охрана труда

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

48

§ 54. Время труда и отдыха

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

49

§ 55. Дисциплина труда

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

50

§ 56. Трудовые споры

1

Лекция

Итоговый тест по всем темам раздела

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

ГЛАВА IX. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

4

51

§ 57. Закон и порядок: административно

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

52

§ 58. Административная ответственность

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

53

§ 59. Экологическое право

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

54

§ 60. Государственная защита природы. Ответственность за экологические правонарушения

1

Лекция

Итоговый тест по всем темам раздела

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

ГЛАВА X. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

6

55

§ 61–62. Понятие и принципы уголовного права. Преступления

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

56

§ 63. Уголовная ответственность

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

57

§ 64. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

58

§ 65. Уголовный процесс

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

59

§ 66. Уголовное судопроизводство. Суд присяжных

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни

60

§ 67. Юридические профессии. Профессиональная деятельность юриста

1

Лекция

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни


Литература:

  1. Инфоурок. Ведущий образовательный портал https://infourok.ru/workProgram/40965.
  2. Лосев С. А. Право(базовый уровень) //Интелект-Центр.2019
  3. Н. И. Мантузов, А. В. Мальков. Теория государства и права// Юристъ 2004
  4. ФГОС с внесениями изменений от 12 августа 2022. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации.
  5. Метапредметные результаты освоения ООП

Похожие статьи

Проектный метод обучения английскому языку в юридическом вузе: теория преподавания и практика применения

Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель

История образования и педагогики в трудах С.И. Миропольского на примере церковно-приходских школ

Педагогические основы лицензирования учебных заведений ПТО. Мировой опыт. Украинская практика

Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ

Филологические аспекты подготовки студента высшей школы

Филологические аспекты подготовки студента высшей школы

Изучение психологии педагога: педагогический опыт и психологический анализ

Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 1. Программа курса

Уроки русского языка и их особенности в системе развивающего обучения в условиях новой школы

Похожие статьи

Проектный метод обучения английскому языку в юридическом вузе: теория преподавания и практика применения

Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель

История образования и педагогики в трудах С.И. Миропольского на примере церковно-приходских школ

Педагогические основы лицензирования учебных заведений ПТО. Мировой опыт. Украинская практика

Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ

Филологические аспекты подготовки студента высшей школы

Филологические аспекты подготовки студента высшей школы

Изучение психологии педагога: педагогический опыт и психологический анализ

Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 1. Программа курса

Уроки русского языка и их особенности в системе развивающего обучения в условиях новой школы

Задать вопрос