Реализация межпредметных связей при проведении уроков по экологии и биологии в 6-м классе
Автор: Анисимова Юлия Викторовна
Рубрика: Методическая копилка: разное
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.
Дата публикации: 22.01.2023
Статья просмотрена: 78 раз
Библиографическое описание:
Анисимова, Ю. В. Реализация межпредметных связей при проведении уроков по экологии и биологии в 6-м классе / Ю. В. Анисимова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/7986/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: урок биологии, пословицы, проблемная ситуация, актуальные проблемы биологии и экологии.
В современной системе образования в связи с введением обновлённых ФГОС как и прежде остаётся актуальным вопрос о реализации межпредметных связей при проведении уроков, в том числе и биологии. В стандарте отмечается, что необходимо сформировывать: «умение использовать приобретённые знания и навыки для здорового образа жизни <…>; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих» [5, с. 117]. На наш взгляд, рассказать о нравственных установках, касающихся охраны окружающей среды, непросто без привлечения дополнительного материала. Предполагаем, что целесообразно использовать пословицы и поговорки, связанные с экологией и защитой природы, т. к. целевые установки по отношению к живой природе складывались не сразу: люди размышляли о значимости всего живого ещё до возникновения привычной для нас науки о всём живом. Использовать паремии (т. е. пословицы и поговорки) полезно и в связи с тем, что учащиеся как раз изучают эту тему в начале учебного года в рамках предмета «Литература», поэтому целью статьи будет разработка вводного компонента к одному из уроков.
В курсе биологии в 6 классе изучается тема «Охрана растительного и животного мира» [3, с. 216–219], где целью урока является следующее: «дать представление о необходимости охраны растений и природных сообществ вообще» [2, с. 367], при этом А. А. Калининой предлагается использование метода подготовки докладов обучающимися для этого урока на темы «Степь», «Широколиственный лес», «Смешанный лес», «Тайга», «Лесотундра, тундра» [2, с. 368–369], а затем предлагается провести урок-лекцию о Красной книге, необходимости охраны окружающей среды и заповедниках; после чего следует опрос по изученной теме [2, с. 369–340].
Нами предлагается эвристическая беседа, связанная с паремиями русского языка. Целью такого задания, которое можно использовать и в качестве проблемной ситуации, и в качестве самостоятельной работы, будет соотнесение значения пословицы с экологической проблемой/значением природы для человека/необходимостью сохранения природы. Учащимся будет необходимо объяснить как само значение пословицы, так и провести параллель с актуальными проблемами современной экологии. Особенной сложностью в задании будет отсутствие наглядности, характерной для урока биологии, и наличие интерпретации паремий, характерных для уроков литературы.
Идея внедрения паремий в уроки биологии не нова. Интересный метод использования пословиц на уроках биологии представлен в разработке «Крылатые фразы, пословицы, поговорки, слоганы», размещённой на сайте «Биология в медицинском вузе». Авторы предлагают использовать распространённые, известные пословицы и видоизменять их в соответствии с изучаемой темой. Так, например, для описания особенностей генофонда применяется пословица «От перестановки генов генофонд не меняется»; для описания митоза — «Не говори “гоп”, митоз, пока свёрточные точки не пройдёшь» и пр. [4]. Разработка с использованием пословиц «Подборка пословиц и поговорок о растениях» на уроке биологии также принадлежит Р. Б. Умалатовой: работа содержит 30 пословиц, которые автор советует использовать. Она отмечает: «Пословицы о растениях помогают запомнить, когда следует сеять зерно, сажать овощи и удобрять землю, а когда — собирать урожай, приучают детей к труду, вырабатывают качества, такие как терпение и усердие, отучают от лени» [6]
Для данной статьи путём сплошной выборки были выбраны паремии из сборника пословиц и поговорок, составленных В. И. Далем. Мы использовали данный сборник потому, что он знаком учащимся из курса русского языка и/или литературы. Первые части паремий были помещены в первый столбик. Затем были в произвольном порядке представлены актуальные проблемы экологии, которые необходимо соотнести с получившейся пословицей (см. таблицу). Всего было выделено пять блоков биологических проблем, описываемых в пословицах: «Нехватка природных ресурсов», «Особенности приспособления разных животных», «Проблема выживания в неблагоприятных условиях», «Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный», «Недолговечность жизни». Ниже представлена таблица, в которой пословицы, найденные нами в сборнике В. И. Даля, сопоставлены с отмеченными нами проблемами:
Таблица 1
Начало пословицы |
Актуальная проблема экологии/биологии, с которой соотносится пословица |
Что ни хвать, то ёрш да ёж. |
Ограниченность природных ресурсов |
Нет пчёлки без жальца. Нет розы без шипов |
Особенности приспособления разных животных |
Лён не родится — и мочало пригодится. Сена нет, так и солома съедома. |
Ограниченность природных ресурсов |
Всем досыта есть, так и хлеба не станет |
Ограниченность природных ресурсов |
Лес по лесу, что рубль по рублю, не плачет |
Ограниченность природных ресурсов |
Большая рыба маленькую целиком глотает |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
В море потоп, в пустынях звери, в мире беды да напасти |
Проблема выживания в неблагоприятных условиях |
И считанную овцу волк съедает |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
С одного вола двух шкур не дерут. |
Ограниченность природных ресурсов |
Лошадь с волком тягалась — хвост да грива осталась. |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
На хороший цветок летит и мотылёк |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
На оглоданную кость и сорока не падка |
Ограниченность природных ресурсов |
На красный цветок и пчела летит |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
От одного порченого яблока целый воз загнивает |
Недолговечность жизни |
Какова земля, таков и хлеб. |
Ограниченность природных ресурсов |
Не море топит корабли, а ветры. |
Проблема выживания в неблагоприятных условиях |
В тесноте люди живут, а на просторе волки. |
Проблема выживания в неблагоприятных погодных условиях |
Нельзя исцелить, так можно отрубить. Худое дерево с корнем вон |
Недолговечность жизни |
Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит. |
Ограниченность природных ресурсов |
На всех и солнышку не угреть. |
Ограниченность природных ресурсов |
Как щука ни остра, а не возьмёт ерша с хвоста |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
С малинника лыки не велики, да ягоды сладки, а с калинника лык надерёшь, да ягод в рот не возьмёшь. |
Ограниченность природных ресурсов |
На безрыбье и рак рыба. В поле и жук мясо |
Ограниченность природных ресурсов |
На то щука, чтоб карась не дремал |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
Источник: В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа [1].
На наш взгляд, можно использовать данные пословицы в качестве проблемной ситуации к уроку: можно на проекторе или доске представить пословицы и проблемы, к которым можно отнести эти паремии. Так можно будет сделать урок несколько интереснее и реализовать межпредметную связь с литературой.
Литература:
- Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.100bestbooks.ru/item_info.php?id=5162&search=1
- Калинина А. А. Поурочные разработки по биологии к учебникам В. В. Пасечника и И. И. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011. 384 с.
- Калинова Г. С., Суматохин С. В. Биология. 5–6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2022. 220 с.
- Крылатые фразы, пословицы, поговорки, слоганы / Биология в медицинском вузе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2311
- Требования к учебному предмету «Биология» (на базовом уровне) // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=118&rangeSize=1
- Умалатова Р. Б. Подборка пословиц и поговорок о растениях (для учащихся 5–7 классов) / Инфоурок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/podborka-poslovic-i-pogovorok-o-rasteniyah-dlya-uchaschihsya-klassov-2952964.html
Ключевые слова
проблемная ситуация, пословицы, урок биологии, актуальные проблемы биологии и экологииПохожие статьи
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.
Организация профориентационного и научного сотрудничества факультета с образовательными учреждениями Нижегородской области
Статья посвящена организации профориентационной и научно-исследовательской работы естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ с учащейся молодежью Нижегородской области.
Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы
Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...
План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»
Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.
Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку
Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.
Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка
В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики
Попробуем с интересом разгадывать загадки, которые нам дарит наука «Физика».
Похожие статьи
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.
Организация профориентационного и научного сотрудничества факультета с образовательными учреждениями Нижегородской области
Статья посвящена организации профориентационной и научно-исследовательской работы естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ с учащейся молодежью Нижегородской области.
Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы
Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...
План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»
Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.
Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку
Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.
Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка
В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики
Попробуем с интересом разгадывать загадки, которые нам дарит наука «Физика».